Операторы и работники фронтовых киногрупп. Левитан Аркадий Юлианович

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Левитан Аркадий Юлианович

22.09.2023

Валерий Фомин

Киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 785 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото оператор Аркадий Левитан в Берлине. Май 1941 года. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Левитан Аркадий Юлианович (1911–2006)

Оператор документального кино. Заслуженный деятель ис­кусств РСФСР. Еврей. Беспартийный.

Трудовую деятельность начал в 1929 году помощником оператора в Юго-Западном отделении «Совкино» в г. Орле, там же в течение двух лет овладевал искусством кинооператора.

В 1931 году стал ассистентом оператора на киностудии «Мосфильм». В 1933 году снял самостоятельно свой первый докумен­тальный фильм «На берегах Чукотского моря».

Работая с 1936 по 1941 год оператором Московской студии ки­нохроники / Центральной студии кинохроники, снимал сюжеты для кинохроники и специальных выпусков. Здесь же принимал участие в съемках перво­го своего крупного фильма «День нового мира», вышедшего в свет в 1940 году.

В годы войны, с 1941 по 1945 год, был оператором фронтовых киногрупп на Южном, Северо-Кавказском, 1-м Белорусском фронтах и Черноморской группы войск. Снимал совместно с другими фронтовыми кинооператорами специальные выпуски и фильмы «Новороссийск наш», «Освобождение Ростова», «Десант в Керчи», «Кавказ», «Смоленский процесс», «Берлин» (1945).

По итогам работы в киногруппе Западного фронта в 1942 г. заработал следующую характеристику:

«За время с 8 мая по 24 сентября с.г. заснял 13 сюжетов. Из них 4 включено в СКЖ, 3 использованы частично, 2 дали материал для Киносборника и фильма "День войны", 2 включены в Кинолетопись, 2 — в Фильмотеку.

Общий метраж съемок за указанное время 1437 м, из них 87 м – технический брак.

Обладает развитым чутьем киножурналиста. Самостоятельно решает сложные тематические задачи. Отрабатывает как со зрительной, так и с литературной стороны.

В период работы на Южном фронте дал ряд превосходных сюжетов о Донбассе, в которых съемка армии тесно слилась с индустриальным пейзажем и показом людей Дон­басса.

Им снят один из лучших сюжетов на тему о снайпере ("Снайпер Сурков" — СКЖ № 60).

В работе оператора преобладает метод организованной съемки, которым он пользу­ется умело, тактично.

К минусам работы оператора надо отнести то, что он дает сравнительно небольшой процент документальных боевых [съемок] и редко снимает материал, характеризующий результаты боевых действий.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 38.)

С равным успехом Аркадий Юлианович снимал как на земле, так и в воздухе. В итоговой служебной характеристике 1945 г. отмечалось:

«Опытный оператор. Особенно хорошо организует и снимает "спокойные" сюжеты; хорошо — организованные, слабее — событийные; медлителен; любит стационар. Из-за этого на фронте у него были трудности, особенно в первый период войны.

С увлечением работает над очерками, хорошо их задумывая и разрешая. Умеет находить интересные детали.

Скромный. Уравновешенный, дисциплинирован.

В 1942 на Южном фронте снял сюжет «Бронепоезд "За Родину"».

Был одним из ведущих операторов Северо-Кавказского фронта. Его характерная особенность – склонность к съемкам законченных сюжетов, разработанных по ходу продуманного плана, в котором подчас на первое место выдвигались люди – герои фронта, к раскрытию характеров которых у оператора было большое тяготение.

Это направление в его работе было оправдано в те моменты, когда на фронте не было крупных событий, шли бои местного значения, и когда мелкий факт и отдельный человек, показанные детально и всесторонне, представляли весомый материал для кинохроники.

Однако эта тенденция расходилась с прямой задачей т. Левитана в тот момент, когда на фронте начались крупные события, которые он призван был отражать на пленке.

Это противоречие к осени 1943 г. привело его к известному творческому кризису. В июле им был снят яркий и очень интересный сюжет о колхознике, сохранившем для нашей армии Знамя 43-го полка.

Потом автор был главным участником съемки процесса гестаповцев в г. Краснодаре. Вслед за этим он задумал съемку большого сюжета "о бывалом солдате", план которого был разработан во всех деталях. Здесь съемка отдельных небольших фактов и кино-портретов перерастала в большой очерк, для воплощения которого т. Левитан вынужден был широко использовать метод организованной съемки, что и увело его в сторону от меткого, острого хроникального наблюдения, и дало в результате съемку, хотя и тщательно продуманную, но мертвую и безжизненную.

После резкой критики его работы, он вернулся на позиции более строгих хроникальных съемок.

Под Новороссийском во время штурма этого города он прекрасно использовал телеоптику для съемки общих планов обстрела немецких позиций.

Этот материал был использован в СКЖ № 61.

Позднее он снял такие сюжеты, как "На Тамани", "Кубань", которые использованы в СКЖ № 72.

Съемка "Анапа" была признана слабой, так как вся группа кинооператоров, работав­ших на этом участке, оторвалась от армии и не показала боевых действий.

В 1944 г. т. Левитан был отозван от фронтовой группы и снимал, как оператор Московской студии. Здесь им сняты такие сюжеты, как "Румынские части в СССР" и "Югославские воинские части".

Этот материал принят для Кинолетописи, и как заготовка для будущих выпусков.

Кроме того, он почти целиком снял специальный выпуск о расследовании немецких злодеяний в катынском лесу.

В течение последних трех месяцев он не снимал, так как находился на излечении в госпитале из-за перелома ноги.

Учитывая большой опыт т. Левитана во фронтовых съемках, чрезвычайно желательно, чтобы он в дальнейшем, после выздоровления, был бы использован в качестве фронтового кинооператора.

В настоящее время оснований для изменения присвоенной ему категории нет.

Старший редактор Попов.

Согласен с оставлением т. Левитана во второй категории кинооператора.

Сааков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 171–171 об.)

В послевоенные годы выступал как оператор-режиссер и автор документальных фильмов.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями.

 


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

На фото фронтовые кинооператоры (слева направо): С. Стояновский, А. Левитан (за кинокамерой), М. Пойченко (четвертый слева), Д. Шоломович (справа на фото). 1942 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7374688).

«ФРОНТОВАЯ МАГИСТРАЛЬ» [1]

Снято на строительстве 165-го участка Сухуми – Адлер ЧЖД с 5 по 10 октября 1942 года

Монтажный лист № 1140

Операторы: Г. Асланов, А. Левитан

Снято 146 метров, пл. «Панхром», эм. № 154. Пленка Г. Асланова

Когда враг подошел вплотную к горам Закавказья и здесь завязались жестокие кровопролитные бои, вопрос транспорта стал одной из самых насущных проблем фронта...

 

Старые шоссейные дороги не удовлетворяли целиком потребностей сражающейся армии. Фронт властно потребовал быстрых перебросок войск, снабжения боеприпасами, го­рючим и т.д. Тогда в невиданно короткие сроки была построена железная дорога. Трасса ее пролегала через горные перевалы, реки, оползни почвы. Все эти трудности строители, воодушевленные стремлением помочь фронту, преодолели успешно.

На трассе работали тысячи колхозников, городских жителей, представителей различных национальностей народа Кавказа.

Снято:

Участок старой шоссейной дороги, полуразрушенной оползнями. С трудом проходят автомашины. Панорама на строящуюся железную дорогу. На Мюссерском перевале идут самые крупные земляные работы. Строители здесь прокладывают трассу по горам, нуж­но сделать огромные выемки в грунте. Особенно хорошо работает здесь Ахмед Абдуллаевич Байрамов, выполняя систематически задание на 150%. (Снят в папахе, загружает землей тачку и везет ее – панорама.)

На другом участке выемка грунта и погрузка его на вагонетки идет экскаватором. Стро­ится мост через реку Черная. Образцы работы показывает здесь бригадир плотничьих ра­бот Павел Дмитриевич Девин, его показатели не ниже 200% дневного плана. (Девин пилит сваю.) На участке лучшего прораба строительства тов. Шуйского земляные работы уже за­кончены, идет укладка пути. В кадре, снятом с проезда, тов. Шуйский (в пиджаке и бриджах) обмеряет полотно шаблоном. На готовом участке дороги поезд с воинскими грузами (про­езды из тоннеля в тоннель и статичные общие планы).

Операторы: Г. Асланов, А. Левитан.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

1. На монтажном листе оставлена резолюция цензора: «Снять» 28 октября 1942 г. 
Подпись

«В городе не осталось ни одного жителя — всех немцы угнали за собой...»

«НОВОРОССИЙСК НАШ»

18-я армия СКФ

16–17 сентября 1943 г.

Монтажный лист

Операторы: А. Левитан, И. Аронс

16 сентября 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта после пяти дней ожесточенных боев овладели городом Новороссийск.

В ходе боев снято:

С нескольких точек – город, цементный завод «Пролетарий», занятый противником. Гора Сахарная голова – командная высота над Новороссийском – находится в руках немцев (имеет характерную форму пирамиды).

За несколько дней до решающего наступления наша артиллерия приступила к планомерному разрушению вражеских огневых точек, наблюд. пунктов и укреплений. Съемка телеоптикой 850 мм – точные попадания наших снарядов по баку на волнорезе (амбразуры с крупнокалиберным пулеметом), по электростанции (огневые точки в проемах стен), по горе Сахарная голова (наблюд. пункты).

То же дублируется объективом 2100 мм.

Залпы и отдельные выстрелы орудий. На подступах к городу пехота 55-й гвардейской дивизии штурмует высоты, передвигается перебежками, поднимается по склонам.

14 сентября бои достигли особого напряжения. Советские бойцы наступали яростно. Их поддерживала артиллерия и авиация. Противник отчаянно сопротивлялся. Артогонь до­стиг высокой плотности. Разрывы снарядов различных калибров в районе боев. Разрывы авиабомб. Они застилают собой почти весь цемзавод. На окраине города и в районе цемзавода «Пролетарий» перебежками продвигается наша пехота 318-й стр. дивизии. Бойцы уже в цемзаводе. Среди развалин они перешагивают через трупы немцев, бегут дальше, вперед. Крупные планы стреляющих автоматчиков. На фоне видны трубы завода.

15 сентября с утра наступающую пехоту особенно интенсивно поддерживала наша авиация. В воздухе – Илы. Они переходят в «пике». Из-под плоскостей, оставляя дымные следы, слетают реактивные снаряды.

Второй заход – Илы штурмуют пушками. В районе причалов подожжено нефтехранилище противника. Над пожарищем кружатся Илы, вновь и вновь повторяя атаки.

Еще один заход – Илы поливают противника зажигательной смесью. Кверху поднимаются густые клубы белого дыма.

К исходу дня 15 сентября противник, не выдержав нашего натиска, стал постепенно оставлять дом за домом, поджигая за собой здания.

Общие планы – над Новороссийском дымы пожарищ. Наши бойцы перебегают на фоне горящих зданий.

Из наблюдательного пункта выходят командующий 18-й армией генерал-лейтенант Леселидзе и член ВС армии генерал-майор Колонин в сопровождении штабных офицеров. Крупные планы командования. Общий план на фоне Цемесской бухты.

16 сент. утром город был очищен от противника. По улицам освобожденного Новороссийска, преследуя врага, идут наши части. Идет пехота, артиллерия, танки, гвардейские минометчики и т.д.

На улицах лежат трупы немцев. Среди них – трупы морских пехотинцев (трупы с якорями на петлицах). Они были переброшены сюда срочно из Анапы на поддержку разгромленной новороссийской группировки немцев.

Мимо трупов идут войска. Стоит подбитый «Фердинанд». На берегу – развороченная нашим снарядом немецкая пушка.

Новороссийские цемзаводы совершенно разрушены. Разрушен также знаменитый новороссийский элеватор.

В городе не осталось ни одного жителя – всех немцы угнали за собой.

Общие планы-панорамы. Бухта, город, цемзаводы. Развалины электростанции. Развалины цемзавода. Пустые разрушенные улицы.

На цемзавод «Пролетарий» пришел хозяин – директор завода т. Вебер. Вместе с инструктором крайкома ВКП(б) т. Штукаловым они осматривают разрушения (т. Вебер – в фуражке).

По улице идет группа моряков – героев «Малой земли». На цемзаводе они устанавливают красный флаг.

Кинооператоры Левитан, Аронс.

Подлинник. Автограф.

«АНАПА»

22 сентября 1943 г.

Монтажный лист №№ 1285, 1286, 1287

Кинооператоры: Левитан, Пойченко, Аронс

Снято 305 метр. Камера «Аймо». Пленка «Изопанхром». Эм. № 154

Характер съемки – солнце, натура

Пленку списать с Левитана – 90 м, с Пойченко – 150 м, с Аронса – 85 м

22 сентября наши войска освободили г. Анапу от немецких захватчиков.

Снято:

1) Оператор А. Левитан (коробка № 1).

  1. По улицам города мимо дымящихся развалин идут советские танки. Их приветствуют жители.
  2. На улицах Анапы огневые позиции нашей артиллерии. Артиллеристы ведут огонь.
  3. Разрушения, произведенные немцами в городе. На центральной улице – разрушенный дом горкома ВКП(б). Дом курортного управления.
  4. Наши трофеи: немецкие пушки, боеприпасы, прочее военное имущество. Трофеи грузят на машины.
  5. Домой возвращается анапский партизан Василий Федорович Руденко. Его встречает сестра, тетя, соседи.
  6. Девушки Руденко и Чернецова устанавливают на доме красный флаг.
  7. В порту – сожженный немцами причал.
  8. Разрывы нашей артиллерии в районе санатория «Бимлюк», еще занятого немцами.

2) оператор Аронс (коробка № 2).

  1. Минометная батарея ст. лейт-та Жимогулова ведет огонь на подступах города. (Вдали видно здание Морского училища.)
  2. Пулеметный расчет сержанта Чередниченко бьет по засевшим в доме гитлеровцам.
  3. Бойцы-автоматчики ведут огонь на окраине города.
  4. Население возвращается в город (снято на фоне проходящей вперед артиллерии).
  5. Подбитый «Фердинанд».
  6. Разрушенное здание почты и поликлиники г. Анапа.
  7. Население встречало бойцов Кр. Армии как родных, близких людей. Анна Глебовна Озолина, как мать, ухаживала за бойцами. Она моет голову бойцу-казаху Халмурзаеву (см. на обор.).

3) Оператор М. Пойченко.

  1. Общие и средние планы. Танки и тяжелая артиллерия выходит из гор на равнину. Трудности передвижения.
  2. Танки гв. полковника Шуренкова (Новороссийская бригада) врываются на улицы Анапы.
  3. Уцелевшие жители.
  4. Разрушения.
  5. Брошенные немцами пушки и снаряжение.
  6. Партизан т. Руденко возвращается домой (снято совместно с опер. Левитаном).
  7. Разрывы в районе пляжа, санатория «Бимлюк», снятые F-210 и общие планы.

Кинооператоры А. Левитан, И. Аронс, М. Пойченко.

Примечание: в курортном районе Анапы (грязелечебница, санаторий «Бимлюк», пляж и пр.) в момент съемки еще находился противник. Поэтому эти объекты не сняты.

22 сент. 1943 г.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

Оператор Аркадий Левитан в Берлине. Май 1941 года. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

«По косе Чушка идут наши танки...»

«ЭПИЗОДЫ, СНЯТЫЕ НА ПОСЛЕДНИХ РУБЕЖАХ ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

11 октября 1943 г.

Монтажный лист

Оператор: Левитан А.Ю. Ас. оператора: Аронс И.Б.

Эпизод 1-й «Порт Темрюк».

Морскую пристань Темрюк немцы использовали для снабжения своих войск на Та­манском плацдарме. Сюда доставлялись различными плавсредствами войска и военные грузы.

При отступлении с Тамани противник пользовался портом для эвакуации своих войск. Наша авиация разбила и потопила тут немало немецких плавсредств.

Сняты баржи, пароход, катера, разбитые нашей авиацией. Все это полузатоплено и обгорело. На некоторых из них сохранились немецкие названия.

Эпизод 2-й«Рыбаки помогают десантникам».

При взятии нашими войсками укрепленного пункта противника в районе села Голубицкая успех операции обеспечила десантная группа, высадившаяся со стороны моря в тыл противника.

Провести операцию помогли советские патриоты – местные рыбаки. Они спрятали от немцев лодки, и когда десантникам понадобились плавсредства, то эти лодки сослужили большую службу.

Снято: рыбаки тов. Харенко (в кепке с усами), Стефанов (в ушанке) ведут командира роты капитана тов. Васянина к лодкам, замаскированным в камышах.

Десантники садятся в лодки. Лодки отплывают.

Лодки с десантниками (с движения).

Общий план. Лодки с десантниками подплывают к берегу противника. Видны береговые укрепления. На берегу видны разрывы.

Бойцы прыгают с лодок. Бегут по воде к берегу.

Высадка десанта, снятая с нескольких точек.

Бойцы штурмуют проволочные заграждения. Автоматчики ведут огонь. Ведут огонь минометчики.

Перебежка бойцов на фоне горящих камышей.

Эпизод 3-й.

Противник, отступая на Таманском полуострове, минирует все дороги, мосты и даже поля и виноградники.

Снято разминирование виноградника. На одном гектаре виноградника минеры обнаружили до 500 противотанковых мин.

Минеры старшего лейтенанта Лаврухина разминируют виноградник. Идут со щупами, обследуют каждый куст.

Старшина тов. Горохов обнаружил мину под гроздьями винограда. Он ее обезвреживает. То же делает сержант Геламулин.

Старший лейтенант Лаврухин также обезвреживает мины.

Эпизод 4-й«На косе Чушка».

Отсюда, с этой длинной песчаной отмели, ушли последние немцы с Тамани.

Мы видим остатки его плавсредств, разбитые нашей авиацией.

Два взорванных катера, сгоревший взорванный причал. На фоне причала полузатопленная разбитая шхуна.

По косе Чушка идут наши танки, бронетранспортер и машины.

На броневике везут трех пленных немцев – эти трое не успели эвакуироваться в Керчь.

На море шторм.

Несколько кадров моря через колючую проволоку.
Сейчас эти берега охраняются нашими бойцами.
Несколько кадров часовых, охраняющих очищенный от противника Таманский полу­остров.

Оператор Левитан.

Ас. оператора Аронс.

Примечание: съемки, проведенные в последний день операции на Таманском по­луострове, видимо, будут самыми бледными, так как на рассвете 9 октября операторы увидели оставленную противником косу Чушку без каких либо следов пребывания там немцев.

На песке не валялось ни одного трупа, не было никакой разбитой техники, за исключением снятых потопленных катеров и баржи.

В то же время съемки, проведенные в предыдущие дни, значительно ярче показы­вают операции по ликвидации Таманского плацдарма противника, в частности, видимо, интересны съемки тов. Пойченко и Котляренко, сделанные ими в районе порта Тамань (этот материал выслан в студию несколько дней тому назад).

Таким образом, видимо, будет целесообразно при монтаже сюжета центр тяжести его (по­каз разгрома) перенести на показ операции в районе Тамани. Во всяком случае, видимо, не удастся сделать необходимого акцента на последнем моменте операции, т.е. на косе Чушка.

Насколько мне известно, оператор тов. Микоша проводил съемку телеобъективом в момент эвакуации войск противника с косы Чушка (съемка велась из порта Тамань). В то время по переправляющемуся противнику активно действовала наша штурмовая авиация. Снятый им материал может представлять большой интерес.

Начальник киногруппы Севкавфронта Трояновский.

Подлинник. Машинопись.

«Катынь» 

Монтажный лист № 5319

Оператор А. Левитан

Киносъёмка проводилась 18-24 января 1944 г.

Работа специальной комиссии по расследованию и установлению обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками военнопленных польских офицеров в Катынском лесу.

«МАРШАЛ ЖУКОВ»

(К материалу для фильма режиссера Райзмана «Берлин»)

Первые дни штурма Берлина. Автор фото: А.Ю. Левитан. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино)

18 апреля 1945 г.

Монтажный лист № 587

Оператор: А. Левитан, 150 метров

15-го марта Маршал Советского Союза Жуков наблюдал за боем с наблюдательного пункта 8-й гв. армии генерал-полковника Чуйкова. На НП снят Маршал Советского Союза Жуков, командующий 8-й армией генерал-полковник Чуйков, член Военного совета ар­мии генерал-лейтенант Телегин, член Военного совета армии генерал-майор Пронин и генерал-полковник артиллерии [Козаков?].

Кроме НП снято несколько планов работы командного пункта армии, проходы генералов по ходам сообщения, наблюдение в стереотрубу и т.д.

Оператор Левитан.

Заверенная копия. Машинопись

«ПЕРВЫЕ СНАРЯДЫ ПО БЕРЛИНУ»

Монтажный лист № 624

(Для фильма «Берлин»)

К/оператор: Левитан

Пленка «Орто Рапид», СЧС-4. Снято 110 м

23 апреля 45 г. 1-й Краснознаменный пушечный полк РГК[1стрелял впервые по центру Берлина, поддерживая наши войска, ведущие бои в городе. Артиллеристы прошли главный боевой путь. Они дрались под Смоленском, Москвой, под Ленинградом, на Висле и сейчас бьют по Берлину.

Это пушка особой мощности – 210 мм. Дальность боя – 30 км. Все снаряды – 135 килограмм. Около орудия подполковник Матюхин говорит расчету о великой чести дать первый выстрел по Берлину. Расчет ведет огонь по Рейхстагу.

Батарея 152 мм пушек того же полка (командира ст. лейтенанта Катова) ведет огонь по Силезскому вокзалу в Берлине.

Левитан.

Рукописная копия. Без даты.

1. РГК – резерв Главного командования.

«Взят Рейхстаг. Он еще горит. На вершине развевается наше зна­мя ... знамя победы....»

«БЕРЛИН»

5 мая 1945 г.

1-й Белорусский фронт 

Кинооператор: Левитан

Снято 460 метров

На улицах Берлина идут бои. Артиллерия и минометы установлены на перекрестках и площадях и бьют навесным огнем по соседним кварталам. Оглушенные артиллерийской канонадой немцы, затыкая уши, пробегают мимо огневых позиций. Они жмутся к подъез­дам домов. В других кварталах голодные берлинцы грабят продовольственные магазины (снято в районе Нойкёльн)[1].

Горят дома. Население вытаскивает через окна свой скарб. В городе не работает водопровод. У водоразборных колонок на улице длинные очереди берлинцев с ведрами. Они помогают нашим бойцам качать воду (снято на Франкфуртер аллее). По улицам Берлина идут колонны пленных немецких солдат и офицеров. Немцы разбирают завалы. Мимо проходят пленные.

У дома с трехцветным французским флагом группа освобожденных французов. Они приветствуют освободителей, поднимая кверху два пальца – Виктория (победа).

1 мая к огневым позициям зенитчиков и противотанкистов подъехала звукопередвиж­ка. В Берлине они с особым вниманием слушают новости из родной Москвы.

Взят Рейхстаг. Он еще горит. На вершине развевается наше знамя – знамя победы.

У Рейхстага сняты наши танки. На танке и у входа в Рейхстаг сняты группы танкистов, которые первыми прорвались к центру Берлина. По Унтер-ден-Линден[2] мимо Бранденбургских ворот идут наши танки и машины. Пожары на Унтер-ден-Линден. У Рейхстага группа освобожденных из фашистской неволи советских девушек. Их окружили наши бойцы, угощают, расспрашивают. Здесь смех и слезы радости. Крупно Гомельцик из Киева (вторая не записана), Степанида Григорьева из Сумской области. Ушганкова Евдокия из Брянска, Анна Шарп из Витебска.

Левитан.

Подлинник. Автограф.

1. Нойкёльн – пересадочный узел Берлинских метрополитена и городской электрички.

2. Унтер-ден-Линден (нем. Unter den Linden – «Под липами») – один из главных и наи­более известный бульвар Берлина, получивший свое название благодаря украшающим его липам.

Поэт Е. Долматовский в Берлине. 3 мая 1945 года. Автор фото: А. Левитан. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).


Материалы по теме