Кинооператор Федор Проворов


Кинооператор Федор Проворов

14.03.2023

Масуренков Дмитрий Иванович (род. в 21 декабря 1939 года). В 1962 году окончил ВГИК. Оператор студии "Центрнаучфильм". Оператор более 200 научно-популярных фильмов. Удостоен звания «Лауреата Ломоносовской премии 1 степени».

Источник: www.www.mediavision-mag.pro. (февраль 2016 год). Фото: "Рабочий момент съемок фильма «Илья Муромец». 1956 год". Слева персонаж Калин-Царь (Шукур Бурханов), режиссер А. Птушко (стоит в центре с тростью), оператор А. Проворов за кинокамерой. Источник фото: ГАСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Судьбу технических инноваций в кинематографе во многом определяют те, кто первыми начинают использовать их в своей работе. Именно им приходится решать множество проблем, всегда сопровождающих внедрение технических достижений, а главное, открывать их выразительные и художественные возможности. Первопроходцем во внедрении цвета, широкого экрана, широкого формата и стереоскопии в нашем кинематографе был кинооператор Федор Федорович Проворов.

В профессии оператора есть как технико-организационные, так и художественно-творческие стороны, и у Проворова они гармонично сочетались. Он соединял в себе вдумчивого и скрупулезного исследователя, разработчика и испытателя технических и технологических новинок с талантом художника, открывающего новые выразительные возможности киноизображения. Трудно сказать, что в его работе доминировало – стремление открывать выразительные возможности с помощью новой техники или желание участвовать в создании способов и технических средств для реализации своих художественных замыслов. Вся его исследовательская и творческая деятельность была направлена на выявление художественных возможностей, которые открывались благодаря техническим и технологическим достижениям.

Творческая биография Проворова насчитывает не так уж много фильмов, но каждый из них – это демонстрация художественных возможностей, обеспечиваемых новыми технологиями.

С момента рождения кинематографа делались попытки сделать его звуковым, цветным и стереоскопическим. Было предложено немало способов съемок и показа цветных фильмов, но все они не выходили за рамки одиночных экспериментов, а, главное, не обеспечивали качественного цветовоспроизведения. В СССР работы над созданием цветного кино развернулись в начале тридцатых годов прошлого века одновременно в нескольких исследовательских центрах. В один из них – НИКФИ, в лабораторию цветного кино, пришел, оставив успешную карьеру кинооператора, Федор Проворов. Он активно включается в разработку системы цветного кино по двухцветной (бипачной) системе, уже используемой и в Германии, и в США. Эта технология заключалась в съемке одним аппаратом на две пленки, чувствительных к красной и синей областям спектра соответственно, с последующей печатью с двух негативов на один позитив с двухсторонней эмульсией и вирированием каждой из двух сторон пленки.

Первым фильмом, где Проворов реализует эти разработки, стал «Карнавал цветов» (режиссер Н. Экк, 1935). Хотя двухцветный метод давал несколько условное по цвету изображение, на кинематографическое сообщество и зрителей фильм произвел огромное впечатление и стал мощным толчком для продолжения работ по освоению цвета в кино.

Следующим шагом в освоении цвета для Проворова стал фильм «Соловей-соловушко» (режиссер Н. Экк, 1936). Он, в отличие от полудокументального «Карнавала цветов», был постановочным, и у оператора появилась возможность хотя бы частично управлять цветом. За счет подбора цветов декорации, грима, костюмов и реквизита, выбора соответствующей натуры и принципов освещения Проворов в большинстве эпизодов достигает почти правильной цветопередачи и тем самым демонстрирует потенциальные творческие возможности цветного кино. Характерно, что в фильме «Соловей-соловушко» оператор старается не выделять цвет, а работает в приглушенной и даже несколько монохромной гамме, строит цветовое решение так, что только в самых драматических эпизодах цвет, особенно красный, работал бы в полную силу, усиливая общее эмоциональное воздействие. Мастерство оператора в этом фильме получило самую высокую оценку и склонило всех к мнению, что цвет, пусть и несовершенный, может стать художественным средством.

Одновременно со съемкой фильма «Соловей-соловушко» Проворов сотрудничает с коллективом разработчиков трехцветного способа получения изображения (по аналогии с американской системой Technicolor). Способ заключался в съемке аппаратом со светоделительным кубиком на три пленки, чувствительные к разным частям спектра, и в сложнейшей гидротипной технологии печати копий с трех цветоразделенных негативов на специальную матричную пленку, окрашиваемую тремя красителями.

Проворов был первым оператором, использовавшим эту технологию, он снял по ней несколько короткометражных фильмов, в том числе и стереоскопический «Шторм».

Достигнутые им результаты позволяли приступить к производству художественных фильмов, однако этому помешала война. Но как только забрезжила победа, и студии вернулись из эвакуации, работы над цветными фильмами, несмотря на огромные трудности, возобновились. С режиссером В. Савченко Проворов приступает к съемкам художественного фильма «Иван Никулин – русский матрос», и уже в начале 1945 года он вышел на экраны. Это был уже по-настоящему цветной фильм, в отдельных его эпизодах достигалось точное воспроизведение реальных цветов.

Победа в Великой Отечественной войне принесла Советскому Союзу новую технологию производства фильмов (съемки, проявки и печати позитивов) с использованием трехслойных цветных пленок немецкой фирмы AGFA. И Проворов опять становится первым, кто осваивает эту технологическую цепочку как главный оператор цветного документального фильма «Парад Победы».

В конце 1945 года Проворов приступает к съемке картины «Каменный цветок» (режиссер А. Птушко). Она продемонстрировала все богатство красок цветовоспроизведения и цветопередачи на цветной пленке, а также художественно-выразительных возможности цветного изображения, в котором многообразие цветов как реалистических, так и условных складывается в гармоничную картину. Высокой оценкой работы оператора Проворова стал приз «За лучшее использование цвета» в фильме «Каменный цветок» на Каннском фестивале в 1947 году.

После завершения съемок ленты «Каменный цветок» Федор Федорович в течение нескольких лет руководит и сам участвует в огромном комплексе исследований и съемок, связанных с созданием технических, технологических, методических и практических рекомендаций для производства фильмов уже на отечественных цветных кинопленках. Главная задача – получение естественной и точной цветопередачи в самых разнообразных условиях съемки, что Проворов считал основой мастерства оператора.

Своеобразным отчетом о техническом и художественном освоении цвета на отечественных кинопленках стал следующий фильм Проворова – «Садко» (режиссер А. Птушко, 1952). Оператор блестяще справился со всеми задачами, связанными с новой технологией – от подбора цветов для всех снимаемых объектов в кадре и принципов их освещения, чтобы добиться задуманного цвета на пленке, и до контроля над изготовлением копий готового фильма. К тому же тогдашние цветные пленки не обеспечивали всей полноты и правильности цветопередачи, а цвет на экране нередко не соответствовал цвету снимаемых объектов. Поэтому для получения на экране задуманного результата приходилось снимать иные цвета. Способность понимать, как воспроизведется на пленке тот или иной цвет, как и каким светом освещать предмет, чтобы получить правильную цветопередачу, была важнейшей составляющей творческого мастерства Проворова. Для каждого эпизода он находит свое колористическое решение, смело вводит в красочную палитру изображения множество новых, впервые воспроизводимых на кинопленке цветов: фиолетовых, нежно-зеленых, теплых красно-оранжевых оттенков во всем многообразии. Он был одним из первых, кто активно использовал цветное освещение и в качестве художественного средства для обогащения цветового решения, и как способ корректировки цветопередачи.

Цвет в фильме достиг уровня управляемого художественного средства, и вполне закономерно, что Проворов стал признанным авторитетом в области цветного кино. К его советам, оценкам и рекомендациям прислушиваются все кинематографисты.