Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ибрагимов Давид Михайлович

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ибрагимов Давид Михайлович

25.02.2023

Валерий Фомин

Киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 714 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото (слева направо): кинооператоры Леон Мазрухо и Давид Ибрагимов, зам. начальника киногруппы ВВС Борис Тимофеев-Рясовcкий (справа). Май 1945 года. 

 

Ибрагимов Давид Михайлович (1914–1984).

Оператор документального кино. Родился в Саратове. Тата­рин. Беспартийный. Отец работал извозчиком, умер рано. Мать – домохозяйка, оставшись с двумя детьми после смерти мужа, по­шла работать грузчиком.

«По счастливой случайности, – писал Ибрагимов в своей автобиографии, – мне удается поступить в Саратовскую контору «Совкино» работать осветителем при базе хроники. Здесь работаю осветителем до 1934 г. – то осветителем, то помощником оператора, а иногда мне доверяют даже само­стоятельные съемки.

С 1934 по 1935 работаю лаборантом на студии «Востокфильм» в г. Энгельсе. В конце 1936 г. снова поступаю на Саратовскую студию. Берусь серьезно за учебу и в 1936 г. получаю киносъемочный аппарат и начинаю самостоятельно снимать сюжеты для местной и союзной периодики до 1941 г.».

На фронт ушел от Нижневолжской студии кинохроники в январе 1942 г. с квалифика­цией оператор кинохроники 3-й категории. Его главной специализацией на войне стали боевые авиасъемки, хотя хорошо он снимал и на земле.

«С февраля 1942 года, – читаем в его служебной характеристике, – в киногруппе Юго-Западного фронта, а в настоящее время в киногруппе Сталинградского фронта. За 9 месяцев съемок на фронте проявил смелость и отвагу, совершил 5 боевых вылетов на линию фронта, снимая действия нашей авиации дальнего действия. Дал образцовые боевые эпизоды для всесоюзного экрана. Заснял целый номер СКЖ – "Воздушная армия громит врага". В настоящее время дает высококачественные съемки боевых действий наших войск, наступающих под Сталинградом. Дает высокое качество фотографий, не имеет брака. Энергичный, инициативный, растущий оператор хроники».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 11.)

После Сталинграда Ибрагимову довелось снимать наступательные операции Цен­трального, 1-го Украинского, Белорусского, 2-го Приморского фронтов. Снимал он отча­янные бои за Гомель, Бобруйск, Хелм, Люблин, Прагу. Особенно отличился авиасъемками в конце 1944 – в мае 1945 года, участвуя в 15 боевых вылетах над Западной Польшей, Померанией и Бранденбургом.

Чтобы не пересластить эту биографическую справку, надо бы все же отметить, что, судя по всему, Давид Михайлович был фигурой явно неординарной. При всех своих доблестях и отличной работе он едва ли не рекордсмен по части упоминаний в тех приказах и докладных записках начальства, где фигурировали не совсем возвышенные строки о «злостных нару­шениях дисциплины», «загулах» и «беспробудном пьянстве». Видно, даже таким богатырям, каким был Ибрагимов, трудно было из года в год снимать не только высокие подвиги, но и кровь, ужас, смерть и разруху. Впрочем, в любом случае, его «забеги в ширину» остались в прошлом, а вот снятые им кадры для фильмов «Сталинград», «Орловская битва», «Битва за нашу Советскую Украину», «Майданек – кладбище Европы», «Берлин», «Разгром Японии» живут и по сию пору. И будут жить вечно.

И потому он заслуженно — лауреат Сталинской премии.

И по заслугам – кавалер ордена Красного Знамени и двух орденов Отечественной войны. Награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варша­вы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За разгром Японии».

После 1945 года — корреспондент в Сталинграде от Нижневолжской студии кинохро­ники.

 


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

Давид Ибрагимов. 1944 год. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

«Целые кварталы выжжены. Жители расстреляны. Остальные силой угнаны в рабство...»

«ОСВОБОЖДЕННЫЙ ГОМЕЛЬ»

28 ноября 1943 г.

Монтажный лист

Операторы: Ибрагимов и Посельский

В ночь с 25 на 26 ноября войска Белорусского фронта, благодаря удачному маневру, овладели гор. Гомель. С утра 26 ноября через реку Сож против Гомеля начали переправ­ляться мирные жители, спасшиеся от немецкого плена.

Покидая город, немцы взорвали два моста через реку Сож.

Одними из первых в город вступили саперы гвардии полковника Иоффе и приступили к обезвреживанию улиц и жилых зданий от немецких мин.

Полковник Иоффе снят на фоне дома специалистов, из которого несколько минут назад была извлечена мина замедленного действия, часовой замыкатель которой он осматривает. Взрыв должен был произойти на 14-е сутки.

Краса и гордость граждан Гомеля – дворец и парк князя Паскевича – опохаблены и превращены в руины. В парке немцы устроили кладбище своих головорезов. Экспонаты музея разграблены и разбиты. Бюст князя Паскевича до неузнаваемости изуродован и сбит с постамента. Город производит удручающее впечатление. Целые кварталы выжже­ны. Жители расстреляны. Остальные силой угнаны в рабство.

И только немногие, кому удалось спастись в лесах и болотах, возвращаются небольшими группами в город. То, что у них на руках, это все, что удалось им спасти. За время своего «хозяйничанья» в городе немцы полностью уничтожили все культурные учреждения города.

Операторы Ибрагимов, Посельский.

Подлинник. Автограф.

«Были применены собаки...»

«ЗАПАДНЕЙ МОЗЫРЯ»

7 марта 1944 г.

Монтажный лист

Операторы: Д. Ибрагимов, Е. Мухин

Условия зимы этого года (слабые морозы, частые и продолжительные оттепели) ставят в большие трудности форсирование рек на Белорусском фронте.

Подразделение инженерных войск полковника Шитикова с этими трудностями справляется отлично.

Снято:

  1. Форсирование реки Припять.
  2. Легко-переправочный парк капит. Редина Анатолия Семеновича форсирует р-ку (капит. Редин в кожан. реглане).
  3. По получению задания легко-переправочный парк выезжает из пункта сосредоточения.
  4. Бойцы саперы усиливают деревянным настилом слабый береговой лед.
  5. Снимают лодки с машин, раскладывают и спускают на воду.
  6. Посадка десанта в лодки, преодоление реки, высадка десанта на берег противника. Неприятель ведет огонь по переправе.
  7. Сплошное разминирование минных полей неприятеля.

Инженерные войска подразделения полк. Шитикова ведут работы по сплошному разминированию минных полей, которые наши войска преодолели. Ввиду того, что противником были заминированы поля смешанными минами, как металлическими, так и деревянными, миноискателями деревянную мину обнаружить не представляется воз­можным, то были применены собаки, которые обнаруживают мины по запаху тола, как металлические мины, так и деревянные.

Весь этот материал снят с расчетом, как сюжет и для фильмов: «Беларусь» и о саперных войсках нашего фронта.

Операторы Ибрагимов, Мухин.

Подлинник. Машинопись.

«Впереди – Львов и Брест, впереди – государственная граница...»

«КИНОРЕПОРТАЖ ПО ЛЕТНЕМУ НАСТУПЛЕНИЮ ВОЙСК 1-го БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА»

Оператор: Д. Ибрагимов

Съемка производилась во время рейда в тыл противника, проведенного механизирован. корпусом под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Кривошеина.

24 июня 1944 года войска 1-го Белорусского фронта перешли в наступление против немецких войск в Белоруссии.

Глубоко прорвав оборону немцев для преследования и выхода в тылы войскам противника с задачей пересечения его коммуникаций и путей отхода, в этот прорыв был пущен механ. корпус генерал-лейтенанта Кривошеина, который имел полностью механизированные части. Корпус пошел на запад. Громадное количество техники и живой силы целой лавиной заполнило дорогу.

Развивая успех, части корпуса стали занимать все пути, ведущие на запад, одновременно заходя вперед и в тыл отступающему противнику.

Не в силах удержать наше наступление, противник решил активно воздействовать на наши колонны при помощи своей авиации, но наша зенитная артиллерия не давала возможности немцам выполнять свою задачу.

При поддержке наших штурмовиков с воздуха корпус, форсировав реку Птичь, устремился дальше на запад.

В эпизоде «Форсирование р. Птичь» снято передвижение танков по дну реки, движе­ние автомобилей-лодок и движение по деревянному мосту.

На пути движения наших войск встречается много трудностей. Как то: трясина и болота, взорванные мосты и испорченные дороги.

Население освобожденных районов оказывало большую помощь по восстановлению разрушенных мостов и дорог, что так же снято в районе реки Птичь.

Мотоциклисты-разведчики в этих боях показали образец маневренности, они внезап­но появлялись там, где их не ждал враг, они при поддержке бронетранспортеров перере­зали шоссейные дороги и входили первыми в населенные пункты.

Этот эпизод снят в районе ж.-д. станции «Старые дороги» <...> – важный пункт на пути к г. Барановичи.

Там, где нельзя пройти по дороге, мотоциклисты проходят по лесу. Капитан Моликов, командир роты мотоциклистов, ставит задачу пройти в тыл по лесу и произвести глубо­кую разведку. Мотоциклы продвигаются по лесу, ст. сержант Семин – лучший разведчик роты. Снято крупно, он в каске с биноклем и гранатой в руке.

Немцы яростно сопротивляются и жгут на своем пути все живое. На всех дорогах и во всех селах освобожденное население с радостью встречает своих освободите­лей.

Первыми этот радушный прием ощущают разведчики капитана Писаренко, который командует развед. батал. корпуса.

Писаренко снят в селе на фоне: проходят автомобили-лодки с нашими войсками и тылами, связь во время рейда осуществляется при помощи радио.

Громя на своем пути немецкие войска, части 1-го Белорусского фронта занимают г. Барановичи.

Города нет, немцы перед отходом сожгли все дома.

Немцы сожгли склады зерна с большими запасами его.

Дальше на запад движется механ. корпус.

Достигли партизанского края. Состоялась встреча с Белостокскими партизанами, ко­торые стали помогать нашей армии, находясь в нашем тылу, они хорошо знают каждую тропинку, по которой можно скрытно провести наши войска.

В боях за Родину погиб герой партизан, его похоронили на партизанском кладбище, которое существовало даже в тылу у немцев.

Дальше на запад идут войска. Впереди Львов и Брест, впереди государственная граница.

Д. Ибрагимов.

Подлинник. Машинопись. Дата не указана.

«В городе на берегу Буга под крестами осталось много немецких сол­дат, они первыми вступали на нашу землю, они никогда не уйдут с нее...»

«БРЕСТ»

28 июля 1944 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист №№ 979, 981

Кинооператоры: Софьин А.П., Ибрагимов Д.М.

Метраж 600 м. Пленка СЧС-2

Недалеко от Бреста в 1941 году развернулись тяжелые бои, наши бойцы проявляли исключительный героизм. Недалеко от реки Западный Буг, рядом с подбитым и сгорев­шим танком Т-26, жителями Западной Белоруссии похоронен неизвестный герой танкист, его боевые товарищи преследуют сейчас отступающего противника. Останавливают свои боевые машины, чтобы склонить головы перед прахом героя, чей подвиг ведет их к по­беде.

После многодневных боев наши части 28 июля ворвались в гор. и крепость Брест. Бой­цы пулеметными и автоматными очередями подавляли последние очаги сопротивления.

Город оказался пустой, немцы всех жителей выселили из города, только неутомимые минеры, тщательно проверяя, разминируют улицы и здания города.

В городе на берегу Буга под крестами осталось много немецких солдат, они первыми вступали на нашу землю, они никогда не уйдут с нее.

В день освобождения секретарь обкома партии тов. Красовский прикрепил на здании Брестского горсовета красный флаг.

Примечание: здание в крепости, где был заключен Брестский мир, взорвано и пред­ставляет собой груду камней.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Приведение приговора в исполнение...»

«ГИТЛЕРОВСКИЕ УБИЙЦЫ ПЕРЕД ПОЛЬСКИМ СУДОМ»

Монтажный лист № 1641

Операторы: А. Софьин, Д. Ибрагимов

Пленка СЧС-2 – 700 м. Аппаратура: «Аймо»

Снято в помещении с миним. количеством света и на натуре, пленка была крайне низкой чувствительности.

Негатив проявлен. (Все снято на пленке опер. А. Софьина.)

27 ноября 1944 г. в г. Люблине предстали перед польским судом 6 убийц – немцев с Майданека.

Сняты следующие эпизоды:

  1. Проводка подсудимых по г. Люблину, вылившаяся в демонстрацию народного гнева.
  2. Судебный процесс:

а) заседание суда;

б) допрос свидетелей, бывших узников Майданека;

в) речь прокурора;

г) зачитка приговора председателем суда;

д) подсудимые слушают приговор.

  1. Приведение приговора в исполнение на Майданеке (3 декабря 1944 г.).

При сем прилагаю фотографии с описанием на обороте (всего 10 штук).

Снимали: Софьин, Ибрагимов.

Незаверенная копия. Машинопись.

«ШТУРМОВИКИ»

Снято на земле и в воздухе 26 сентября 1944 года

1-й Белорусский фронт

79-й гвардейский штурмовой авиационный полк 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии

Монтажный лист № 1382

Кинооператоры: Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов

В 79-м гвардейском штурмовом полку утвердилась замечательная традиция. Когда первая группа штурмовиков уходит на выполнение задания, на старт выносят гвардейское знамя полка.

Группа штурмовиков под командованием гвардии майора Воршева[1], выполняя приказ командования, отправляется на штурмовку артпозиций противника севернее гор. Варша­вы. Гвардии майор Воршев уточняет летчикам задачу. По самолетам. В кабину самолета Ил-2 садится гвардии майор Сергей Воршев. В кабину другого самолета садится один из лучших летчиков полка гвардии капитан Михаил Давыдов (снят с нижней точки из каби­ны). Они оба имеют свыше, чем по 100 боевых вылетов.

Самолеты стартуют мимо гвардейского знамени своего полка. Грозные «Ильюшины» в воздухе выстраиваются в первый пеленг и ложатся курсом на Варшаву.

Над целью. Один за другим пикируют Ил-2 на цель. Мощное вооружение «Ильюши­ных» приведено в действие. Огонь ведет самолет гвардии капитана Давыдова. Его меткие очереди выводят из строя вражеские батареи. Взрывами и пожарами отмечено место, куда направили свои удары наши славные штурмовики.

Метраж 240 метров. Пленка «Панхром».

Примечание: приехавший режиссер т. Небылицкий просил, чтобы весь материал, снятый нами, а также все последующие съемки были сохранены для его фильма «Битва за Варшаву». Просим телеграфно сообщить нам о качестве высланного нами материала.

Кинооператоры Л. Мазрухо, Д. Ибрагимов.

Незаверенная копия. Машинопись.

1. Возможно, это Борщев Сергей Тимофеевич, в 1944 – гвардии майор 79-го штурмо­вого авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, участвовал в полетах на Варшаву, был наставником молодых летчиков, имел несколько орденов.


Материалы по теме