ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КИНЕМАТОГРАФИИ: ОЦЕНКА, ЭВОЛЮЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

Журнал «Вестник университета» № 6, 2020 год.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КИНЕМАТОГРАФИИ: ОЦЕНКА, ЭВОЛЮЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

06.12.2022


Автор:
Панкратова М.И.

Панкратова Марина Игоревна канд. экон. наук, Департамент информационного и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации (г. Москва). e-mail: pancratova85@mail.ru.

Материал опубликован в журнале «Вестник университета». 2020. № 6. (С. 102–108); лицензия Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). Фото:"Здание Леннаучфильма. г. Санкт-Петербург, ул. Мельничная. 2018 год". Автор фото Валерий Пятинин (СПб). 13 мая 2021 года «Леннаучфильм» была продан за 475,5 млн рублей — вдвое ниже, чем собственник АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького» планировал выручить за него в 2018 году.

Аннотация. Рассмотрен процесс постепенного реформирования имущественных отношений в кинематографии с целью перехода в состояние конкурентного рынка. Подробно проанализированы возможные последствия сокращения государственного сектора в указанной сфере деятельности. В рамках исследования рассмотрено развитие киноотрасли в условиях воздействия глобального мирового вызова – распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). В связи с этим сформулирована и доказана гипотеза о необходимости перехода к внебюджетному финансированию кинодела. Проанализировано влияние COVID-2019 на другие отрасли сферы культуры: музейную, библиотечную, театральную и другие. Базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, отраслевая аналитика Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

В настоящее время в ведении Министерства культуры (далее – Минкультуры) России находится три предприятия кинематографии в форме федеральных государственных унитарных предприятий: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм», ФГУП «ТПО «Дальневосточная ордена «Знака Почета» студия кинохроники» и ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм».

Также в федеральной собственности находится 100 % акций четырех акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства: АО «Киностудия «Ленфильм», «АО «ТПО «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького», АО «Свердловская киностудия», АО «ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов», акционированные ранее Указом Президента Российской Федерации (далее – РФ) от 04.04.2001 № 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» [1].

Проводимая в начале 1990-х гг. реформа имущественных отношений была направлена на резкое разгосударствление российской экономики. За счет частичной продажи государственной собственности Правительство РФ планировало реализовать программу финансового оздоровления экономики и покрыть устойчивый дефицит государственного бюджета [9; 16].

В настоящее время можно смело сказать, что, несмотря на 30-ю приватизационную историю в последние годы размер государственного сектора только увеличивается, что тормозит конкурентное развитие экономики.

Старт началу новой эпохи приватизации был дан на высшем уровне еще в 2010 г., в 2013 г. акционерным обществам, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральным государственным унитарным предприятиям дано поручение Президента Российской Федерации о принятии ключевых показателей эффективности их деятельности, в 2018 г. поручением Президента РФ установлен законодательный запрет деятельности ФГУПов на конкурентных рынках (за исключением сфер обеспечения обороны и безопасности государства).

Как отмечают исследователи продажа имущественных комплексов государственных предприятий «обеспечит ежегодное поступление средств в федеральный бюджет на уровне 0,1–0,2 % ВВП» [8, с. 328, 330; 13].

В этой связи, изучение возможных сценариев приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства, актуально с точки зрения управления в исследуемой сфере деятельности. Представляется важным оценить «плюсы» и «минусы» названных выше организационно-правовых форм, в том числе возможность оказания финансовой поддержки ФГУПам и АО со 100 % участием государства в тяжелый для экономики России период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019. Таким образом, цель настоящей работы – провести анализ реформирования имущественных отношений в кинематографии и механизмов финансирования кинематографии в исследуемые периоды. В основу методологии исследования положен системный анализ, основанный на всестороннем изучении предмета исследования, его исторического развития.

Для оценки работы менеджмента АО со 100 % участием государства и ФГУП «Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество)» ежегодно посредством межведомственного портала по управлению государственной собственностью проводится мониторинг принятия АО и ФГУП ключевых показателей эффективности деятельности. По данным межведомственного портала из общего количества предприятий и акционерных обществ (298 ФГУПов и 477 АО), включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2017–2019 гг., стабильную финансово-хозяйствен-
ную деятельность ведут 418 ФГУПов и 276 АО.

Как указано выше, с 2018 г. в России действует законодательный запрет деятельности ФГУПов, однако в декабре 2019 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» согласно которым сфера культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей вошла в перечень отраслей, в которых унитарные предприятия могут быть созданы [5]. Таким образом, предприятиям кинематографии Указом [1] сохранена их организационно-правовая форма.

В связи с этим наш системный анализ заставляет уделить особое внимание истории реформирования киноотрасли. Перевод киностудий в форму ГУПов получает широкое распространение в начале 1990-х гг. [11]. Однако тяжелое экономическое положение страны не позволяло государству выполнять свои обязательства по финансированию текущей деятельности киностудий, что отрицательно сказалось на развитии их материально-технической базы, поскольку тормозило обновление основных фондов и улучшение их структуры в том числе посредством проведения капитального и текущего ремонта. При этом в структуре стоимости основных фондов киностудий на долю зданий приходилось около 50 % [7]. К 1995 г. степень их износа достигала 40 % [7]. Однако необходимо отметить, что данная организационно-правовая форма предполагала бюджетное финансирование на данные цели. В результате производственный авторитет крупнейших киностудий страны был утрачен. А. Радыгин и С. Степашин в начале 2000-х гг. проводили анализ хода реформирования унитарных предприятий [14; 15]. На основе изучения работы комиссий по оценке эффективности деятельности ФГУПов в федеральных органах исполнительной власти были выявлены нарушения в работе Минкультуры России, в частности, серьезные отклонения от графика приватизации, отсутствие утвержденных со стороны министерства программ деятельности 47 % предприятий, включающих перечень экономических показателей, применяемых для оценки эффективности их деятельности.

Минкультуры России планомерно сокращало количество подведомственных предприятий кинематографии. По состоянию на 16.05.2016 г. в ведении Минкультуры России находилось 7 предприятий кинематографии (из них 5 действующих), в настоящее время 3 (из них 3 действующих).

Необходимо отметить, что ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» относится к стратегическим предприятиям РФ и без решения Президента РФ не может быть исключено из их числа.

Рассмотрим иной сценарий и, соответственно, механизмы поддержки киноотрасли в условиях законодательного запрета деятельности ФГУПов. В связи с этим автору представляются целесообразными следующие меры:

– преобразование ФГУПов, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства в акционерные общества со 100 % участием государства с сохранением прав на результаты интеллектуальной деятельности ФГУПов в собственности РФ. Данная форма собственности даст дополнительные возможности для привлечения инвестиционного капитала, в том числе целевых средств из федерального бюджета посредством докапитализации акционерного общества;

– присоединение имущественных комплексов ФГУПов к федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры.

Нельзя снять со счетов тот факт, что в связи с тем, что финансирование АО со 100 % участием как государства, так и ФГУПов в настоящее время осуществляется за счет доходов от оказания платных киносервисных услуг. Данные организационно-правовые формы (не являются бюджетными учреждениями) не позволяют получать средства на финансирование деятельности (в том числе на оплату труда работников, содержание имущества и оплату коммунальных услуг) из федерального бюджета согласно постановлению Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [6].

Законодательство РФ не запрещает им участвовать в конкурсах Минкультуры России и Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии по отбору организаций кинематографии – получателей субсидий на производство национальных фильмов наравне с коммерческими организациями кинематографии. Кроме того, в соответствии законодательством РФ ФГУПы обязаны перечислять часть прибыли в федеральный бюджет. По данным Минкультуры России в 2019 г. из чистой прибыли ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» в федеральный бюджет перечислено не менее 5,36 млн рублей.

Присоединение имущественных комплексов ФГУПов к федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры, напротив, позволит осуществлять содержание имущественных комплексов предприятий кинематографии (в том числе проведение капитального ремонта зданий) за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма».

Относительно преобразования ФГУПов, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства, в акционерные общества со 100 % участием государства необходимо отметить, что поручением Президента РФ 2019 г. ФГУП «Союзмультфильм» исключен из перечня киностудий, в отношении которых приватизация приостановлена. Согласовано вхождение ПАО «Сбербанк» в состав ООО «Союзмультфильм» – дочернего общества ФГУП «Союзмультфильм» с размером доли в уставном капитале 80 % через увеличение уставного капитала данного общества, в том числе с целью создание государственной студии детского и юношеского кино на базе АО «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького» путем создания консорциума киностудии с «Союзмультфильмом» (АО "Киностудия "Союзмультфильм". ИНН 9715404978.  Зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц16.08.2021. - Прим. ред. #МузейЦСДФ).

Что касается приватизации акций АО «Свердловская киностудия», «Творческо- производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького», «Киностудия «Ленфильм», то можно утверждать, что продажа акций данных киностудий на сегодняшнем этапе не принесет дохода в бюджет, сопоставимого с доходами от продажи промышленных и банковских активов, но повлечет перепрофилирование и перепродажу активов студий. Присоединение имущественных комплексов вышеперечисленных АО со 100 % государственным участием к ФГБУК позволит исключить их из программы приватизации, однако ляжет дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет. Таким образом, разгосударствление киноотрасли не принесет значимый доход, но увеличит расходы на кинематографию в связи с увеличением количества подведомственных Минкультуры России федеральных государственных бюджетных учреждений и содержанием новых объектов.

Необходимо отметить, что в последние годы киноотрасль представляет собой динамично развивающуюся киноиндустрию. По данным, представленным Счетной палатой РФ по итогам проведенного контрольного мероприятия, доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования кинопроизводства ежегодно сокращается и в 2018 г. составила 54 %. При этом согласно данным Сервиса открытых данных «Государственная поддержка», объем возвратных средств в общем объеме господдержки 365 отечественных фильмов составляет всего 25 %, 75 % средств предоставляются кинокомпаниям (201) на безвозвратной основе [14; 16]. Вместе с тем в советский период действовала модель распределения выручки (кассовых сборов от проката фильмов), доказавшая свою эффективность и до сих пор используемая в ряде европейских государств (Франция, Италия и др.) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение выручки (кассовых сборов от проката фильмов) в советский период

Целевое назначение                                          С каждого принесенного зрителем рубля, %
                                                                                            городской кинотеатр    сельский кинотеатр

В доход местного бюджета
соответствующего 
района – налог с кино                                55                                 10

В виде прокатной платы в контору (отделение)
кинопроката                                                                                     20                                  10

Киноустановке – по остаточному принципу                             25                                  80

______________________________________________________________________________________________________________
Источник: [6]

В начале 1990-х гг. система претерпела существенные изменения, и в настоящее время распределение кассовых сборов осуществляется согласно данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Распределение кассовых сборов с начала 1990-х гг.

Целевое назначение                                           С каждого принесенного зрителем рубля, %

В доход кинотеатра                                                                                            50

Кинопрокатчику – прокатная плата                                                             15–20

Продюсеру фильма – по остаточному
принципу                                                                                                               30–35

______________________________________________________________________________________________________________
Составлено автором по материалам исследования

В связи с этим, по мнению автора, необходим поиск механизмов, направленных на совершенствование государственной поддержки кинематографии, а именно на переход к внебюджетному финансирования кинопроизводства посредством «введения в России отчислений с дохода показчиков, налога с товарооборота телекомпаний и сервисов видео по запросу» и реинвестирования полученных средств обратно в киноотрасль через Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии [9, с. 224].

Нельзя не принимать во внимание тот факт, что в 2020 г. в связи с распространением в мире новой коронавирусной инфекции СОVID-2019 ведущие мировые кинорынки приостановили свою деятельность, как минимум на полтора месяца закрыты кинотеатры в ряде европейский стран, а также США, что ощутимо сказалось на их финансово-экономических показателях. В связи с распространением COVID-2019 Минкультуры России рекомендовало организациям, осуществляющим кинопоказ (численность персонала порядка 20 000 человек), приостановить функционирование для посетителей. На основании нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления в настоящее время закрыты кинотеатры, находящиеся в муниципальной и государственной собственности.

По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы о показах фильмов в кинозалах в марте 2020 г. в кинотеатрах страны было продано 8,1 млн билетов, что ниже показателей 2019 г. на 42,1 % (в марте 2019 г. было продано 14,0 млн билетов) [15]. По итогам первых двух месяцев 2020 г. совокупные сборы фильмов, а также количество зрителей, их посмотревших, значительно превосходит аналогичные показатели 2019 г., что говорит о тенденции роста кассовых сборов и посещаемости в кинопрокате РФ. Реализация билетов является источником дохода как демонстраторов фильмов, так и их прокатчиков и продюсеров, а также организаций кинематографии. Таким образом, поддержка сферы кинопоказа становится ключевой для сохранения российской кинематографии.

Аналогичная ситуация складывается на киностудиях: по итогам апреля 2020 г. в дальнейшем прогнозируется снижение их доходов на 90 %, что вызвано невозможностью выполнения взятых на себя обязательств арендаторами их площадей по оплате коммунальных платежей и арендной платы, а также отсрочкой погашения задолженности по заключенным договорам. Необходимо отметить, что оплата коммунальных услуг является одной из затратообразующих статей расходов киностудий.

В этих условиях ключевым фактором остается вопрос оплаты труда работников киноотрасли. В соответствии с Указами Президента РФ работникам установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы [2; 3]. Таким образом, в период с 30 марта по 12 мая 2020 г. организации кинематографии обязаны перечислить работникам заработную плату, предусмотренную трудовым договором, что в условиях нехватки средств для осуществления своей хозяйственной деятельности также проблематично.

Необходимо отметить, что запрет на проведение массовых мероприятий и закрытие организаций для посетителей также негативно сказался на других сферах культуры (музейной, библиотечной, деятельности в области исполнительских искусств и т. д.). В ведении Минкультуры России находятся 119 учреждений (музеи, театры, библиотеки, филармонии, симфонические и камерные оркестры, народные и хоровые коллективы, а также продюсерские учреждения). Проведение публичных мероприятий (реализация социокультурных проектов)
и библиографическое обслуживание читателей, публичный показ спектаклей (театральных постановок) и музейных коллекций являются существенным источником формирования доходов названных выше учреждений от оказания платных услуг. Ориентировочно объем финансовых потерь подведомственных учреждений в результате их закрытия для посещения составил около 3-х млрд рублей, при этом большая часть средств была бы направлена на обеспечение социальных гарантий перед работниками учреждений и содержание имущества.

В связи с этим с целью компенсации недополученных доходов (в том числе ФГУПАм, что до подготовки проекта постановления о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 и его издания не представлялось возможным) в апреле 2020 г. Минкультуры России обратилось в Правительство РФ с просьбой включить музейную (код ОКВЭД 91.02), библиотечную, творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90), зоопарков (код ОКВЭД 91.04.1), деятельность по производству кино- и видеофильмов, телевизионных программ, изданию звукозаписей и нот (код ОКВЭД 59), а также в области демонстрации кинофильмов (код ОКВЭД 59.14) в перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения COVID-2019.

Проведенные автором расчеты показали, что в случае если бы Министерством экономического развития России были поддержаны предложения о введении названных выше отчислений в сегодняшних тяжелых для экономики страны условиях, «прогнозный объем поступлений от введения налогов на сборы от кинотеатрального проката, с товарооборота телевещателей и дистрибьюторов телеуслуг, пошлин на видео по запросу в 2019 году составил бы» более 20 млрд руб. (в федеральным бюджетом на поддержку кинематографии предусмотрены бюджетные ассигнования на 2020 г. в объеме 5,8 млрд рублей, на 2021 г. – 8,4 млрд рублей, на 2022 г. – 10,2 млрд рублей) [4; 10, с. 179].

В форс-мажорных обстоятельствах, вызванных распространением COVID-2019, резкое изменение потребительского поведения (выбор в пользу просмотра фильмов через цифровые платформы и сервисы в период закрытия кинотеатров) увеличило доходы сервисов видео по запросу и онлайн-кинотеатров. В сложившихся условиях единственным источником дохода для киноотрасли можно рассматривать введение отчислений от товарооборота дистрибьюторов телеуслуг и интернет-провайдеров за просмотр фильмов через цифровые платформы и сервисы. Таким образом, полученные средства можно направить на поддержку кинооотрасли и ее работников.

Что касается старта новой волны приватизации в кинематографии, очевидно, что разгосударствление киноотрасли не принесет значимого дохода, однако ляжет дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет или повлечет перепрофилирование и перепродажу активов студий.
___________________________________
Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2001 No. 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» / СЗ РФ. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 7803 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/16785 (дата обращения: 15.05.2020).
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 No. 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» / СЗ РФ. – 2020. – № 13. – Ст. 1898 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/26/prezidentukaz206-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2020).
3. Указ Президента РФ от 02.04.2020 No. 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (дата обращения: 15.05.2020).
4. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» / СЗ РФ. – 2019. – № 49 (часть IV). – Ст. 6 939 (прил. 34 (продолжение), прил. 36–40) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ (дата обращения: 15.05.2020).
5. Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» / СЗ РФ. – 2019. – № 52 (часть I). – Ст. 7803 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341777/ (дата обращения: 15.05.2020).
6. Горюнова, Г. Н., Чернов, В. Г. Экономика кинематографии. – Москва: Искусство, 1975. – 355 с.
7. Кудрин, А. Л. Теоретические и методологические подходы к реализации, сбалансированной и эффективной бюджетной политики: дис. … д-ра. экон. наук: 08.00.10 / А. М. Кудрин. – Москва, 2018. – 424 с.
8. Мау, В. А. Экономика и политика России: год за годом (1991–1999). – Москва: Дело, 2018. – 436 с.
9. Панкратова, М. И. Совершенствование механизма государственной поддержки национальной кинематографии. (на примере Франции) // Вестник университета. – 2016. – № 4. – Pp. 222–227 с.
10. Панкратова, М. И. Совершенствование управления хозяйствующими субъектами в фильмопроизводстве: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Москва, 2016. – 210 с.
11. Радыгин, А. Д. и др. Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты. – М.: ИЭПП, 2004 (ООО МАКС Пресс). – 282 с.
12. Степашин, С. В. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. – М.: Олита, 2004. – 185 c.
13. Чубайс, А. Б. Социально-экономические проблемы хозяйственной реформы: Сб. науч. тр. / [Редкол.: А.Б.Чубайс (отв. ред.) и др.]. – Л.: ЛИЭИ, 1990. – 136 с.
14. Отчет о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации: «Проверка целевого и эффективного использования в 2017–2018 гг. и истекшем периоде 2019 г. средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности, направленных на государственную поддержку производства, проката и показа отечественной кинопродукции и анимационной отрасли» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ach.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-chamber-of-accounts-no-10-october-2019.php?clear_cache=Y (дата обращения: 15.05.2020).
15. Сайт Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekinobilet.fond-kino.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).
16. Сайт Сервиса открытых данных «Государственная поддержка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekinobilet.fond-kino.ru/government-support/ (дата обращения: 15.05.2020).


Материалы по теме