Опубликовано 28.10.2013 г. в рубрике «АиФ в Молдове» — «КИНОПАМЯТЬ».
История молдавской кинематографии не начинается с образования «Молдова-филм», а уходит в далекие предвоенные годы, когда на киностудиях той великой страны работали многие уроженцы Молдавии, среди которых — кинорежиссер Петр Вершигора, режиссер и оператор Ефим Учитель и кинооператор Филипп Печул.
Они прошли войну уже в ранге профессиональных кинематографистов и прославили советскую кинематографию. Двоим из них — Ефиму Юльевичу Учителю и Филиппу Ивановичу Печулу — сейчас исполнилось бы по 100 лет.
…В далеком 1930 году двум молдавским комсомольцам-одноклассникам, выпускникам тираспольской школы Ефиму Учителю и Филиппу Печулу в торжественной обстановке молдавский обком комсомола вручил путевки для поездки в Ленинград, чтобы в одной из школ ФЗУ они смогли получить рабочие профессии. Ребята были неразлучными друзьями, хотя Филипп был родом из села Ташлык Григориопольского района, а Ефим — тираспольчанин. Объединяла их страсть к кино и фотографированию. Поработав некоторое время после обучения в ФЗУ на заводе, друзья все же решили воплотить в жизнь давнюю мечту — стать киносъемщиками (так в ту пору называли кинооператоров). Благо при Ленинградском институте кинорежиссеров в ту пору существовал операторский факультет, который позже перевели в московский ВГИК. Там оба они учились, а в 1935 году два дипломированных оператора из Молдавии устроились на работу в Ленинградскую студию кинохроники. Перед войной Филипп Печул успел отслужить два года в Красной армии, что очень помогло ему в дальнейшем, когда он стал фронтовым кинооператором.
Ленинградские кинохроникеры первыми вкусили хлеб, пахнувший порохом войны. Назревал советско-финский конфликт — предвестник Второй мировой. В передовых частях Красной армии молодые кинооператоры, снимавшие бои на Карельском перешейке, получили боевое крещение. Позже из их материалов был смонтирован полнометражный документальный фильм «Линия Маннергейма» (бывший русский генерал Маннергейм, перешедший на службу в отделившуюся от России Финляндию, приказал, чтобы на Карельском перешейке была создана глубоко эшелонированная линия обороны с многочисленными фортификационными сооружениями современного типа). Операторы рассказывали, что на этом названии фильма настоял сам Сталин.
Тут пригодился и опыт Франции, построившей свою линию Мажино. Правда, немцы обошли ее с севера, и она оказалась не действенной. Преодолевая линию Маннергейма, Красная армия потеряла немало солдат и офицеров. Одним из самых смелых, отчаянных операторов, снимавших бои на Карельском перешейке, был Филипп Печул. За участие в этих съемках он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Достались лавры и его другу Ефиму Учителю. На Ленкинохронике их чествовали как настоящих героев.
В марте 1941 года впервые в СССР были учреждены Государственные премии за особые заслуги перед Отечеством. В ту пору они назывались Сталинскими. Такой премии были удостоены многие операторы, снимавшие картину «Линия Маннергейма», среди которых был и Филипп Печул. Он стал первым молдаванином, получившим эту высокую награду. Следующей была певица Тамара Чебан, награждённая в 1950 году за исполнение песен к фильму «Советская Молдавия».
А Ефим Учитель дважды удостаивался звания «Лауреат Сталинской премии». Первый раз — в 1943 году за фильм «Ленинград в борьбе».
Когда началась Великая Отечественная, Филипп Печул вновь надел военную форму и стал снимать боевые действия на Карельском перешейке. По свидетельству известного кинохроникера Романа Кармена, съемочная группа, в которую входил Филипп Печул, погибла в неравном бою. Было это в ноябре 1941 года, когда Печулу едва исполнилось 28 лет.
Однако к этому времени он успел отснять много материала о первых боях с врагом. Впоследствии его материалы вошли в кинолетопись Великой Отечественной, в том числе и в знаменитый фильм «Ленинград в борьбе», смонтированный в 1942 году. Благодаря этой картине, которая демонстрировалась даже на других континентах, мир увидел несломленных ленинградцев.
Ефим Учитель все 900 дней блокады, преодолевая голод и холод, снимал кинохронику в осажденном Ленинграде. В первые недели и месяцы отснятый материал негде было проявлять. В городе не было электроэнергии, и проявочные машины не могли работать. Тогда по Неве к киностудии подогнали военный корабль и с его помощью, протянув электрокабель, проявили пленку.
Чтобы смонтировать отснятый материал, в блокадный Ленинград через Ладожское озеро по льду на полуторке пробился Роман Кармен. А негатив, для того чтобы в Москве напечатать копии фильма, везли на транспортном самолете в сопровождении эскорта истребителей. Такой важности была эта лента.
На счету Народного артиста СССР Ефима Учителя — более 50 документальных фильмов. Снятые им кадры есть и в ленте 1944 года «Прорыв блокады Ленинграда», и в картинах 1945 года «Берлин» и «Парад Победы», и в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная».
В киноведческих поисках мне пришлось пересмотреть почти всю кинохронику, снятую в годы Великой Отечественной войны, побеседовать со многими кинооператорами, снимавшими боевые действия на фронтах от Белого до Черного моря, от Ленинграда до Молдавии. По материалам этих поисков мы решили на киностудии «Молдова-филм» создать картину о Филиппе Печуле и его соратниках — Ефиме Учителе, Владимире Ешурине и других. Мною был написан сценарий «Яркая короткая жизнь», и в 1981 году режиссер Виталий Демин снял по нему фильм. В то время еще был жив Ефим Юльевич Учитель, сестра Филиппа Печула Анна, оператор Владимир Ешурин, с которым Печул снимал фильм «Линия Маннергейма». Все они запечатлены в нашей картине, рассказывавшей о наших земляках. У Анны Ивановны Печул сохранился диплом лауреата Сталинской премии, в семье у Ефима Юльевича — диплом Печула об окончании операторского факультета ЛИКИ. Все это мы использовали в фильме.
По моему предложению Союз кинематографистов Молдавии изготовил мраморную мемориальную доску, которую мы установили на доме, где родился Филипп Печул. В Доме культуры села Ташлык показали его односельчанам картину об их славном земляке.
По стопам отца пошел сын Ефима Юльевича — Алексей Учитель, ставший известным режиссером советского игрового кино и руководителем режиссерской мастерской во ВГИКе. Сам Алексей признался: «…Выбор профессии был для меня настолько естественным, что я об этом не задумывался, а впитал, как говорится, с молоком матери. Мой отец брал меня на съемки чуть ли не с первого класса… Мне это очень нравилось, поэтому вопросов не было — пошел учиться во ВГИК».
Один из последних фильмов Алексея Учителя «Космос как предчувствие» говорит о том, что сын не посрамил память отца, которому 28 октября 2013 года исполнилось бы 100 лет. 100-летие его друга Филиппа Печула будут отмечать 13 ноября этого года.