Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 116-118).
Когда-то давным-давно киностудии называли «фабриками грез». В их стенах делали «киночудеса», которые наполняли жизнь человека красотой. Той самой, что «спасает мир»...
Теперь эти «фабрики» больше похожи на «заводы» по производству «чернухи», что заполонила не только экраны, но и всю нашу жизнь.
— Я кинооператор-документалист. Снимать свалки, грязь, очереди — это наша работа с понедельника по пятницу. Такая же будничная, как и лет десять назад, когда мы монотонно занимались выискиванием «преимуществ нашего образа». Грустная работа. Ждешь выходных.
Но вот живет в нашем городе режиссер, работа с которым — праздник. У него своя вечная тема — самодеятельные мастера. Помните, как ценили раньше на Руси их талант? Вот только герои его фильмов стареют, уходят один за одним. Тихо, незаметно живут — так же незаметно уходят. И лишь Вячеслав Васильевич Орехов, кинорежиссер с ЦСДФ (Центральной студии документальных фильмов), не позволяет им раствориться в безвестности.
Конечно, картины Ивана Михайловича Никифорова, самодеятельного художника из г. Пушкино, известны далеко за пределами нашей страны (у нас — меньше). На этих удивительных картинах, напоминающих русский лубок, по-детски наивных и так же по-детски чистых, — вся история нашей страны. (И. М. Никифоров начал рисовать в 63 года). А сам художник, от скромной жизни которого не осталось и фотографий, вот уже 20 лет «живет» только в фильме В. Орехова «Поздний восход».
А какой удивительный мир художника-космиста В. Т. Черноволенко открыл другой фильм В. Орехова «Несущий свет»!
Документальный полнометражный фильм «Я пришел в этот мир, чтобы...» (по-моему, очень символическое название для любого из фильмов этого режиссера) только выходит на экраны. Он посвящается «покровителю растений, птиц и животных Александру Ивановичу Морозову» (так в титрах). А. И. Морозов — Заслуженный художник РСФСР. Ему сейчас 88 лет. И дай Бог ему здоровья и многих-многих лет.
Недавно по телевидению показывали «Рыцарский этюд». Это о мастере из Монино Валерии Евстратове. А открыл его тоже Орехов, Валера всю жизнь (с самого детства) делает маленьких всадников, рыцарей, макеты старинных замков. И даже настоящие рыцарские доспехи сделал. О, это удивительный мир красоты!.. А мастер ходит среди нас в форме прапорщика. Встречали? Конечно же. Только вряд ли внимание обращали. Мы уже не то, что в небо — по сторонам не смотрим. Все больше в землю.
А восход вы давно встречали?..
Вячеслав Васильевич позвонил мне недавно и предложил съездить на выходные в Ростов. Тот, что Великий.
Говорят, живет там старик, что коней из дерева вырезает. Красивые получаются кони. А всадники-гусары еще лучше. В воскресный день старик везет их на тележке к базару, выставляет на прилавок, а сам сигаретку покуривает. Нарядные кони собирают вмиг большую разновозрастную толпу. Ребятишек не оторвать.
— Сколько стоят, дед, твои гусары?
— Не продается.
— А чего ж притащил? — обижаются в толпе.
Чтоб смотрели. Настоящих-то коней всех поизвели. Так вот, чтоб не забывали, какие они — кони-то.
Мы приехали в Ростов и сразу — к деду. Нашли его без труда: Михаил Дмитриевич Королев оказался довольно известной в городе личностью. Старик гостям обрадовался (хоть и незнакомым), несмотря на то, что квартирка его однокомнатная вмиг стала тесна: съемочная группа состояла из четырех человек.
Необычная это была квартирка, хотя располагалась во вполне стандартной пятиэтажной жилой коробке. Нестандартность заключалась в том, что была это квартира мастера.
В кино принято подробно описывать обстановку. Порой маленькая деталь — фрагмент обстановки, окружающей человека, — дополнит кинопортрет такой черточкой, которую не выявишь и в двухчасовом общении с ним.
Так вот, в комнате стояли: незатейливая стариковская кровать, шаткий круглый стол, старый буфет без некоторых стекол, тусклое, желтое от возраста, но какое-то торжественное от своей величины напольное зеркало и. два трона с орлами на спинах и алыми подушками на сиденьях. Вот и вся мебель. Но комната, тем не менее, казалось, наполнена праздником: отовсюду — с тронов, из-под стола, с буфета и подоконника — смотрели на нас князья, цари, гусары, Ангелы, разбойники в искусно выполненных одеждах. Но больше всего жило здесь коней. Вырезанные из дерева, нарисованные масляными красками — рука мастера имела дар воодушевлять любой материал — кони именно жили каждый в своем мимолетном движении: глаза горели, гривы струились, копыта над землей взлетали.
— Михаил Дмитриевич, вы, верно, коней с детства любите?
Голос у старика низкий, с хрипотцой. Речь неторопливая, будто торжественная (еще подходит слово «величавая»). Обращения старомодные (или старинные): «Сударыня, ... князь... милейший...». Вот только слов «любовь» и «люблю» мы так и не услышали от мастера. Впрочем, нет — услышали, но это было не в разговоре с нами.
— Михаил Дмитриевич, вы, наверное, тоскуете по давно ушедшим временам, когда гусары?..
— Я читаю много: приключения, про индейцев, про страны дальние. Интересно, как раньше жили. (Я бросил взгляд на стол, где лежала толстенная книга, заложенная очками на веревочках и с одним стеклышком) . А гусары? Гусары все подлецы! — вдруг закончил старик.
Вот тебе и раз! «Подлецы»-красавцы лихо восседали верхом и сияли с буфета такими улыбками, что их уверенно можно было назвать любимыми детьми мастера. Нет, старик просто непредсказуем. Надо признаться, что мы привыкли уже к стандартным ответам, и беседа с человеком неординарным поначалу просто из колеи выбивает. Тем не менее, интерес к старику все рос.
— Что ж вы гусар не любите?
— Так они же водку пьют да по женщинам волочатся, — дед хитро подмигнул и подкрутил гусарский свой ус.
— А вы разве свою жизнь тихо прожили?
— О, нет! Я шумным был. Каких только прозвищ мне не приклеивали! Я профессий много изучил: и плотником, и конюхом, и рисовать получалось. Меня в Ленинграде уговаривали остаться, квартиру давали. «Дурак, говорили, люди за квартиру всю жизнь бьются.» Но не мог я больше года на одном месте оставаться. Бродяга я: то захочется вдруг оленей в тундре увидеть, то в пустыню потянет на верблюдов посмотреть. Я еду туда, устраиваюсь на работу, живу. но не больше года. Потому и не набрал стажа.
— А сколько у вас пенсия?
— 40 рублей, — смутился старик и, отмахнувшись, направился на кухню, что служила мастерской.
Потом вспомнилось: за три дня, которые мы провели рядом с Королевым, мы ни разу не видели, чтобы он ел. Только курил: на кухне — дым коромыслом да работа кипит. Как старый солдат царской еще армии: ему и нужно-то всего, что «водку, табак, порох!» — и он жив и лямку свою солдатскую исправно тянет.
На спинке трона повис протертый до дыр пиджак с орденом Отечественной войны.
— Михаил Дмитриевич, вы в Великой Отечественной участвовали?
— Да какой я участник? — снова отмахнулся дед. — Пехота я: пошел в атаку — меня тут же ранили в обе ноги.
— А почему вы один всю жизнь?
— Я не встретил этой дамы!..
Вечером, махнув рюмочку, старик читал нам Пушкина наизусть. Как далек был этот человек от бытовых проблем окружающей реальности! Серые стандартные обои в комнате давно запузырились и готовы упасть (всего год, как дом сдали строители). Раковина на кухне небрежно подперта доской. Плита закопчена (старик жесть прокаливает), на ней — одинокий черный чайник. А мастер читает Пушкина, и золотые руки его помогают ему, жестикулируя.
Мастера-пауки сплели на кухне красивейшую паутину. Нам тоже захотелось сделать подарок светлому старику. Вячеслав Васильевич разыскал в городе конюшню, договорился с администрацией, с конюхом, и мы свозили мастера к лошадям. Вот тогда, кажется, впервые я услышал слова любви. Только обращены они были не к людям, а к животным: старик гладил лошадей, обнимал и даже целовал их, как после долгой разлуки.
Заканчивали мы съемки ранним утром последнего дня в Ростове. Перед самой дорогой.
Восход на озере Неро оказался на редкость красивым. Помню, режиссер сказал (будто про себя): «Видно, герой нашего фильма — святой человек.»
Солнце нового дня на глазах набирало силу.
А в это раннее время в своей мастерской старик заканчивал ночную работу. Солнце творило над седой его головою ореол. А сам он, в длинном фартуке, в носках, с мундштуком в зубах, тесал топориком полено.
На Руси мастер — это чудо. Почему же сейчас мастеров чаще всего называют «чудиками», как старика Королева? Парадокс? Или просто наш мир перевернулся?
Как будет называться фильм? Пока этого не скажет даже Вячеслав Васильевич. Но в то, что фильм получится, — верит вся наша съемочная группа.
Фильм рассказывает о 85 - летнем мастере — самоучке из Ростова Великого, бывшем конюхе, создателе деревянных скульптур Михаиле Королёве.
Вячеслав Орехов, режиссер:
"Радуйся жизни сегодня и чтоб вокруг тебя весело было!" — так любил говорить Михаил Дмитриевич Королев из Ростова Великого, наивный художник и скульптор, создатель деревянных фигурок лошадей и всадников. Он родился в 1904 году в семье кавалериста драгунского полка и, вероятно, от отца унаследовал беззаветную любовь к лошадям. Стал конюхом. Еще у него была страсть посмотреть, где какие люди живут и какие там звери! Ездил на Север на оленей поглядеть, а на Кавказ — на зубров... Из любви к лошадям стал лепить их из пластилина, а потом вырезать из дерева-тройки, квадриги с Ангелами. Особенно любил создавать гусаров на конях, наверно, потому, что и сам в душе был гусаром! Бравый, с усами! В 80 лет язык не поворачивался назвать его стариком! Конечно, он был из породы чудаков. Много ездил на мир поглядеть (называл себя бродягой, т.к. на одном месте больше года прожить не мог — приедалось !). Потому и пенсию "проездил", стажу не хватило. И ещё. Своих коней с гусарами отвозил на тачке на рынок, выставлял там, но не для продажи, а для показу — чтобы лошадей не забывали! Я рад, что мы с оператором Сергеем Стариковым сняли Королева в фильме «Чудак».
ПРОИЗВОДСТВО: Международный фонд кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова)
Автор сценария и режиссёр Вячеслав Орехов
Оператор С. Стариков
Звукооператор С. Соловьев
Монтажер Л. Евланова
Директор фильма Н. Легат
НАГРАДЫ:
1991 — Приз "За любовь к героям своих фильмов и человеческое тепло, которое излучают его картины" Всесоюзного фестиваля авторского кино в Белоруссии "Лятавец" (г. Полоцк).