Кинопамять. О Ефи­ме Учи­те­ле и Филип­пе Печу­ле


17.01.2017

Вик­тор АНДОН

Автор:
Вик­тор АНДОН

Кино­вед, пуб­ли­ци­ст, сце­на­ри­ст.

Опубликовано 28.10.2013 г. в руб­ри­ке «АиФ в Мол­до­ве» — «КИНОПАМЯТЬ».

Боевое крещение

Исто­рия мол­дав­ской кине­ма­то­гра­фии не начи­на­ет­ся с обра­зо­ва­ния «Молдова-филм», а ухо­дит в дале­кие пред­во­ен­ные годы, когда на кино­сту­ди­ях той вели­кой стра­ны рабо­та­ли мно­гие уро­жен­цы Мол­да­вии, сре­ди кото­рых — кино­ре­жис­сер Петр Вер­ши­го­ра, режис­сер и опе­ра­тор Ефим Учи­тель и кино­опе­ра­тор Филипп Печул.

Они про­шли вой­ну уже в ран­ге про­фес­си­о­наль­ных кине­ма­то­гра­фи­стов и про­сла­ви­ли совет­скую кине­ма­то­гра­фию. Дво­им из них — Ефи­му Юлье­ви­чу Учи­те­лю и Филип­пу Ива­но­ви­чу Печу­лу — сей­час испол­ни­лось бы по 100 лет.

Ефи­м Учи­те­ль (1913 — 1988)

…В дале­ком 1930 году двум мол­дав­ским комсомольцам-одноклассникам, выпуск­ни­кам тирас­поль­ской шко­лы Ефи­му Учи­те­лю и Филип­пу Печу­лу в тор­же­ствен­ной обста­нов­ке мол­дав­ский обком ком­со­мо­ла вру­чил путев­ки для поезд­ки в Ленин­град, что­бы в одной из школ ФЗУ они смо­гли полу­чить рабо­чие про­фес­сии. Ребя­та были нераз­луч­ны­ми дру­зья­ми, хотя Филипп был родом из села Таш­лык Гри­го­рио­поль­ско­го рай­о­на, а Ефим — тирас­поль­ча­нин. Объ­еди­ня­ла их страсть к кино и фото­гра­фи­ро­ва­нию. Пора­бо­тав неко­то­рое вре­мя после обу­че­ния в ФЗУ на заво­де, дру­зья все же реши­ли вопло­тить в жиз­нь дав­нюю меч­ту — стать кино­съем­щи­ка­ми (так в ту пору назы­ва­ли кино­опе­ра­то­ров). Бла­го при Ленин­град­ском инсти­ту­те кино­ре­жис­се­ров в ту пору суще­ство­вал опе­ра­тор­ский факуль­тет, кото­рый поз­же пере­ве­ли в мос­ков­ский ВГИК. Там оба они учи­лись, а в 1935 году два дипло­ми­ро­ван­ных опе­ра­то­ра из Мол­да­вии устро­и­лись на рабо­ту в Ленин­град­скую сту­дию кино­хро­ни­ки. Перед вой­ной Филипп Печул успел отслу­жить два года в Крас­ной армии, что очень помо­гло ему в даль­ней­шем, когда он стал фрон­то­вым кино­опе­ра­то­ром.

Ленин­град­ские кино­хро­ни­ке­ры пер­вы­ми вку­си­ли хлеб, пах­нув­ший поро­хом вой­ны. Назре­вал советско-финский кон­фликт — пред­вест­ник Вто­рой миро­вой. В пере­до­вых частях Крас­ной армии моло­дые кино­опе­ра­то­ры, сни­мав­шие бои на Карель­ском пере­шей­ке, полу­чи­ли бое­вое кре­ще­ние. Поз­же из их мате­ри­а­лов был смон­ти­ро­ван пол­но­мет­раж­ный доку­мен­таль­ный фильм «Линия Ман­нер­гей­ма» (быв­ший рус­ский гене­рал Ман­нер­гейм, пере­шед­ший на служ­бу в отде­лив­шу­ю­ся от Рос­сии Фин­лян­дию, при­ка­зал, что­бы на Карель­ском пере­шей­ке была созда­на глу­бо­ко эше­ло­ни­ро­ван­ная линия обо­ро­ны с мно­го­чис­лен­ны­ми фор­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми соору­же­ни­я­ми совре­мен­но­го типа). Опе­ра­то­ры рас­ска­зы­ва­ли, что на этом назва­нии филь­ма насто­ял сам Ста­лин. 

Сталинская премия

Тут при­го­дил­ся и опыт Фран­ции, постро­ив­шей свою линию Мажи­но. Прав­да, нем­цы обо­ш­ли ее с севе­ра, и она ока­за­лась не дей­ствен­ной. Пре­одо­ле­вая линию Ман­нер­гей­ма, Крас­ная армия поте­ря­ла нема­ло сол­дат и офи­це­ров. Одним из самых сме­лых, отча­ян­ных опе­ра­то­ров, сни­мав­ших бои на Карель­ском пере­шей­ке, был Филипп Печул. За уча­стие в этих съем­ках он был награж­ден орде­ном Бое­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни. Доста­лись лав­ры и его дру­гу Ефи­му Учи­те­лю. На Лен­ки­но­хро­ни­ке их чество­ва­ли как насто­я­щих геро­ев.

В мар­те 1941 года впер­вые в СССР были учре­жде­ны Госу­дар­ствен­ные пре­мии за осо­бые заслу­ги перед Оте­че­ством. В ту пору они назы­ва­лись Ста­лин­ски­ми. Такой пре­мии были удо­сто­е­ны мно­гие опе­ра­то­ры, сни­мав­шие кар­ти­ну «Линия Ман­нер­гей­ма», сре­ди кото­рых был и Филипп Печул. Он стал пер­вым мол­да­ва­ни­ном, полу­чив­шим эту высо­кую награ­ду. Сле­ду­ю­щей была певи­ца Тама­ра Чебан, награж­дён­ная в 1950 году за испол­не­ние песен к филь­му «Совет­ская Мол­да­вия».

А Ефим Учи­тель два­жды удо­ста­и­вал­ся зва­ния «Лау­ре­ат Ста­лин­ской пре­мии». Пер­вый раз в 1943 году за фильм «Ленин­град в борь­бе».

Когда нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная, Филипп Печул вно­вь надел воен­ную фор­му и стал сни­мать бое­вые дей­ствия на Карель­ском пере­шей­ке. По сви­де­тель­ству извест­но­го кино­хро­ни­ке­ра Рома­на Кар­ме­на, съе­моч­ная груп­па, в кото­рую вхо­дил Филипп Печул, погиб­ла в нерав­ном бою. Было это в нояб­ре 1941 года, когда Печу­лу едва испол­ни­лось 28 лет.

Одна­ко к это­му вре­ме­ни он успел отснять мно­го мате­ри­а­ла о пер­вых боях с вра­гом. Впо­след­ствии его мате­ри­а­лы вошли в кино­ле­то­пись Вели­кой Оте­че­ствен­ной, в том числе и в зна­ме­ни­тый фильм «Ленин­град в борь­бе», смон­ти­ро­ван­ный в 1942 году. Бла­го­да­ря этой кар­ти­не, кото­рая демон­стри­ро­ва­лась даже на дру­гих кон­ти­нен­тах, мир уви­дел неслом­лен­ных ленин­град­цев.

Ефим Учи­тель все 900 дней бло­ка­ды, пре­одо­ле­вая голод и холод, сни­мал кино­хро­ни­ку в оса­жден­ном Ленин­гра­де. В пер­вые неде­ли и меся­цы отсня­тый мате­ри­ал негде было про­яв­лять. В горо­де не было элек­тро­энер­гии, и про­явоч­ные маши­ны не могли рабо­тать. Тогда по Неве к кино­сту­дии подо­гна­ли воен­ный корабль и с его помо­щью, про­тя­нув элек­тро­ка­бель, про­яви­ли плен­ку.

Естественный выбор

Что­бы смон­ти­ро­вать отсня­тый мате­ри­ал, в бло­кад­ный Ленин­град через Ладож­ское озе­ро по льду на полу­тор­ке про­бил­ся Роман Кар­мен. А нега­тив, для того что­бы в Москве напе­ча­тать копии филь­ма, вез­ли на транс­порт­ном само­ле­те в сопро­вож­де­нии эскор­та истре­би­те­лей. Такой важ­но­сти была эта лен­та.

На сче­ту Народ­но­го арти­ста СССР Ефи­ма Учи­те­ля — более 50 доку­мен­таль­ных филь­мов. Сня­тые им кад­ры есть и в лен­те 1944 года «Про­рыв бло­ка­ды Ленин­гра­да», и в кар­ти­нах 1945 года «Бер­лин» и «Парад Побе­ды», и в 20-серийной эпо­пее «Вели­кая Оте­че­ствен­ная».

В кино­вед­че­ских поис­ках мне при­шлось пере­смот­реть почти всю кино­хро­ни­ку, сня­тую в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, побе­се­до­вать со мно­ги­ми кино­опе­ра­то­ра­ми, сни­мав­ши­ми бое­вые дей­ствия на фрон­тах от Бело­го до Чер­но­го моря, от Ленин­гра­да до Мол­да­вии. По мате­ри­а­лам этих поис­ков мы реши­ли на кино­сту­дии «Молдова-филм» создать кар­ти­ну о Филип­пе Печу­ле и его сорат­ни­ках — Ефи­ме Учи­те­ле, Вла­ди­ми­ре Ешу­ри­не и дру­гих. Мною был напи­сан сце­на­рий «Яркая корот­кая жиз­нь», и в 1981 году режис­сер Вита­лий Демин снял по нему фильм. В то вре­мя еще был жив Ефим Юлье­вич Учи­тель, сест­ра Филип­па Печу­ла Анна, опе­ра­тор Вла­ди­мир Ешу­рин, с кото­рым Печул сни­мал фильм «Линия Ман­нер­гей­ма». Все они запе­чат­ле­ны в нашей кар­ти­не, рас­ска­зы­вав­шей о наших зем­ля­ках. У Анны Ива­нов­ны Печул сохра­нил­ся диплом лау­ре­а­та Ста­лин­ской пре­мии, в семье у Ефи­ма Юлье­ви­ча — диплом Печу­ла об окон­ча­нии опе­ра­тор­ско­го факуль­те­та ЛИКИ. Все это мы исполь­зо­ва­ли в филь­ме.

По мое­му пред­ло­же­нию Союз кине­ма­то­гра­фи­стов Мол­да­вии изго­то­вил мра­мор­ную мемо­ри­аль­ную доску, кото­рую мы уста­но­ви­ли на доме, где родил­ся Филипп Печул. В Доме куль­ту­ры села Таш­лык пока­за­ли его одно­сель­ча­нам кар­ти­ну об их слав­ном зем­ля­ке.

По сто­пам отца пошел сын Ефи­ма Юлье­ви­чаАлек­сей Учи­тель, став­ший извест­ным режис­се­ром совет­ско­го игро­во­го кино и руко­во­ди­те­лем режис­сер­ской мастер­ской во ВГИ­Ке. Сам Алек­сей при­знал­ся: «…Выбор про­фес­сии был для меня настоль­ко есте­ствен­ным, что я об этом не заду­мы­вал­ся, а впи­тал, как гово­рит­ся, с моло­ком мате­ри. Мой отец брал меня на съем­ки чуть ли не с пер­во­го клас­са… Мне это очень нра­ви­лось, поэто­му вопро­сов не было — пошел учить­ся во ВГИК».

Один из послед­них филь­мов Алек­сея Учи­те­ля «Кос­мос как пред­чув­ствие» гово­рит о том, что сын не посра­мил память отца, кото­ро­му 28 октяб­ря 2013 года испол­ни­лось бы 100 лет. 100-летие его дру­га Филип­па Печу­ла будут отме­чать 13 нояб­ря это­го года.