26.11.2022

Вячеслав Орехов

Родился 20 февраля 1940 года в деревне Коломенка Тамбовской области; режиссер документального кино, сценарист, оператор, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника».

Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 136-140). Фото: "Свято-Смоленская Зосимова пустынь. 01 апреля 2013 года". Фото из открытых источников.

Армия и Церковь. Казалось, что их навсегда развел 17-й год. А ведь исстари защитники Отечества шли в бой не только за Землю Русскую, но и за Веру Православную, с ликом Христа на воинском стяге. Издавна перед битвами полководцев благословляли высшие духовные авторитеты. Великий князь Дмитрий, к примеру, перед походом на Дон, получил благословение у самого Сергия Радонежского. Ни в одно сражение русское войско не вступало без молебствий и икон Небесных покровителей. По преданиям одна лишь Богоматерь Владимирская не раз отводила полчища завоевателей от столицы Московского государства. В армии и даже на кораблях были полковые и судовые церкви, свои священники. Воинские ордена учреждались в честь святых, апостолов Русской Земли — Георгия Победоносца, Андрея Первозванного (знаменитый Андреевский флаг его же имени) и т. д. Словом, Церковь духовно окормляла русское воинство.

А потом. Все знают, что было потом. И вот, кажется, снова началось сближение армии и Церкви.

Когда-то в окрестностях святой земли Троице-Сергиевой Лавры, близ Александровской слободы, существовал мужской монастырь — Смоленско-Зосимова пустынь, — основанный в конце XVII века старцем Зосимой. Этот старец был настолько почитаем, что к нему приезжала сама Екатерина Великая. Позже в этом монастыре приняла схиму Елизавета Федоровна, глубоко православная женщина, ставшая впоследствии преподобномученицей. Сестра императрицы Александры Федоровны и жена московского градоначальника великого князя Сергея Александровича, она после его трагической гибели раздала свое состояние бедным и ушла служить Богу и людям в основанную ею Марфо-Мариинскую обитель. После революции ее казнили большевики, сбросив в шахту с известью. Даже в этой шахте, полуживая, она провожала в последний путь умиравших мученической смертью людей напевами грустных псалмов.

Много славных людей и славных дел повидали стены древней обители, но в 1925 году монастырь закрыли, а на его территории создали воинскую часть. В главном храме устроили, как обычно, клуб, а в башнях и кельях хозяйственные склады.

Но вот пришли новые времена и новые люди. Группа энтузиастов во главе с насельником Троице-Сергиевой Лавры игуменом Порфирием решили возродить погибший монастырь. На славное дело благословил архиепископ Владимирский и Суздальский, владыка Евлогий. И вот группа духовных и мирских лиц на второй седмице Великого Поста встретилась с командованием части, которая разрешила осмотреть остатки строений бывшей Зосимовой пустыни. Их глазам предстала в бук-вальном смысле пустынь. Командир части даже выразил сомнение в возможности восстановления монастыря. Но говорят же: «глаза боятся, а руки делают».

Энтузиасты добрались до руководства Министерства Обороны и, самое удивительное, получили добро на открытие духовной обители. В сельсовете поселка Арсаки, в районе которого находится монастырь, была зарегистрирована община из десяти монахов. Командование части разрешило богослужения по случаю — панихиды, крестины, венчания. Монахи встретились с личным составом. Новой обители был отдан один из пределов главного собора (клуба). Так что первые службы шли под сопровождение дискотеки и кинофильмов. Недавно, правда, дискотеку закрыли, но отпевание умерших еще продолжает проходить под аккомпанемент крутых американских боевиков. Командование части, понимая абсурдность ситуации, срочно готовит новое помещение для клуба.

С создания обители прошло лишь несколько месяцев, но уже идет ежедневная духовная воспитательная работа с рядовым и офицерским составом, местным населением, в том числе и детьми. Монахи освятили детский сад военного городка, подарили иконы, и дети через духовные беседы приобщаются к жизни по Божьим заповедям. Торжественно прошел праздник Пасхи. Отслужена панихида девятого мая по убиенным воинам. Уже многие солдаты и офицеры приняли крещение, а некоторые даже венчались. Пользуясь свободной минуткой, кое-кто из солдат прибегает к духовным братьям за советом, за добрым словом, поисповедоваться. В военном городке зазвучало давно забытое слово «грех»...

Между службами монахи, засучив рукава, работают по расчистке башен и других строений, которые командование передало обители.

Игумен Порфирий считает, что возрождение монастыря сопровождается знаками Божьей милости и заступничеством великомученицы Елизаветы Федоровны. Об этом говорит сам факт разрешения на открытие монастыря военными властями. Далее, в обитель вернулись четыре иконы, когда-то принадлежавшие монастырю, в том числе личная икона Елизаветы Федоровны, которую она подарила когда-то одному из насельников обители. Вернулась икона Христа в терновом венце монастырского старца Алексия, участвовавшего в избрании святейшего патриарха Тихона, местночтимая икона Тихвинской Божьей матери. Люди долгие годы бережно хранили святыни и теперь вернули монастырю. И еще. Из Иерусалима нежданно-негаданно приехала монахиня Елизавета, которая носит имя святой новомученицы Елизаветы Федоровны. Она обещала привезти частицу ее мощей, которые покоятся в Иерусалимском храме Марии Магдалины (мощи св. великомученицы удалось когда-то переправить через Китай в Святую Землю).

Божья милость и в том, что военные откликнулись на предложение братьев обители направлять служить в часть верующих новобранцев из близлежащих областей.

Понятно, что за месяцы монастырь не поднять, нужны, возможно, годы, но игумен Порфирий с братьями монахами надеется на Божью помощь. Еще много нерешенных проблем, в числе которых такая важная, как посещение солдатами церковных служб.

Для восстановления монастыря нужен свой, хотя бы маленький, кирпичный заводик со специалистами, а рук и средств, как всегда, не хватает.

Армия — слепок с больного общества. Кто не знает о тяжелом положении с дедовщиной, другими армейскими проблемами? Срочно нужно духовное лекарство. И оно уже начинает действовать.


Свято-Смоленская Зосимова пустынь. 01 апреля 2013 года. Фото из открытых источников.