К христианским святыням

Из книги "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество" (2021).

К христианским святыням

14.12.2022

Вячеслав Орехов

Родился 20 февраля 1940 года в деревне Коломенка Тамбовской области; режиссер документального кино, сценарист, оператор, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника».

Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 146-149). Фото: "Вячеслав Орехов снимает на острове Корфу. 2002 год". Фото из архива автора.

С чего начинается Родина? Для того, кто прикоснулся к этим дивным местам Валдая, сомнения уже нет — с исто­ка Волги, священного символа России. Исток великой реки надежно укрыт за лесами и дола­ми, за синими озерами, вдали от суеты шумных городов и потоков машин. Кажется, что время остановило здесь свой бег. Тут слышишь тишину вечности да биение то ли родникового ключа, то ли собственного сердца.

Волна интереса к колыбели Валдая пришлась на середину 80-х годов, когда начало ожив­ляться русское националь­ное самосознание. В 1995 году впервые за многие десятиле­тия почистили родник, возвели часовенку, начали восстанов­ление Преображенского собо­ра и зимней часовни близ него. В июле того же года Патриарх Московский и всея Руси Алек­сий II освятил место рождения великой реки. Церковь взяла священный родник под свою духовную защиту. Было решено ежегодно в конце мая ос­вящать исток и реку во всех городах, где она протекает, чтобы эта вода несла через всю Россию благодать Свя­того Духа.

Альберт Эйнштейн сказал как-то, то ли в шутку, то ли всерьез, что в нашей суетливой жизни надо больше стро­ить скамеек, чтобы человек, присев, мог перевести дух и хотя бы на миг выпасть из привычной жизненной карусе­ли и стандартного мышления, послушать себя, свое вну­треннее «я».

Их называют рождественскими святыми, двух вели­чайших христианских святителей — Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского, памятные дни кото­рых отмечают в канун Рождества. Это они вместе с дру­гими подвижниками Христовой веры выступили против еретика Ария на знаменитом 1-ом Вселенском Соборе в византийской Никее (теперь Турция), где был принят наш Символ веры. К их святым мощам, собственно, и была организована по благословению Патриарха Алексия II па­ломническая поездка, в которой участвовало 140 чело­век: монахи и священники разных епархий, церковные иерархи, певчие московских храмов, просто верующие рус­ские люди, среди которых известный писатель Владимир Крупин.

Принять участие в этом паломничестве меня сподо­бил Итало-Российский Фонд святителя Николая в каче­стве награды за фильм «Выхожу один я на дорогу». Невозможно в короткой заметке описать все нюансы этого дивного путешествия. Из промозглой московской зимы чартерным авиарейсом мы перенеслись в край вечно­го лета — на греческий остров Корфу, где покоятся мощи Спиридона Тримифунтского. Мы помним название этого острова из истории морских сражений русско-турецкого флота под водительством адмирала Ушакова с французскими войсками. Корфу или Керкира, как его по-другому называют, на­ходится у берегов Греции, Италии, Албании. Это жемчу­жина южных морей, где находятся одни из самых красивейших мест Европы. Недаром сюда когда-то причалил легендарный корабль Одиссея. Сочетание тёплого ласко­вого моря, диких скал, оливковых и апельсиновых рощ превращают остров в райский уголок, за который в тече­ние веков шла борьба. Кто им только не владел за долгую историю: Рим и Византия, венецианцы и французы. На рубеже 18-го и 19-го веков остров Корфу несколько лет принадлежал России, но потом Наполеон отвоевал его.

Вячеслав Орехов и художник Анатолий Петушков на острове Корфу. 2002 год. Фото из архива автора.

На Корфу живёт очень добрый, приветливый право­славный народ, братский нам по вере. Меня поразило ко­личество церквей, их там около восьмисот, из которых действуют четыреста семьдесят. Убранство церквей и монастырских храмов напоминает пышный византийский стиль. Память о Византии особенно проявляется в иконо­писи.

В красивейшей церкви Спиридона Тримифунтского прошла торжественная служба наших паломников у мо­щей великого Святителя. Потом все причастились и при­ложились к святым мощам. Рака Святителя несказанно прекрасна. Она сделана из сияющего серебра, украшена тонким орнаментом. Вечный покой мощи обрели здесь в средние века. А родился Спиридон на Кипре, был там па­стухом и священником одно­временно. Окончил жизнь в сане епископа. К нему люди обращаются за помощью особенно в бытовых, житей­ских делах.

С Корфу мы полетели в итальянский город Бари, где покоятся мощи Чудотворца. Но случилось непредвиден­ное. У границы Италии са­молёт развернулся и вновь приземлился на Корфу. Оказалось, в каких-то диплома­тических каналах произошёл сбой. Паломники, конечно, приуныли: будто святой Нико­лай не хотел нас принимать к себе. Каждый стал относить это на счёт своих прегрешений и потому покаянно про себя молиться. Пока шли переговоры между Москвой и Римом, паломники прямо в аэропорту спели акафист свя­тителю Николаю, и разрешение на посадку в Бари было получено.

Город Бари — из старинных итальянских городов, рас­положен на берегу ро­скошного залива. Католическая базилика, где нашёл пристани­ще Чудотворец, пора­жает стройностью и строгой красотой вну­треннего убранства. Мощи святителя на­ходятся в нижнем яру­се церкви. Их перевезли сюда в 11-м веке венецианцы из Мир Ликийских (Византия, сейчас Турция), где святитель служил в 4-ом веке архиепископом.

Гробница Николая Чудотворца до удивления проста и безыскусна. Над саркофагом, который скрыт от глаз, воз­вышается надгробие — большой каменный прямоугольник с боковой нишей, в которую люди, став на колени, проле­зают, чтобы приложиться к обозначенному месту на саркофаге. Мощи открывают лишь один-два раза в год для сбора целебного чудодейственного мира, которое они источают.

Базилика святителя Николая — это Мекка для всего христианского мира. Ежедневно к великой святыне стека­ются паломники с разных концов земли, молят Чудотвор­ца о помощи.

Наши священники совершили Литургию у мощей Божьего Угодника. Трогательно было видеть, как много­численные русские паломники с акафистом в руках взвол­нованно и вдохновенно пели: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче...». Подумалось: нет, Чудотворец Николай во­все не католический епископ, каким здесь его рисовали на иконах в средние века и поныне, а наш родной, домаш­ний батюшка Никола. Кажется, скажи какой-нибудь дере­венской бабушке в российской глубинке, что Никола Чу­дотворец не из наших мест — не поверит.

Надо отдать должное духовным властям г. Бари, кото­рые разрешили установить вблизи мощей небольшой пра­вославный иконостас. Вообще, между фондом святителя Николая и настоятелем базилики сложились хорошие от­ношения. Фонд святителя объявил конкурс на лучший про­ект гробницы Чудотворца. Достигнута очень важная до­говорённость (одобренная святейшим Патриархом Алек­сием II) о провозе святых мощей Николая Мирликийского по России. Благословляя этот беспрецедентный религи­озный акт, афон­ские старцы сказа­ли, что это может открыть правосла­вию второе дыха­ние, даст каждому осознание того, что полноценная жизнь человека без Бога и без его святых не­возможна. Россия, православие и Николай Чудотворец неразделимы. Глубо­кая многовековая вера русского народа в Николая Угод­ника способна на чудо обновления России.


Первый фильм дилогии о паломничестве к святым мощам свт. Спиридона Тримифунтского на остров Корфу (Греция)

Производство: киновидеостудия "Цветной бульвар" 

Автор сценария, оператор и режиссёр В. Орехов

Приз "За лучший фильм о христианском святом" Международного кинофестиваля "Православный паломник" (г. Москва, 2012)