Операторы и работники фронтовых киногрупп. Бессарабов Игорь Викторович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Бессарабов Игорь Викторович

12.06.2023

Валерий Фомин

Киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 669 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото режиссер Игорь Бессарабов во время работы над кругорамой. Автор фото: Юрий Барыкин.

Бессарабов Игорь Викторович (1919–1993)

Оператор и режиссер документального кино. Родился в Ростове-на-Дону. Русский. Социальное происхождение – из слу­жащих. Член ВКП(б) с 1942 г. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1940 г. по отделению художественного фильма. В ноябре 1940 г. был призван на действительную службу в ряды РККА. Служил фотоспециалистом в ВВС, а с началом войны фотокор­респондентом в 15-й воздушной армии.

В сентябре 1944 г. был прикомандирован к киногруппе ВВС ЦСДФ. Специализировался на авиасъемках. Его первые киносю­жеты: «Авиационные съемки у истребителей», «Обработка пе­реднего края вражеских войск штурмовиками Ил-2», «Истребители в воздушном бою», «Штурмовики Ил-2 обрабатывают цель», «Удары с воздуха бомбардировщиками Пе-2», «Работа механиков, мотористов, оружейников в авиационных частях», «Боевая готовность летчиков-истребителей» и др.

«Первые же его съемки, – отмечалось в его служебной характеристике, – показа­ли, что продолжительная работа оператора в качестве фотокорреспондента не только не повредила ему, а, наоборот, во многом помогла. Сказался большой опыт воздушных съемок, умение точно и лаконично выявить основную тему. Все это в соединении с хоро­шим качеством фотографии сделало материал Бессарабова весьма ценным для произ­водственной работы студии.

Уже первая партия его съемок ("Авиационный материал" – 588 м), куда входил мно­гочисленный показ боевых действий авиации – штурмовиков, пикировщиков, бомбардировщиков и т.д., – показала, что оператор хорошо справился с порученной ему работой. Эта съемка дала возможность показа действий авиации в фильме "Восьмой удар" и была отмечена студией денежной премией.

Дальнейшие работы т. Бессарабова: 2 съемки "У истребителей", съемка "У штурмовиков", "Открытие ж.-д. моста через Западную Двину", "В районе Либавы", "Воздушный парад в Москве" и др. подтвердили первоначальное мнение о нем, как об операторе, обладающем большими профессиональными навыками и умением.

Фотографическое качество его съемок всегда находится на высоком уровне.

За работу по съемкам боевых действий авиационных частей командование фронта наградило т. Бессарабова орденом Отечественной войны II степени».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 167.)

Кадры, снятые Бессарабовым, вошли в фильмы «Рядом с солдатом», «Шел солдат», «Великая Отечественная» и др.

После войны – на ЦСДФ. В 1958–1975 – режиссер-оператор круговых кинопанорам.

Награжден орденом Отечественной войны, орденами Румынии, Венгрии, медалями.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ


Материалы по теме