Николай Майоров: «Жизнь и кино для меня неразделимы»

Газета «СК Новости» № 1 (423) 23 января 2023 года.

Николай Майоров: «Жизнь и кино для меня неразделимы»

03.04.2023

Газета «СК Новости» № 1 (423) 23 января 2023 года; с. 4. Источник: www.unikino.ru/газета-ск-новости. Беседу вела Людмила Обуховская. Фото: персональная страница Николая Майорова в ВКонтакте.

Киновед, режиссер-оператор, продюсер Центра-студии национального фильма «ХХI век», лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, член научно-технического совета Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Николай Майоров много лет посвятил восстановлению первых советских цветных и стереоскопических игровых картин, а также анимационных фильмов. Автор проекта «Первые в кино». 

— Российское кино тех давних лет действительно вне конкуренции?

— Вне всякого сомнения. Мы были впереди планеты всей, и до сих пор за нами никто угнаться не может! На заре стереоскопического кино во всех странах его смотрели через очки — красно-зеленые, зелено-синие, полароидные, неполароидные, затворные… И только в Советском Союзе разработана была единственная в мире система, благодаря которой зрители смотрели стереофильмы на линзорастровом экране без очков. Было пять стереокинотеатров в разных городах. К сожалению, потом из-за технической сложности изготовление экранов прекратилось. Сейчас в Научно-исследовательском кинофотоинституте идут совершенно уникальные разработки интегрального стереоизображения для телевизионного экрана.

— О том, что до войны в нашей стране снимались цветные анимационные фильмы, знали лишь специалисты. До тех пор, пока вы не стали возвращать их к жизни… Какие уже увидели благодаря вам зрители?

— Восстановлены практически все советские мультфильмы, сделанные по трехцветной технологии, созданные на разных киностудиях — «Союзмультфильме», «Ленфильме», «Мосфильме» и на «Грузия-фильме». Мосфильмовским объединением кукольной мультипликации руководил гениальный кинорежиссер Александр Птушко. Он снял много прекрасных фильмов, среди которых «Новый Гулливер», в котором вместе с 1500 куклами играли актеры, «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

До сих пор в кукольной мультипликации никто не сделал ничего подобного! Когда мы показали восстановленную кукольную «Сказку о рыбаке и рыбке» 1937 года, нас обвинили в подмене кукол живыми людьми, увидев сцену пира, где бабка становится царицей, а мужики пляшут «Камаринскую»! Вот на каком уровне снимали наши предшественники! Эти фильмы, как и вышедшие до войны «Лиса и Волк», «Завещание» («Завещание пса-скотинки»), «Волк и семеро козлят», «Чудесный светофор» («Сова-светофор»), — шедевры советской анимации, свидетельство высочайшего мастерства их создателей. Это бриллианты в коллекции отечественного кино. Над ними работали люди, которые ценили искусство в себе, а не себя в искусстве.

Последним из трехцветных восстановлен удивительный рисованный мультфильм потрясающей красоты на музыку Чайковского «Зимняя сказка» Ивана Иванова-Вано, снятый в голодной холодной Москве 1944 года, когда «Союзмультфильм» вернулся в столицу из эвакуации. Люди так хотели праздника! И получили его в кинотеатрах… Это настоящий пир красок! Ни в одном из мультфильмов я не видел такого цветового спектра, такой радуги в полутонах!

Кто сегодня знает гения Павла Клушанцева? А ведь он создавал настоящие шедевры, когда техника еще не позволяла снимать стереокино. В музее «Леннаучфильма» я видел кукол, которые «играли» в его картине «Планета бурь», снятой в 1961 году, среди которых и подменявшая Георгия Жжёнова… Смотришь эту картину и не понимаешь: кукла в кадре или актер? Потому что качество кукол, их естественные движения и пластика в мультипликации были таковы, что подмены незаметны.

— Вы говорите о Клушанцеве, которого называют «крестным отцом» «Звездных войн»?

— О нем, конечно. Настоящий самородок, он изобрел многие спецэффекты, до сих пор востребованные Голливудом. Приехавший к нам во времена перестройки режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас попросил познакомить его с Павлом Владимировичем, признавшись, что без этого человека его фильма не было бы. В 1962 году американцы купили «Планету бурь» Клушанцева для проката, а потом поменяли все имена и фамилии наших актеров. В титрах вместо Жжёнова значится Курт Боден, а на звездолете вместо символов СССР — эмблема NASA. На студии Роджера Кормана дважды переделывали «Планету бурь». Сначала выпустили ее в прокат как «Путешествие на доисторическую планету», потом вставили новые эпизоды и превратили «Путешествие на планету доисторических женщин». Жжёнов в титрах стал Хансом Уолтерсом.

— Как же такое возможно?

— Американцы получали разрешение на покупку наших фильмов в Госкино, которое радо было любому интересу иностранцев. Для американцев же это абсолютно нормальная практика: купил — делай, что хочешь… Было так не только с картинами Клушанцева.

Фильм Птушко «Садко» перемонтировал Фрэнсис Форд Коппола и выпустил его как «Приключения Синдбада-морехода», в котором Сергей Столяров стал Эдвардом Столяром…

В 1968 году Стэнли Кубрик выпустил фильм «2001 год: Космическая одиссея» с «позаимствованными» эскизами художника Юрия Швеца из cоветской ленты о покорителях Марса «Небо зовет» 1959 года режиссеров Александра Козыря и Михаила Карюкова. Кстати, технологии, разработанные Клушанцевым, стали основой для фильма Кубрика «Космическая одиссея...» . Вот так. Все твердят: Голливуд, Голливуд… А то мы не знаем, что его создали на самом деле выходцы из нашей страны! Посмотрите на наши старые космические фильмы. Они прекрасны: «Солярис» Андрея Тарковского, «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова. Они лучше появившихся тогда же «Звездных войн». Дело в том, что наше кино добрее. Та же мультипликация у нас лирическая, тонкая, беззлобная, а их – с постоянными выяснениями отношений, драками, подставами, убийствами… Разве можно такое показывать детям?

— А какой у нас был первый полнометражный цветной мультфильм?

− Все считают, что это «Конек Горбунок», что не совсем так. В 1937 году сестры Брумберг начали снимать «Сказку о царе Салтане» на «Союзмультфильме», работу продолжили в эвакуации. Черно-белый вариант вышел в 1943-м, а в 1945-м сделана цветная копия. В 1949 году, когда праздновали юбилей А. С. Пушкина, полнометражный по меркам мультипликации цветной фильм выпустили в прокат. Но к нему отнеслись скептически, потому что авторы отошли от принятых тогда в мультипликации канонов — а ля Дисней. Мы же должны относиться иначе. В том числе и потому, что царя Салтана озвучил Михаил Жаров, а сватью бабу Бабариху — Фаина Раневская. Их голоса записаны в 1937 году.

— Все это, конечно, увлекательно. Но заинтересуют ли они нынешнее юное поколение любителей анимации, выросшее на фильмах века высоких технологий?

− Чтобы ответить на этот вопрос, надо увидеть реакцию юных зрителей, а для этого показать им фильмы. Но, думаю, картины тех лет не могут не заинтересовать нынешнее интеллектуальное поколение. Невозможно остаться равнодушным к созданному великими сказочниками Александром Роу и Александром Птушко. У Птушко ведь не просто сказки, а исторические былины, экранизации. Фильмы Роу с их глубинными подтекстами легко ложатся на сегодняшний день.

Кино без подтекстов вообще не интересно — ни детям, ни взрослым. А где оно? Кто может сегодня так снимать? Прямолинейность и ходульность — вот что мы видим. Чистая развлекаловка: посмеялся ребенок и забыл. Ему не над чем задуматься, нечего запомнить. Фильмы, которые я помню со своих ребяческих шестидесятых годов прошлого века, детские по жанру, но взрослые по мысли.

— А с какого фильма началась ваша любовь к кино?

— В 1960 году вышел на экраны полнометражный цветной фильм-сказка Киностудии им. Горького Александра Роу «Марья-искусница», на который меня привела мама в кинотеатр «Звезда».

А вообще главным путеводителем по кино был мой дедушка по папиной линии. Кожевенник по профессии, он был великим киноманом. Любимым его фильмом был «Чапаев» режиссеров Георгия и Сергея Васильевых. Думаю, ни один киновед и кинокритик не смотрел столько раз этот фильм, сколько я… У нас был любимый кинотеатр «Таганский», рядом с которым мы жили. Ходили в «Знамя», который потом стал «Иллюзионом». Вторая картина, которую безумно любил дедушка, «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна. Эти фильмы и привели меня в профессию.

— В детстве все любят кино, но не все становятся киноведами, режиссерами и операторами, как вы. Когда всерьез занялись всем этим?

— На десятилетие папа подарил мне фотоаппарат, который дедушке после войны вручили в виде премии от товарища Сталина за хорошую работу, и я начал учиться фотоделу по книге «25 уроков фотографии» Виктора Микулина.

А потом папа сводил меня на стереофильм в кинотеатр «Стереокино» на Театральной площади, в крыле гостиницы «Москва». Это была «Майская ночь, или Утопленница» — первый цветной стереоскопический игровой фильм по советской системе «Стерео-35 кадр над кадром», снятый Александром Роу. Потом была «Машина 22-12» — так назывался стереовариант музыкальной комедии «Счастливый рейс» режиссера Владимира Немоляева. Следом — стереоскопический вариант фильма-оперы «Алеко» Сергея Сиделёва по поэме А. С. Пушкина «Цыгане».

Я загорелся освоить стереосъемку фотоаппаратом. Но оказалось, что это возможно только с неподвижными предметами… Снял целую коллекцию домашнего хрусталя.

Фотография так и осталась моей манией, но перешла на второе место после кино, к которому я пристрастился в двенадцать лет в Московском городском дворце пионеров и школьников, где была лучшая в стране киностудия. Шефствующая над ней студия «Мосфильм» оснастила ее современной аппаратурой. А какие там были учителя! Кинофотосектором руководил блестящий профессионал Израиль Гольдберг, педагог от Бога и профессионал высочайшего уровня. Его ученики работают во многих крупных издательствах страны и за рубежом.

Затем был институт — мастерская народного артиста СССР Григория Рошаля. Драматургии меня учил киносценарист, продюсер и режиссер Валентин Черных. По его сценарию сняты оскароносный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» и еще полсотни популярных фильмов, среди которых «Любовь с привилегиями» режиссера Владимира Кучинского, «Любить по-русски» Евгения Матвеева, «Дети Арбата» Андрея Эшпая.

Юрий Сокол учил операторскому мастерству. Тот самый, который снял вместе с Григорием Чухраем «Трясину», с Александром Миттой — «Гори, гори моя звезда».

Моим главным куратором был кинооператор Илья Миньковецкий, который снял десятки фильмов, в том числе «Павел Корчагин» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, «Рожденные бурей» Якова Базеляна и Артура Войтецкого, «Дни Турбиных» Владимира Басова.

Комбинированным съемкам учил режиссер Генрих Бреннер, один из разработчиков советского полиэкрана. Нам даже юридические науки преподавали!.. Все они воспитывали в нас любовь к искусству, к месту, где ты его делаешь. Люди разных национальностей, они любили страну, в которой живут, дело которым занимаются. Часто делом они занимались не за деньги и нас этому учили.

— Учились во ВГИКе?

— Нет, в Московском государственном институте культуры, потому что там преподавал Григорий Рошаль, знаменитый режиссер театра и кино, сценарист, публицист, педагог. Я был знаком с ним и его женой, режиссером Верой Строевой с двенадцати лет. Когда у меня появилась кинокамера, я сделал мультфильм о шахматах, который Григорию Львовичу очень понравился. Узнав, что я собираюсь во ВГИК, он посоветовал Институт культуры как более широкопрофильный. Я так и сделал, о чем не пожалел.

В свой день рождения поднимаю тост и за родителей, и за учителей, которые дали не только профессиональные навыки, но и научили работать, думать, привили культуру. Рошаль познакомил меня с Любовью Орловой и Григорием Александровым, с Александром Птушко. Я тогда и подумать не мог, что буду держать в руках негативы цветного фильма Птушко «Сказка о рыбаке и рыбке» с великолепными рисунками палехских мастеров!.. Что стану тем человеком, который вернет миру шедевры Птушко и других режиссеров, снимавших под его руководством…

— Сколько лет вы занимались в студии?

— Придя в 1965 году, я долго с ней не расставался. Оттуда поступил в институт, а в 1975 году, студентом, и сам стал там преподавать. Вел кружок мультипликации. Был самым богатым в институте студентом, потому что получал повышенную стипендию и зарплату. Да еще успевал подрабатывать в Центральном доме искусств уборщиком… В месяц получалось 400 рублей.

— Над чем сейчас работаете?

Николай Майоров и  Сергей Переходов (РГАКФД) на фестивале документального кино КрымДок.

— Делаю картину, связанную с Крымом. Предыстория такая. В 1941 году вышел первый советский стереофильм «Концерт» Александра Андриевского. Мы его отреставрировали. Снимался он в Крыму, и у меня возникла идея сделать фильм о местах, где его снимали. Некоторые из них были точно известны, как, скажем, дача Кузнецова в Форосе. Но было много загадок… Помогли найти по фотографиям в Никитском ботаническом саду местные жители. Фильм уже на 70% смонтирован. Я рассказываю историю многих мест, которые хорошо знаю и люблю. Среди них — Мисхор и его достопримечательности, Форос и Симеиз. Получается рассказ и о любимом мною с детства Крыме, и о Крыме кинематографическом. Назвал картину «Земля молодости. Возвращение». Фильм музыкальный, будут звучать мелодии тридцатых-сороковых годов. Подобрать произведения помогла супруга, профессиональный музыковед Елена Майорова.

«Концерт» хотели назвать «Земля молодости», потому что мастер художественного слова Владимир Яхонтов читает там поэму Владимира Маяковского о молодости «Хорошо!». Но потом название изменили. Для меня же Крым — земля моей молодости, в которую я тогда влюбился навсегда.