16.03.2023

Газета «СК Новости» № 2 (424) 290 февраля 2023 года. Беседу вела Людмила Обуховская.

Сведения о Сергее Переходове можно почерпнуть только от него самого: не актер, не режиссер, лицо не медийное, что называется, но без которого и медийным не обойтись… И говорим мы с заместителем директора по производственно-техническим вопросам и информационным технологиям Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) о жизни и о кино.

— Что привело в профессию, Сергей?

— Как и многих, родные люди. Бабушка работала в кинопрокате. Глядя на нее, мама поступила в Загорский кинотехникум, нынешний филиал ВГИКа. Там она познакомилась с моим отцом. И жизнь моя с рождения вокруг кино крутилась… Прописка — в доме на улице Довженко. Подшефная школа «Мосфильма», в которой учился рядом, — в Мосфильмовском переулке. Отец тоже трудился в кинематографии, мама занималась тиражированием фильмов на фильмокомбинате. Вырос не фигурально, а в прямом смысле около кинопроектора и звуковой техники.

— То есть выбора не было?

— Выбор всегда есть. Но кино меня привлекало. В Театральном художественно-техническом училище получил диплом радиозвукотехника, а также удостоверение киномеханика. После распределения на тон-студию «Мосфильм» начал свою трудовую деятельность, затем работал в МХАТе им. М. Горького у Татьяны Дорониной и решил, что надо дальше развиваться, на среднем образовании не останавливаться… Хотелось хорошего инженерно-технического образования и, так как авиация является оплотом инженерной мысли, поступил в Московский институт инженеров гражданской авиации. Походил в форме, досконально изучил самолеты, но понял: без кино не то, чтобы жить не могу, но скучно… А это было время, когда во исполнение Указа Президента РФ в 2001 году создали акционерное общество «Российский кинопрокат», которое должно было возродить государственную киносеть для регулирования проката фильмов, получивших господдержку. Под руководством известного продюсера Виктора Глухова, который на тот момент отказался от производства фильмов, став руководителем этой структуры и посвятив себя важному для кинематографистов проекту.

Как инженер я принимал непосредственное участие в техническом оснащении проекта. В скором времени открыто было несколько кинотеатров в Санкт-Петербурге, Белгороде, Чебоксарах, Ставрополе, Омске и других городах. Но, как ни старались, организация наша в силу экономических обстоятельств на то время не выжила. Пришлось искать новое место работы…

— И какой жребий выпал на этот раз?

— От кино не удалился: по совету друзей занялся там рекламой. Мне было интересно продвижение фильмов, адаптация коммерческой рекламы к демонстрации в кинозалах. Но и это стало только этапом. С 2014 года работаю в архиве кинофотодокументов. Занимаюсь документальным кино в широком смысле.

— Что имеете в виду?

— Надо было разработать технологию, облегчающую доступ к хранящимся фильмам. На выстраивание технологических процессов, на создание новых регламентов ушло довольно много времени, потому что в стране по разным причинам их не стало. Пришлось мне с коллегами стать инициатором в некоторых областях архивной и кинотехнологической деятельности…

— Создали, и чем теперь занимаетесь?

— Чисто архивной работой — сохранением наследия, созданного кинематографистами, у которой много составляющих. Часто к нам поступают кино- и фотодокументы с чердаков и гаражей, в непотребном виде с точки зрения технического состояния, но представляющие важность для воссоздания картины времени, с персонажами, имеющими огромное значение для истории государства российского.

— Но ведь с новыми поступлениями от кинематографистов такой проблемы нет?

— Имеете в виду обязательные экземпляры фильмов, получивших государственную поддержку? Бывают и с ними недоразумения… Мы не всегда сразу можем выдать акт приемки по техническим критериям и другим параметрам, без нашего акта Министерство культуры не выдаст прокатное удостоверение. Так что, бывает, и на доработку отправляем…

— Облегчает сохранность оцифровка фильмов?

— Отнюдь. У нас нет задачи все оцифровать. Все киноархивы мира хранят фильмы только на пленке. Пленка доказала свою состоятельность тем, что на протяжении более ста лет сохраняет качественное изображение. Исследователи, работающие с нашими архивными документами, регулярно обращаются к прошлому, снятому в начале XX века, как к фотографиям, так и кинокадрам, причем они такого уровня и качества, которых даже современной техникой и технологией не всегда можно добиться!

— А современные технологии дают возможность посмотреть все созданное в прошлом?

— В том-то и дело, что нет. К примеру, существовала телепрограмма «Служу Советскому Союзу», к которой мы сегодня не можем обратиться, потому что она сделана на оборудовании и на носителях информации, которые устарели. Как, скажем, и послушать речи великих людей, записанные на фонографе — должно быть соответствующее оборудование. Это касается и электронных форматов. Мы дома уже не сможем посмотреть VHS-кассету, потому что не сохранились магнитофоны, а через пять лет вряд ли сможем посмотреть DVD-диски.

— Вывод: все кино- и фотодокументы должны храниться на пленке?

— Безусловно. Не говоря уже об уникальных… Аппаратура для этого была и есть, и пленка выпускается. В центре хранения страхового фонда РФ, который аккумулирует все важные документы, все на кинофотопленке и микрофильмах.

У пленки пока альтернативы нет, поэтому мы и выводим на нее особо ценные фильмы, снятые в «цифре».

— Кто же решает, какие фильмы подлежат длительному хранению?

— В структуре архива имеется экспертно-проверочная комиссия, которая принимает решение о целесообразности государственного хранения того или иного кинодокумента. Но если фильмы сняты на бюджетные деньги, мы обязаны принять их безоговорочно, вне зависимости от идеологической и художественной составляющей. Такой вот парадокс: хранить профинансированный государством фильм, даже если он не имеет никакой ценности…

А есть фильмы, которые проходят мимо нас. Скажем, снял его режиссер на свои деньги, а сдать забыл или не захотел. А потом по какой-то причине утратил оригинал, и никто ему помочь в восстановлении не сможет. Поэтому мы призываем всех не проходить мимо архива.

— А как вы соотноситесь с Госфильмофондом?

— Никак. Он не входит в архивную отрасль, стоит от нас особняком и подчиняется Министерству культуры. Но он тоже хранитель кинонаследия. Все игровое кино − в Госфильмофонде, а все документальное — в нашем Госархиве. Есть еще Гостелерадиофонд, где хранится все снятое по заказу Гостелерадио, и это тоже огромное наследие, которым он по своему усмотрению распоряжается. Мы все существуем параллельно, каждый на своей законодательной базе, со своими правилами.

— Какую помощь кроме предоставления кино- и фотодокументов оказывают сотрудники архива кинематографистам?

— К нам часто обращаются как к экспертам, консультантам. Скажем, на телеканале «Культура» уже много лет выходит программа «Запечатленное время», очень серьезная. Она рассказывает о наших исторических и бытовых реалиях, посвящена различным темам. Ценность в том, что ничего не приукрашивается и не втаптывается грязь. Сотрудники архива с удовольствием помогают, подбирают соответствующие теме документы. Более того, ее постоянный ведущий Виктор Баталин — опытнейший сотрудник РГАКФД.

— Наверное, и музеи обращаются к вам?

— И не редко! Государственная Третьяковская галерея уже не первый год проводит в своих стенах кинопоказы в рамках киноклуба и, конечно же, понимая ценность нашего архива, сотрудники на регулярной основе обращаются к нам за уникальными фильмами для демонстрации широкой публике. Центральный музей Победы на Поклонной горе также изобилует нашими кинофотодокументами. Например, на студии «Главкино» создавали мемориальную комнату С. Ф. Бондарчука и без нас не обошлись, потому что у нас хранятся фото- и кинодокументы о съемках «Войны и мира». У нас частенько берут все, что связано с созданием художественных лент.

Вот еще пример. Понадобилось снять Москву восьмидесятых годов. Она настолько поменялась, что без архивных кадров не обойтись… Практически нет ни одного сериала или фильма без нашей кинохроники, фотодокументов, которые воссоздают антураж времени.

— В архиве бывают открытия?

— А как же! За 95 лет накоплено столько всего интересного, что открытия можно совершать каждый день! Другое дело, мало исследователей, которые хотят погрузиться, что называется, с головой… В последнее время большинство стремится решать свои задачи быстро, сиюминутно, и это теперь считается нормальной практикой. А потом зрители удивляются, что в десяти военных фильмах один и тот же кадр воспроизводится! Есть, конечно, пытливые люди, стремящиеся найти оригинальное решение. Мы к таким относимся с особым вниманием и уважением.

— А зрители каким-то образом участвуют в жизни архива?

— Бывает и такое. Как-то неравнодушный человек принес пленку, которую чуть ли не на свалке нашел… А это оказались снятые на родине русского национального героя Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде юбилейные мининские торжества. Настоящая ценность, которую нам вручили совершенно бескорыстно. После того, как наши архивисты отреставрировали и оцифровали, а мы обнародовали результат, подтянулись нижегородские исследователи, нашли много новых интересных фактов о персонажах и непосредственно событии. Целая цепочка научных статей родилась!..

Еще случай. Как-то обнаружился киносюжет: боец по фамилии Собянин пишет письмо с фронта родителям. И оказался он родственником мэра Москвы! Случайная съемка была посвящена работе почты в годы Великой Отечественной войны. Сергей Семенович официально поблагодарил архивистов за то, что прошли по следам хроники, нашли родственников.

Вот такие приятные моменты вроде бы рутинной работы... Главное — подходить к любому делу творчески. Мы не архивариусы, окруженные тишиной и покоем, — у нас работа кипит. В читальных залах кино и фото порой до пятнадцати человек одновременно работает в поисках нужного документа! Никаких ограничений для стремящихся проникнуть в прошлое у нас нет, лишь бы обратившийся за помощью к нам хотел докопаться до истины и знал, что он конкретно хочет получить в архиве и для чего.

— Как восприняли приглашение в жюри кинофестиваля «КрымДок»?

 Николай Майоров (слева) и Сергей Переходов во время Крымского открытого фестиваля документального кино. Источник фото: персональная страница Н. Майорова в ВКонтакте.

— Как доверие к специалисту, много лет имеющему дело с кинематографом в самом широком смысле. Степень компетентности зависит от насмотренности, как скажем, у жюри литературных конкурсов от начитанности. И мне кажется, что она есть. Оценивать всегда нелегко, определенная степень субъективности присутствует у каждого. Но я смотрю фильм с точки зрения, подходит ли он к высоким критериям, позволяющим говорить о произведении киноискусства или нет. То есть принцип тот же, что и при решении принимать картину на хранение в архив или нет. В отмеченной жюри картине должны быть на уровне все составляющие: художественность, смысловая и идеологическая направленность, техническое исполнение. Только тогда это произведение киноискусства с точки зрения культурно-художественной и исторической ценности.

— Где-то промелькнула информация о том, что вы причастны к установке памятника фронтовому кинооператору…

— Точнее к месту установки (см. № 9 (395) от 28 сентября 2020 г.; с. 20.. − Прим. ред.). Участвовал в обсуждении в стенах Союза кинематографистов России, где же монумент должен находиться. Предлагалось установить его на «Мосфильме», а я возразил: кто его увидит на закрытой территории? И предложил установить его в Красногорске, озвучив мнение всех моих коллег, которые считали: наиболее подходящее место там, где находится наш архив, в котором хранятся кинокадры, сделанные под пулями, под смертельным огнем… Далее был членом оргкомитета по установке памятника. Пришлось преодолеть множество инстанций и согласований, но это уже было вторично, так как для красногорцев принципиальным было место. 4 сентября 2020 года первый в мире памятник фронтовым кинооператорам был торжественно открыт в Красногорске на Яблоневой аллее вдоль Волоколамского шоссе.