Триединство

Из книги "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество" (2021).

19.02.2023


Автор:
Маргарита Лунежева

Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 166-176).

Фильмы кинодокументалиста Орехова знают в стране и уже любят. Но в нашем городе о нем известно мало. А ведь Орехов с детства и до недавнего времени жил в Ивантеевке. Вот что говорит о его работах профессор Международной Славянской академии Анатолий Сергеевич Петушков:

«Его фильмы – новеллы. Это настоящий исследователь человеческой души. Кроме того, он – музыкант. Помню, просматривали мы фильм о Морозове, когда зрительный ряд был еще без музыки.

Фильм шел с большими провалами. Когда Орехов положил отснятый материал на музыку, весь фильм стал симфонией. Однажды в Доме кино готовились к просмотру художественного фильма «Фуэте» (с артистами Большого театра Васильевым и Максимовой) и документального фильма о художнике Морозове. В зале – элита деятелей искусства, вся театральная Москва, представители американского посольства... Режиссер первого фильма Ермолаев попросил, чтобы его фильм с «балетным» сюжетом шел вторым. Так и сделали. Первым шел фильм Орехова. Когда фильм закончился, публика в течение десяти минут аплодировала автору стоя. Ермолаев подошел к Орехову и сказал: «Ты сорвал мою премьеру». И тепло поздравил Вячеслава Васильевича. Да, дыхание зрителя действительно «ушло» на первый фильм.

В своих «Вечерах на Чистых прудах» Ролан Быков нередко показывал фильмы Орехова, называя его лучшим документалистом России. Но я бы вообще не относил его фильмы к документальным. Это художественные произведения. Есть произведения искусства «разового употребления». А его фильмы можно смотреть бесконечно. Они принадлежат вечности».

Вячеслав Васильевич Орехов. Кинорежиссер, наш земляк, которым горжусь и восхищаюсь. Об одном из художников Вячеслав Васильевич написал слова, которые, несколько перефразируя, с полной ответственностью отношу к самому Орехову:

«Это ТРИЕДИНСТВО ума, сердца и воли художник положил в основу своего внутреннего духовного храма, который не смогут разрушить ни жестокость эпохи, ни различные искушения».

Когда я увидела фильмы Орехова, я поняла, какой работы требуют такие монументальные произведения, как долог путь от подготовительных набросков сценария до готовой вещи, от эскизов до фильма, который удовлетворял бы автора. После того, как я узнала, что Вячеслав Орехов – это тот самый Слава Орехов, ивантеевский мальчик, которого многие помнят, решила рассказать о нем подробнее.

Книги стоят в библиотеках, картины хранятся в музеях. Их можно читать или смотреть, когда придет желание или представится случай. Многое может пройти незамеченным, ибо встреча с читателями и зрителями просто не состоится. Документальное же кино смотрят все ценители и любители истории, все, любящие свою страну и свой народ. В нем запечатлен облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. Вот что волнует Орехова, настоящего художника, и это стало главным в его творчестве.

В своих блестящих, полных образности и чувств статьях в газетах и журналах «Русский дом», «Человек», «Московский журнал» Орехов выступает как художник, журналист, поэт. Поэт в том смысле, что образы его (хоть и в прозе) буквально начинены поэзией. Он пишет о художниках, сам выступая как мастер слова, как большой художник. Подписывается Вячеслав Васильевич под своими статьями как кинорежиссер. А я бы добавила через дефис: кинорежиссер-поэт, ибо настоящую поэзию, по Шиллеру, создают не просто возвышенными словами, а возвышенною душою.

Когда смотришь его «Высший подвиг цветка», посвященный памяти художницы Любы Михайловой, державшей кисть, из-за искалеченных болезнью рук, зубами, начинаешь думать о силе творчества, о силе духа. Ведь чтобы написать картину или просто хорошую строчку, надо на кончике кисти или пера сосредоточить все свои добрые мысли. Орехов останавливает наше внимание на словах героини фильма: «Люди перестали слышать, как растет трава и как дышат Ангелы». Ее рисунки удивительно красочны, кокетливы, веселы, в них много детскости и солнца. Героиня в праздник урывает часок для милого сердцу труда, – поэтому в ее жизни нет будней. Таким людям не скучно наедине с собой, они душевно красивы, поэтому находят много прекрасного вокруг себя. Скупыми средствами документального кино (нет, не хочется говорить «документального», так много в нем художественности, поэтичности; скажу – неигрового) Орехов показывает прекрасную свою героиню.

В фильме «Высший подвиг цветка», полном мысли и страсти, тревоги и горечи, мастерство Орехова достигает замечательных вершин правды.

Герой другого фильма мастера, «Очарованный странник», Александр Сергеевич Канышев, проделывает покаянный путь на коленях от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой Лавры. 400 километров за 9,5 месяцев!

Кадр из документального фильма Вячеслава Орехова «Очарованный странник» (1996).

Как удалось камере проследить за этим поразительным человеком, который поставил перед собой удивительную цель: призвать людей думать о спасении души?

Им руководит лишь любовь к людям, которые отошли от веры и которых надо к ней вернуть. Камера Орехова выхватывает лица – сочувствующие, пораженные. Равнодушных нет. Колени человека, которому 51 год, разодраны, болят и ноют. Подогретое молоко, горячие яички выносят сердобольные русские люди на дорогу, видя движущегося на коленях странника. А он, глядя, как бедно они одеты: «А вам хлебца не надо? У меня много!».

Встречающиеся страннику люди становятся главными действующими лицами фильма. Какая последовательность в своих убеждениях! Какой завидный пример воплощения в искусстве своих философских взглядов! Как в капле воды, в фильмах Орехова отражается современная русская глубинка, да еще глазами странника, а с ним и сценариста, глазами пристальными и умеющими все заметить: и небольшие деревушки с подслеповатыми, вросшими в землю старенькими избами, и проложившую себе замысловатый, среди холмов и лесов, путь речушку... Герой фильма – заросший, с внимательными глазами – движется по плохо обустроенным зимой дорогам России, толкая перед собой тележку с укрепленной на скарбе иконой.

Орехов – мощный талант. Кем воспитан мальчик? Кем пестовались его писательское дарование, его талант художника кино и музыканта, живописца и режиссера? Многочисленная его семья - мама, папа и семеро детей – жили на 5-м поселке. Слава учился во 2-й школе. Жили скромно, если не сказать бедно. Работал один отец. Однако, если душа поет у человека, то она не замечает бедности, она уже богата. А у матери пела душа. Душевный ее голос разливался вечерами по саду и дому.

«Слава так любил слушать ее пение! А вот уж когда он вернулся с Сахалина, – (вспоминает его сестра Ирина Орехова (Ганзюк), – начал подолгу играть на скрипке и, чтобы никому не мешать, уходил в сарай, где корова и теленок будто подпевали и даже пританцовывали под его музыку, как нам тогда казалось. И невдомек было, что музыка-то была действительно Славкина, что он сам ее и сочинял!»

Василий Михайлович и Серафима Артёмовна Ореховы с детьми. Фото из архива В.В. Орехова.

«Я уже давно поняла, что умные разговоры и разговор умных людей – большая разница, – вспоминает о Вячеславе Васильевиче бывшая заведующая учебной частью школы № 7 Евгения Александровна Игнатова. – Невольно прислушивалась я к тому, как разговаривал он с учениками. Умный человек, – думалось мне, – энергичный, деятельный. Музыку, пение преподавал и скольких людей вокруг себя зажигал нежной любовью к искусству!

Подарите острый ум лентяю, да он затупится от бездействия! Самые приятные у меня впечатления от совместной с ним работы. Это был знающий человек и даже тогда, несмотря на молодость, мудрый».

Вячеслав Орехов. 60-е годы. Фото из архива В.В. Орехова.

А вот что ответил мне сам Вячеслав Орехов на вопрос о том, как он попал в большое кино:

«Высшее образование я получил, закончив Московский институт культуры. По распределению уехал на Сахалин и на Курильские острова. Там занимался больше музыкой, играл на скрипке, так как кончил в Москве еще и музыкальную школу им. Дунаевского по классу скрипки. Как-то я случайно смотрел программу документальных фильмов. Они меня поразили. До этого я считал, что в них лишь информация и хроника. Скучно! Это было моей ошибкой. Потом я понял, что в документальном кино своя философия и художественность. Я поступил на двухгодичные кинолюбительские курсы, снимал много любительских фильмов, но профессиональное кино властно притягивало меня. Я прошел творческий конкурс на сценарный факультет ВГИКа, но поступать туда не стал, потому что вскоре был объявлен прием на Высшие Курсы сценаристов и режиссеров при Комитете кинематографии СССР. Нас прошло 15 человек.

Туда я уже пришел с темой: делал фильм о художнике Никифорове. Этот фильм – «Поздний восход» – стал моей дипломной работой, он получил затем в Братиславе в 1972 году первую премию на кинофестивале документальных фильмов. На этих курсах Андрей Тарковский читал нам «Ритм и время в кино». Диплом у меня с отличием.

Здесь я познакомился со сценаристом Геннадием Шпаликовым, написавшим сценарий фильма «Я шагаю по Москве». В 1972 году он приезжал к нам в Ивантеевку.

Работая в «Военфильме», сколотил группу энтузиастов, с которой мы сделали ряд фильмов, ничего за них никогда не получив. Фильмы «Птица небесная», «Сотвори мир» и другие пользовались успехом. Например, на просмотрах Инна Макарова и Нонна Мордюкова обычно садились в первый ряд и требовали: «Давайте фильмы Славы Орехова!» А иностранцы по этим фильмам открывали Россию больше, чем по газетам.

Из «Военфильма» ушел в Центр развития детского кино и телевидения Ролана Быкова. Работал и на Центральной студии документальных фильмов, и на малых студиях «Юность» и «Отечество». Затем Ролан Быков предложил мне и оператору Сергею Старикову сделать совместный фильм о неизвестном солдате. Мы съездили в Прохоровку и в Германию. Туда же вместе с Элиной Быстрицкой направился и Григорий Чухрай. Ехали с ним в одном купе. Чухрай собирался в Германии снимать фильм о войне, а мы хотели снять Чухрая.

Вы, конечно, спросите, чем занимаюсь сейчас? Горю фильмом с условным названием «Восхождение к истоку». Это будут характеры и судьбы русских людей, живущих у истоков Волги. Святые места, интересные люди».

В период вывода Западной группы войск из Германии. На фото (слева направо): Григорий Чухрай, Ролан Быков, оператор Сергей Стариков и Вячеслав Орехов. Фото из архива В.В. Орехова.

Вот как пишет Нонна Мордюкова об Орехове в своей книге «Не плачь, казачка»:

«...Один умелец все коней вырезает. В воскресенье надевает лаковые туфли, пиджак и несет свои изделия на базар. «Сколько стоят?» – спрашивают. «Нисколько, – отвечает. – Это я к тому, чтоб люди не забывали, какие они кони». Я видела этих коней и создателя их в документальном фильме Вячеслава Орехова. Да что говорить!

Мне кажется, обучение в творческих вузах надо начинать с так называемого «наивного искусства». Орехов где только не лазит: и по бурьянам, и по крышам, и по деревьям... Ищет, снимает. Драгоценно все, что он фиксирует на пленке...»

Орехов не только делает фильмы о художниках. Он пишет о них аналитические статьи. Свой фильм о художнике из Пушкино Никифорове режиссёр назвал «Поздний восход». Это рассказ о человеке, начавшем писать акварелью на обратной стороне обоев и только потому, что внучка, забросив рисование, не стала пользоваться своими красками. «Не пропадать же добру», – решил Иван Михайлович. И начал создавать бесхитростные свои сюжеты. Убеждена, что Никифоров и не слышал о примитивизме в русской живописи. Ведь образование у него – всего два класса. Никифоров стал иллюстрировать огромную свою рукопись «НЭП», которую писал, работая сторожем.

Писал сочно, красочно. Вся палитра деревенской речи и обычаев представлена в ней. Ролан Быков, например, держал у себя эту рукопись три года. После того, как он сыграл скомороха в «Рублеве», актер просто «заболел» русским фольклором и даже хотел снять фильм по этому рукописному роману Никифорова.

Не менее интересен и второй фильм Орехова о художнике Александре Ивановиче Морозове «Отчего непрестанен ветер». В статье о нем, посвященной году со дня смерти этого удивительного человека, Вячеслав Васильевич пишет:

«...А поразительная музыка морозовского слова! Прожив почти три четверти века в Москве, он сумел сохранить в девственной чистоте свой язык, завораживающе напевную, по-деревенски окающую образную речь. И это, возможно, оттого, что в его московской квартире никогда не было ни радио, ни телевизора, этих виновников стандартного мышления и обезличенного языка».

Привожу цитаты не ради воссоздания портретов художников – героев фильмов кинорежиссера, а для того, чтобы мой читатель мог чувствовать музыку слова самого Орехова, его удивительный стиль, свежесть мыслей.

Какого бы рода ни было произведение искусства, в нем непременно слышится музыка, если это искусство подлинно. Главная цель настоящего художника, которую он часто и не осознает до конца, – пробудить в людях добро и чувство красоты. А красота ведь не всегда видна сразу, настолько она многогранна.

Вячеслав Васильевич в своем творчестве не вступает в конфликт со своей совестью и поэтому не теряет чувство прекрасного.

Я не стремилась дать подробный обзор творчества нашего земляка, замечательного кинорежиссера. Нет! Мне хотелось показать разноплановость этого таланта, его ум, работу его камеры – внимательного увеличительного стекла. Я лишь прикоснулась к его внутреннему духовному храму. Каждая травиночка, выхваченная его объективом, то горюет под ветрами, одиноко возвышаясь над сугробами, то радуется, купаясь в росе со своими подружками, такими же травинками. Облака у него не плывут, как мы привыкли видеть, а летят, грозя излиться небывалой грозой. Это все – действующие лица его кино. Нередко в рамке объектива – живая картинка равнины, уходящей за горизонт, и где-то далеко видны лишь макушки церквушек. Выше я написала через дефис: «кинорежиссер-поэт», теперь добавлю: кинорежиссер, живописец, писатель, музыкант, журналист и, несомненно, психолог.

Если вы узнали из очерка, дорогой мой читатель, об этом человеке то, чего не знали ранее, моя цель достигнута. Орехов многогранен, в нем ум, доброе сердце, воля, в нем чувства и правдивость, а это ли не дефицит в наше время?

1999 г. Маргарита Лунежева, «Незабываемые встречи». Книга 1. Ивантеевка, 2000


Материалы по теме