15.07.2022


Автор:
Н.В. Деменкова

Главный архивист отдела использования документов.

Источник: ЦГАЛИ СПб www.spbarchives.ru. Фото: оператор В. Горданов, рабочий момент съемок. Фильм:  «Петр Первый». 1937-1938 гг. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Профессия кинооператора, пожалуй, вторая по значимости в кинопроизводстве после режиссера. Если последний решает, что снимать, то первый — как снимать. То есть режиссер отвечает за творческую составляющую кинопродукта, а кинооператор — за техническую.

Даже сценарист играет не такую важную роль в киноиндустрии: многие фильмы снимаются по книгам, в других случаях сценарии пишут сами режиссеры. Так что без сценариста можно обойтись, а вот без оператора — никак.

Кинооператор не только ведет съемку, но и расставляет все съемочное оборудование, осветительные приборы, декорации, участвует в создании спецэффектов. Он фактически не столько технический работник, но и художник, результатом работы которого является кинопродукт, который нам показывают. Более того, без преувеличения можно сказать, что мы видим любой фильм именно глазами кинооператора. В этом и заключается творческая составляющая его работы: «увидеть» кадр до съемки, воссоздать его в реальности и лишь потом перенести на пленку.

Первыми профессиональными кинооператорами, безусловно, стоит назвать братьев Люмьер с их «Прибытием поезда».

Из отечественной операторской школы наряду с такими операторами как А.Н. Москвин, В.А. Рапопорт,  П.Т. Лебешев, П.В. Клушанцев, нельзя не отметить Вячеслава Вячеславовича Горданова, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он принадлежал к той славной когорте первооткрывателей, которые принесли советскому кино мировую славу.

В этом году  Вячеславу Горданову отмечается 115 лет со дня рождения. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) хранится личный фонд Вячеслава Вячеславовича (№ 459), в котором отложились документы его  операторской деятельности; фото рабочих моментов съемок и кадров из фильмов, участников съёмочных групп; рисунки, рукописи, а также  статьи.

Дополняют биографию Вячеслава Горданова документы из фондов  ЦГАЛИ СПб: «Санкт -Петербургская киностудия «Ленфильм» (№ 257); филиал «Леннаучфильм» ОАО «Центр национального фильма»  (№ 243); Высшие государственные курсы искусствоведения при государственном институте истории искусств (№ 59); Общественная организация «Союз кинематографистов Санкт-Петербурга» (№ 183) и др.

Вячеслав  Горданов родился 15 (28) июля 1902 года в г. Полоцке Витебской губернии в семье военного инженера. Окончив в 1919 году единую трудовую школу в г. Детское село (г. Пушкин), он добровольцем вступил в ряды РККА. Демобилизовался в 1922 году и в этом же году стал одним из первых студентов кинотехнического отделения Высшего института фотографии и фототехники (переименованного в 1924 году в Ленинградский фотокинотехникум, а в 1930 году — в Ленинградский институт киноинженеров).

В 1928 году Горданов пришел на киностудию «Совкино», где проработал вплоть до выхода на заслуженный отдых в январе 1963 года (исключая период с августа 1942 г. по  апрель 1944 г., проведенный в Ленинградской Объединённой киностудии научно-технических и хроникально-документальных фильмов).

Его путь в искусстве был наполнен исканиями, ошибками, увлечениями. В 1929 году на экраны вышла первая киноработа Вячеслава Горданова. Это был фильм режиссера В.М. Петрова «Адрес Ленина». Вячеслав Горданов вспоминал:  

«Снимать "Адрес Ленина" мне было тяжело. Меня никто не знал, и особенно не хотели узнавать, так как я был конкурентом… Я очень многим обязан Владимиру Михайловичу Петрову, который будучи сам начинающим режиссером очень в меня поверил…»2.

Стоит отметить, что картина «дебютантов» как её тогда иронически называли, оказалась, по – мнению многих специалистов,  хорошим фильмом. На этой картине сформировался коллектив  режиссера (В.М. Петров), оператора (В.В. Горданов) и художника (Н.Г. Суворов) объединенных общими творческими установками, общим видением, одинаково мыслящих.

Следующую  картину  Горданова «Фриц Бауэр» (реж. В.М. Петров), наряду с картинами  «Новый Вавилон» (реж Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг, оператор А.Н. Москвин), а также «Златые горы» (реж. С.И. Юткевич, оператор Ж. К. Мартов) художественный руководитель киностудии «Ленфильм» А.И. Пиотровский назвал ленинградской операторской школой3.

 «…Ведение светотени во "Фрице Бауэре" было довольно необычно. Я сосредотачивал основной акцент в глубине кадра, а передний план держал в погашенной гамме. Это давало глубину и выразительность…», — так описывал свою работу над фильмом Вячеслав Горданов4.

Фильмы  «Плотина» (1931) и «Беглец» (1932) — первая звуковая картина, над которой работала группа, также были хорошо приняты критиками и стали следующей ступенью роста оператора. Снятые Гордановым фильмы «Гроза» с А. К. Тарасовой в роли Катерины (1934) и «Петр Первый» с Н.К. Симоновым и Н.К. Черкасовым в главных ролях (1937), вошли в золотой фонд советской кинематографии, во многом благодаря его выдающейся операторской работе.

Оператор Вячеслав Горданов (слева) на съемках фильма «Петр Первый». 1937-1938 гг. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

«Победа оператора» — так называлась статья газеты  «Кино» за 1937 год, в которой рассказывалось о работе Вячеслава Горданова над фильмом «Петр Первый»:

«…Работа шеф-оператора Горданова, замечательнейшего мастера, одного из характернейших представителей так называемой ленинградской школы операторов, представляет значительный  интерес <…>Благодаря тому, что Горданов нашел удачные моменты световой характеристики, он добился того, что образ  Петра получил совершенное зрительное   воспроизведение…»6.

В 1933–1935 гг. Горданов вел педагогическую работу в Институте киноинженеров, в 1935–1938 гг. руководил операторской мастерской «Ленфильма», в предвоенные годы экспериментировал в области цветного кино: снял фильмы «Цветное ревю» (1938), «День в декабре» (1938-1939), а также физкультурные парады в Москве7.

В 1941 году Сергей Герасимов решился на экранизацию драмы М.Ю. Лермонтова  «Маскарад». Снимать фильм режиссер пригласил к тому времени уже корифея операторского искусства Вячеслава Горданова. Картину закончили снимать за три дня до начала войны.

Находясь в Ленинграде в годы блокады, Горданов принимал деятельное участие в оборонных работах и отлично выполнил ряд специальных заданий, снимая военную хронику на передовых позициях Ленинградского фронта.

«…В 1942 году снял картину "Самый храбрый". Фильм снят в боевой обстановке на Ладожской военной флотилии. С 1 августа 1942 года был переведен на Ленинградскую объединённую киностудию для работы во фронтовой киногруппе в качестве оператора  <…> С октября 1942 г. по июнь 1943 г. находился в рядах РККА в качестве военного корреспондента <…> неоднократно участвовал в боевых операциях и столкновениях с противником…»8, - так писал Вячеслав Вячеславович в своей автобиографии.

Начальник фронтовых киносъемочных групп Политуправления Ленинградского фронта Хмельницкий в характеристике на Вячеслава Горданова отмечал, что

«…т. Горданов провел большую работу по съёмке переднего вражеского края обороны, им снята в последнее время боевая операция наших войск при отражении и уничтожении вражеского десанта на о. Сухо...»9.

В 1943 году Горданов был награжден медалью «За оборону Ленинграда».    

С апреля 1944 года Вячеслав Горданов вновь работает на киностудии «Ленфильм». С 1944 по 1946 гг. он снимал такие картины как «Каменный гость» (реж. М. Г. Шапиро, не окончена), «Пиковая дама» (реж. бр. Васильевы, цветная, не окончена), «Во имя жизни» (реж. А.Г. Зархи и И. Е. Хейфиц)10.

В 1950 году Вячеслав  Горданов был награжден Сталинской премией 1-й. степени за работу над фильмом «Академик Иван Павлов» (1949), ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Заслуги оператора Горданова в советской кинематографии невозможно переоценить и это признавали многие его коллеги. Известный кинорежиссер, сценарист Лео Оскарович Арнштам писал:

«...Мне никогда не довелось встретиться с Гордановым в непосредственной работе над каким-либо фильмом. Но каждый фильм, снятый им…расширял мои представления об изобразительных возможностях кинематографа»11.

__________________________

ПРИМЕЧАНИЕ:

2ЦГАЛИ СПб. Ф.459. Оп.1. Д.20. Л.9.

3ЦГАЛИ СПб. Ф.459. Оп.1. Д.20. Л.15.

4Там же. Л.16.

6ЦГАЛИ СПб. Ф.459. Оп.1. Д.56. Л.1.

7ЦГАЛИ СПб. Ф.257. Оп.19. Д.130. Л.8.

8ЦГАЛИ СПб. Ф.257. Оп.19. Д.130. Л.6 об.

9ЦГАЛИ СПб. Ф.243. Оп.4. Д.67. Л.5.

10ЦГАЛИ СПб. Ф.257. Оп.19. Д.130. Л.6 об.

11ЦГАЛИ СПб. Ф.459. Оп.1. Д.57. Л.2.