Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ешурин Владимир Семенович

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ.

26.04.2023

Валерий Фомин

Киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 711 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). 

Ешурин Владимир Семенович (1909–1985)

Оператор и режиссер документального кино. Образование среднее. Русский. Член ВКП(б). Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В кино с 1923 года (начинал оператором на киностудии «Про­леткино»), в кинохронике с 1927 года, работал в бригаде Кинопо­езда Медведкина.

Один из десятка советских кинооператоров, успевших стать «обстрелянными» еще до начала Великой Отечественной. В 1936 г. Владимир Семенович был командирован (совместно с Борисом Цейтлиным. - Прим. ред. #МузейЦСДФ) для съемок в Абис­синию и сделал полнометражный фильм «Абиссиния» (режиссер Илья Копалин. - Прим. ред. #МузейЦСДФ). В 1940 – участник съемок для фильма «Линия Маннергейма» (Сталинская премия, 1941). Снял более двух десятков очерков и фильмов, в том числе: «В стране Ленина», «Турксиб», «Московская орденоносная». И уже тогда был возведен в сан оператора высшей категории. Также более двух лет отпахал в тяжкой должности зам. директора Московской студии кинохроники. За особые заслуги в области кинематографии был награжден орденом «Знак Почета», за уча­стие в создании фильма «Линия Маннергейма» – орденом Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной войны Владимир Семенович снимал с первых дней боевых действий. В мае 1942 года его назначили заместителем начальника киногруппы Северо-Западного фронта. И опять в обеих ипостасях – оператора и начальника – он зара­ботал отличную характеристику:

«С первых дней Отечественной войны находится на фронте в качестве начальника фронтовой киногруппы и оператора. Дает отличные съемки боевых эпизодов, показывая танкистов, артиллеристов, летчиков и партизан. Умело снимает непо­средственно в ходе боевых действий, проявляет инициативу, энергию, смелость».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 9.)

И хотя на Северо-Западном фронте все у него получалось, и дела шли хорошо, он вдруг обратился к начальству с просьбой: «Дайте задание поопаснее…»

Вот это обращение, которое много говорит о Ешурине-человеке:

«Приветствую вас, тов. Васильченко. <...> прошу отозвать меня на любой участок, какой вы пожелаете, с тем, чтобы я продолжал свою творческую работу в условиях фронта.

О причинах я вам докладывал прошлый раз, но все же напомню еще раз. День в условиях Заполярья уже значительно сократился, стал совсем коротким и неуклонно, быстрее, чем в центральной полосе нашего Союза, идет к сокращению. В октябре месяце работы на всю группу не будет вовсе. Начались дождливые мрачные дни, в условиях которых съемки производить нельзя. В ноябре месяце начнется заполярная ночь, и в это время года какие бы события ни произошли, оператору ничего абсолютно сделать будет нельзя. Без работы сидеть я не могу. Да и вам, я думаю, невыгодно держать меня без действия.

Я ничего бы не имел против, если с началом рассвета в Заполярье вы меня вновь сюда направили. Это будет в феврале месяце. Или, в случае каких событий, я всегда, имея сверхчувствительную пленку, сумею через пять часов быть обратно, пользуясь авиацией.

Могу вас заверить, что, несмотря на самое замечательное отношение здесь ко мне, несмотря на то, что я мог бы здесь жить в теплой замечательной избе, хорошо устроив все свои нужды, я хочу все же не сидеть, а работать на благо нашей родины. Поэтому, вызвав меня в центр, я прошу дать мне любое задание.

И чем оно будет опаснее и сложнее, тем с большим желанием и рвением я возьмусь за выполнение этого задания. <...>

Жму вашу руку.

Начальник киногруппы оператор В. Ешурин».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 98. Л. 12.)

Начальство пошло навстречу. Ешурин руководил далее фронтовыми киногруппами на Западном, 1-м Украинском, Юго-Западном фронтах, на границе с Румынией. В 1943 г. получил тяжелую контузию.

Кинохроникеры (стоят слева направо): заместитель нач. Управления фронтовых киногрупп Виктор Штатландт, Борис Небылицкий, Давид Шоломович, Владислав Микоша, Владимир Ешурин (сидит на первом плане). 1944-1945 гг. Фото из архива В.И. Фомина.

В 1944 г. был направлен в Югославию. Спустился на парашюте в тылу врага в распо­ложение отрядов югославских партизан. Именно Ешурин сделал самые яркие и вырази­тельные съемки в Югославии. Недаром в этой стране сделали документальный фильм о Ешурине – «Союзник с камерой» (1990).

Дважды лауреат Сталинской премии – за фильм «Линия Маннергейма» (1940) и за съемки фильма «Югославия» (1946).

Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Партизанской Звезды», «Знак Почета», Отечественной войны II степени, орденом Труда (Вьетнам). Награжден ме­далями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За защиту Советского Заполярья».

После войны – на ЦСДФ.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«ПИОНЕРКА ЛИНА ОРЛОВА»

28 сентября 1942 г.

Карельский фронт

Монтажный лист № 995

Оператор: Ешурин Вл.

Пленка: «Суперпан» и «Рюкфильм». 140 метров. Натура с искусственным полуваттным светом

Краткое содержание сюжета.

В энское соединение политрук и командир принесли свежие газеты. В сегодняшней газете пишут об известной Карельскому фронту патриотке, пионерке Лине Орловой. Бой­цы рассматривают помещенное в газете фото (детали газеты и фото прошу снять с при­сланной вам газеты в Москве, так как у нас ни у кого из операторов нет стационара). С фото в газете мы переходим непосредственно к показу Лины.

Вот она несет раненому бойцу обед. Кормит его. Ее зовет другой, с раненой рукой. Он про­сит ее написать письмо. Лина, написав, немедленно бежит опустить письмо в почтовый ящик.

Частенько Лина поет бойцам их любимые песни (содержание песни прилагаю). За от­личную, самоотверженную работу в госпитале одиннадцатилетней пионерке, дружинни­це Лине, бригадный комиссар, член Военного совета Карельского фронта тов. Куприянов, вручает правительственную награду – медаль «За боевые заслуги».

Подлинник. Машинопись.

«Взятием Синельниково наши войска перерезали немцам последний железнодорожный путь в Крым...»

«СИНЕЛЬНИКОВО»

21 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист № 1272

Оператор: Кун

Синельниково – крупный жел. дор. узел.

Взятием Синельниково наши войска перерезали немцам последний железнодорож­ный путь в Крым. Съемки произведены немедленно после изгнания немцев из города. Город безлюден.

Немцы, отступая, увели с собой часть жителей, часть населения прячется по окрестно­стям (позднее Синельниково с вернувшимися жителями стали снимать операторы Ешу­рин, Грачев).

Сняты:

Разрушения, пожары в районе станции, взорванные станционные постройки. На же­лезнодорожном пути лежат подорванные семафоры.

Пехотные части через Синельниково проходили ночью.

Утром снято движение артиллерии на запад от Синельниково к Днепру.

Снят кадр:

На первом плане сожженные и разрушенные немецкими варварами дома мирного на­селения. Дом Зинаиды Емельяновны Пащенко. Зинаида Емельяновна Пащенко хлопочет у уцелевшей печки, готовит пищу. Мимо руин проходит советская артиллерия.

Снято негативной пленки «Союз» 125 м.

21.09.43 г.

Кун.

Подлинник. Автограф.

«Расстреливали за пение советских песен...»

«В КРАМАТОРСКЕ»

30 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист

Оператор: Ешурин

  1. Зверства фашистов в гор. Краматорске – 220 метров.
  2. Горят фашистские самолеты – 30 метров. Пленка – «Сюз-2», эм. № 154

За время пребывания фашистов в гор. Краматорске гестапо расстреляло свыше 6000 советских граждан. Расстреливали коммунистов, партизан, рабочих и просто за ослуша­ние, за пение советских песен, за чтение советских листовок.

В материале вы найдете помещение гестапо, с него панорамы из тюрьмы. Отсюда фашисты выводили советских людей во двор и расстреливали. Стреляли и во дворе, и в котловане рядом с концлагерем.

Вы видите бараки, в которых до расстрела сидели наши люди. На стенах остались следы. В последнюю минуту люди писали: «Мерзавцы. Будь проклят Гитлер», и т.п.

Через проволоку в белом платке снята женщина – Кравченко Мария Александровна. Ее муж Никита Ефремович – партизан еще в 1917 году – теперь расстрелян мерзавцами.

Трупы преданы земле в г. Краматорске на Меловой горе.

  1. Как материал мной сняты два сбитых фашистских самолета. Они еще горят.

Оператор Ешурин.

Подлинник. Автограф.

«ВОЙСКА ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ПОДОШЛИ К ДНЕПРУ»

23–24 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист № 1288

Оператор: Грачев И.

Части Н-ской дивизии, которой командует дающий указания гв. генерал–майор Коло­сков, первые подошли к Днепру. В материале снят гв. генерал-майор Колосков, непосред­ственно дающий указания сплошь орденоносной роте, наступающей с целью занять берег.

Снята рота с движения к Днепру. Рота дошла до берега и начинает окапываться.

Планы Днепра.

Дивизионная пушка прямой наводкой из кукурузы бьет через Днепр по берегу про­тивника и быстро покидает огневую позицию.

Минометчики, пробираясь сквозь кустарники, прямой наводкой бьют по немцам, ро­ющим окопы на противоположном берегу, и тоже покидают позиции.

Материал снят вместе с опер. Ешуриным.

Пленки израсходовано 170 метров. Пленка СЧС-1.

Ив. Грачев.

Подлинник. Автограф.

Фамилия генерала вычеркнута цензором.

«Первая киносъемка действий наших войск на Днепре»

«В РАЙОНЕ СРЕДНЕГО ТЕЧЕНИЯ ДНЕПРА»

Монтажный лист № 1416

Операторы: В. Ешурин, И. Грачев, В. Смородин, С. Уралов

Очищая левобережье Украины от немецких захватчиков, наступающие полки Красной Армии подходят к Днепру.

Вот он – Днепр, воспетый Гоголем и Шевченко, Днепр – свидетель великих битв запо­рожских казаков и борьбы украинского народа за свою волю.

Немцы хотели превратить Днепр в преграду для наших войск. Так приказал Гитлер.

Нет, Днепр – не преграда. Ничто не может задержать боевого порыва армии освободителей.

В предрассветном тумане в разных местах, там, где меньше всего ожидал враг, нача­лась переправа через Днепр.

Части Красной Армии вступили на правый берег Днепра.

На этом участке фронта бои начались на правобережной Украине.

Подлинник. Автограф.

«ВОЙСКА ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ДОШЛИ ДО ДНЕПРА»

27 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист № 1289

Оператор: Ешурин

Метраж – 250 метров, пленка «Сююз», эм. № 154 и два предпоследних куска «Агфа Ультра Рапид»

Краткое содержание:

Дивизия, недавно получившая звание «Синельниковской», которой командует гвар­дии генерал-майор тов. Колосков (он снят на автомашине и в проходах, а также у избы с хозяйкой (едят арбуз)), первая подошла к Днепру в Запорожской области.

Генерал ест арбуз и беседует с хозяйкой, только сегодня вызволенной из фашистского плена. Ее фамилия Доловская Елизавета Ивановна. Она рассказывает об ужасах фашист­ского гнета. Она скрылась от них в кукурузе.

Наступающая к Днепру часть пехоты является сплошь орденоносной. Этой ротой ко­мандует лейтенант Вилик. Он снят с генералом Колосковым, который дает ему указание.

Наша артиллерия и минометчики, прикрываясь в кукурузе и кустах, пробираются к Дне­пру и подавляют огневые точки противника прямой наводкой, на фоне виден Днепр.

Все указанное снято в действительности 23 и 24 сентября с/г.

Оператор В. Ешурин.

27/IX–1943 г.

Материал снят вместе с опер. Грачевым.

Подлинник. Автограф.

«Вся переправа происходит только по ночам...»

«НА ПРАВОМ БЕРЕГУ»

5 октября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист

Оператор: Ешурин Вл.

280 метров, пленка «Дюпон», «Союз»

Содержание:

В Запорожском районе в первых числах октября наша армия на понтонных лодках, полуглиссерах и резиновых лодках форсировала Днепр и заняла на его правом берегу плацдарм.

В данной операции колоссальную роль играли понтонеры, поэтому я и снял крупные планы плывущих на моторном катере командира тяжелого понтонного полка майора Коржева В.Д. и замполита подполковника Нетфулина.

Вся переправа происходит только по ночам, т.к. противник просматривает переправу и сильно ее обстреливает, поэтому я снял только то, что представилось возможным.

На правом берегу в лощинах расположились обозы. На берегу трофейные мины и колючая проволока. Противник не успел все это использовать в обороне.

Наши части наполовину заняли деревню Войсковое. Минометчики, бойцы, роющие окопы, все это происходит в южной части села Войскового.

Через кусты и залегших бойцов видна другая часть села, где пока еще держится про­тивник.

Примечание: т.к. в съемке есть движение на западный и восточный берег Днепра, то при монтаже прошу учесть возможность перевертывания моего материала на глянец, т.к. рамка моего аппарата не стопроцентная, а старая.

Оператор Ешурин.

Подлинник. Автограф.

«Убил трех офицеров германской армии. Причем последнего в руко­пашной схватке...»

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАПОРОЖЬЯ»[1]

14 октября 1943 г.

Монтажный лист № 1346

В. Ешурин

Содерж.: данный материал снимался на протяжении нескольких дней боев за Запо­рожье. Оператор двигался с ротой и с батальоном. Мной сделаны репортажные зарисовки.

Все кадры я не пытаюсь <…>, и это не нужно перечислять. В основном это действитель­ные действия пехоты полка, командиром которого является Павленко Андрей Андреевич. Он идет с другим бойцом – справа по улице Запорожья – с орденами.

Вы должны увидеть бои при далеком еще подходе к городу.

Первые мелкие соединения входят в пригород Запорожья. Нашей технике прегражда­ет путь противотанковый ров. Жители со стороны города забрасывают ров землей, со стороны востока ров забрасывают красноармейцы.

Сняты и действия минометных и артиллерийских соединений. Город горит. В городе я был, когда там еще действовали немцы. Встречу с населением удалось снять, но недоста­точно. Этот материал есть у других операторов.

Однако вы найдете объятия и поцелуи с моим помощником мл. лейтенантом (танки­стом) Коптеловым.

В городе я встретил партизана, ранее добровольца Щорсовской дивизии, Пешеходько Филимона Демидовича. Ему 53 года. Когда наша армия входила в город, он уже дрался на улицах города и убил трех офицеров германской армии. Причем последнего в руко­пашной схватке…

Он снят разговаривающим с бойцом и идущим со своей женой по улице Запорожья с винтовкой на плече.

На улице города снят командующий фронтом генерал армии тов. Малиновский и член Во­енного cовета фронта генерал-лейтенант тов. Желтов. Они сидят и отъезжают на «виллисах». 

На ведре грязный мальчуган сидит на улице. Это Вова Матвеев. Он прятался вместе со своей мамой, зарывшись в углу избы, избежав этим самым немецкого плена. Отец Вовы угнан в плен.

В городе на следующий день после прихода нашей армии началось оживление.

Жители оживленно обсуждают происходящие радостные события.

Фронт проходит по Днепру. Мной снята плотина Днепрогэса. Она взорвана. Немцы от­резают пути для наступления Красной Армии. Но нужно ждать в ближайшие дни бурного отступления фашистской нечисти от берегов Днепра.

Всего снято 880 метров (восемьсот восемьдесят метров).

От других операторов материал поступит завтра.

В. Ешурин.

Подлинник. Автограф. Монтажный лист написан карандашом.

1. Город Запорожье был освобожден 14 октября 1943 г.

 

«Здесь нашли смерть и похоронены и немцы, и итальянцы (кресты с памятником), и венгры (крупные планы крестов), под каждым кре­стом десятки трупов...»

«ДНЕПРОПЕТРОВСК»[1]

27 октября 1943 г.

3-й Украинский фронт

Монтажный лист № 1432

Оператор: Ю. Кун

Посылается как материал.

В материале снято:

Возвращение по криворожской дороге в город отбитого Кр. Армией у немцев на­селения Днепропетровска; немцы при отступлении не успели увезти и бросили груду книг технической библиотеки Горного института.

Вокзал «Днепропетровск» с немецкими надписями, разрушенный.

Вблизи от вокзала обгорелые трупы двух детей и матери и отдельно мужчины – нем­цы, чтобы замести следы своих злодеяний, обливали горючим и сжигали трупы замучен­ных и убитых ими людей.

Кладбище «завоевателей». Показана лоскутность фашистской армии – здесь нашли смерть и похоронены и немцы, и итальянцы (кресты с памятником), и венгры (крупные планы крестов), под каждым крестом десятки трупов.

Снято 150 м пленки «Союз».

Примечание: я был переброшен в Днепропетровск по его освобождении и снимал этот материал как вспомогательный к материалу Ешурина, Капкина, бывших с армией под Днепропетровском до его освобождения.

Кроме того, посылаю как материал фрагменты, показывающие работу понтонеров. Понтонеры наводят мост через Днепр. Дополнительный материал есть у Родниченко, производившего совместную съемку.

Снято 45 метров. Пленка «Союз».

Примечание: как этот, так и предыдущий материал, снят на полустационарном аппа­рате, которым наградило меня командование. Аппарат имеет дефекты, и в случае техни­ческого брака прошу сообщить немедленно.

Ю. Кун.

Подлинник. Автограф.

1. Днепропетровск был освобожден 25 октября 1943 г.

 

«Жители уходят в горы и живут в пещерах. Эта картина напоми­нает каменный век...»

«ЮГОСЛАВИЯ»

25 июля 1944 г.

Монтажный лист № 1251

Оператор: Ешурин Вл.

Пленка «Дюпон», 600 метров

Содержание:

  1. Гор. Беране систематически подвергался налету фашистской бомбардировочной авиации. Жители города вынуждены покидать свои дома. Город пуст. Разбитые дома. Жители уходят в горы и живут в пещерах. Эта картина напоминает каменный век. Пищу готовят на кострах. У женщины на руках ребенок, у него перевязана рука, это рана от осколка бомбы.

В городе, несмотря на налеты, непрерывно работает телефонная станция Народно-освободительной армии Югославии.

  1. 23 июля Народно-освободительная армия Югославии освободила от немецко-четнических войск гор. Андриевицу. В городе сожженные противником дома. По городу идет и плачет молодой партизан. Его остановил и успокаивает другой и узнает, что убили его матку (мать). Его мать сожжена в ее же доме немцами. Партизаны хоронят ее.

На дороге убит старик. Это рука фашистов. Партизаны захватили трофеи – орудия, винтовки. Пленные немцы, их ведут по дороге.

Примечание: в данный момент я нахожусь в походе. Данная съемка произведена в 2-3 час. Пользуясь возможностью свернуть с рейса.

Ешурин.

Подлинник. Машинопись.

«Все бои партизаны ведут по ночам...»

«ЮГОСЛАВИЯ»

19 августа 1944 г.

Монтажный лист № 1207

Опер.: Ешурин

Пленка – «Панхром», «Дюпон», 1540 м

В данном материале ваш оператор показывает труднейший поход 2-го ударного кор­пуса Народно-освободительной армии Югославии под руководством народного героя, генерал-лейтенанта тов. Пеко Дапчевича.

Путь проходит через высокие скалистые горы. Через реку Ибар, которую партизаны форсируют под огнем противника. По пути партизаны [взорвали] жел. дор. путь и подо­жгли станцию Лепосавич. Ночью здесь шел бой с немцами и четниками.

Нужно учесть, что все бои партизаны ведут по ночам. Это непревзойденные мастера ночного боя с гранатами.

Я надеюсь, что мне все же удастся снять и дневные бои, которые, видимо, все же будут впереди.<...>

В материале вы увидите партизан на привале. Игра в «Коло». Это горная игра в хоро­вод с танцами. Люди, утомленные походом, спят на камнях.

Работает радиостанция по связи с центром. Радист Павел Бойчевич считается лучшим неутомимым работником. Командующий корпусом Пеко Дапчевич говорит по телефону.

Партизан, сидящий на седле, учится работать на радио-ключе. 8 августа после ночного боя корпус занял город Брус (Сербия).

В городе партизан замазывает портрет Михайловича и Петера II.

На стене появляются лозунги свободной Югославии.

Работает кузница, магазины. По городу ходят военные патрули.<...>

Оператор Ешурин

19 августа 1944 г.
Р.S.Монтажный лист написан очень поспешно, т.к. неожиданно предоставилась возможность отправить материал до аэродрома с генерал-лейтенантом Коча.

В. Ешурин 

 «Любовь к Красной Армии столь велика, что моего коня ежедневно украшают цветами. Часто на моего коня вешают венки из роз...»

1 октября 1944 г.

Монтажный лист №№ 1478, 1479

Опер.: Ешурин В.С.

Общий метраж – 1700 метров. Пленка «Союз» и «Дюпон»

Содержание:

В этой четвертой партии пересылаемого мной материала снято:

  1. В гор. Брусе (Сербия) по случаю капитуляции Румынии была демонстрация. Мы видим войска Народно-освободительной армии и гражданское население, которые несут портреты Сталина и Тито. На плакатах написано: «Румыния капитулировала. Да здрав­ствует Красная Армия» и т.д.

На митинге выступает комиссар 17-й дивизии Бронко Петричевич.

В Брусе снят детский дом. Здесь сироты бедных людей. К ним часто приходят партизаны.

В городе организовалась мастерская по пошивке белья партизанам.

  1. В конце августа под натиском превосходящих сил противника нам пришлось отсту­пить из гор. Брус. Население ушло из города вместе с партизанами.

Мы видим в покрете (марша) детей, государственных лиц с оружием. На моем коне с пленкой едет самый маленький новый партизан – Глига. Ему всего два с половиной года.

  1. Через три дня Брус снова был занят партизанами, и в честь третьей годовщины 2-й Пролетарской бригады на улице был устроен грандиозный обед.
  2. В Народно-освободительную армию ежедневно приходят добровольцы. Многие из них недавно были у четников.

Мною снято: прием нового пополнения. Перед строем говорит командир 5-й дивизии кра­ишников (национальность бойцов) полковник Морача. Он вручает оружие новым бойцам.

  1. Сняты отдельные люди:

а) Командир 2-й Пролетарской бригады – снят разговаривающим с бойцами – Василий Перович;

б) Комиссар 2-й Пролетарской бригады – он читает донесение – Мила Радовалович.

Командир 21-й Сербской дивизии – народный герой Милое Милоевич. Он снят беседу­ющим в группе (в очках).

  1. Мной сняты бои в разных местах. Самый большой бой был за город Пожега. Он был совсем близко. По нему бьют из миномета и винтовок. Люди наблюдают за городом. Там сидят немцы и четники. Снят бой и за Брус. Перебегают партизаны. Несут раненых. Делают перевязки. Взят в плен немец. Девушки из советских парашютов делают бинты. Раненых несут на носилках, усыпанных цветами.
  2. Мой караван. Два коня с грузом пленки. Мой конь верховой с прикрепленным к седлу аппаратом. Любовь к Красной Армии столь велика, что моего коня ежедневно украшают цветами. Часто на моего коня вешают венки из роз.
  3. Партизаны рушат коммуникации противника. Взрыв моста и жел. дор. путей.
  4. Взлет. Гор. Валево. Это в 96 км южнее Белграда. Город насчитывает 25 000 жителей. Об. пл. города. Здание с флагами. Команда места г. Валево. Здесь немцы думали задер­жаться. Город опоясан проволочными заграждениями.

Но авиация союзников и минометы партизан сломили сопротивление. Мы видим сго­ревшие машины гансов, разрушенные здания, убитые кони.

Партизанские войска входят в город. В тюрьме теперь злейшие противники свободной Югославии.

В кругу мы видим гестаповцев, редактора фашистской газеты, организаторшу дома терпимости в городе и др. Во дворе остались от немцев лишь их каски.

В городе оживление. В витрине карта наступления войск союзников. В городе ходят автомашины.

Оператор В. Ешурин.

Сербия, гор. Лич.

С этим же материалом: «Бой за город Белград».
Митинг по случаю освобождения города.
Похороны танкистов.
ТИТО осматривает место, где он скрывался в подполье.

Подлинник. Машинопись. Монтажный лист не имеет названия.


Материалы по теме