Искусство больше, чем жизнь

Из книги "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество" (2021).

Искусство больше, чем жизнь

21.11.2022

Вячеслав Орехов

Родился 20 февраля 1940 года в деревне Коломенка Тамбовской области; режиссер документального кино, сценарист, оператор, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника».

Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 116-118).

Вглядываясь в пейзажи художника Анатолия Петушкова, в очередной раз убеждаешься в правоте кем-то сказанных слов: «Жизнь больше, чем искусство, а искусство больше, чем жизнь». Смело сказано и глубоко. Да, искусство больше, чем жизнь, потому что искусство – это действительность, одухотворённая человеческой душой, состраданием и любовью, восторгом перед миром и вечной надеждой. И всё это есть в полотнах Петушкова. И не случайно, одна из его первых выставок называлась «Природа, душа и лики».

Пейзажи художника – будто сердечный русский напев, простодушный и трогательный, часто пронзительно щемящий всё от того же трогательного простодушия и какой-то детской незащищённости. В одном из многочисленных отзывов на персональной выставке в академической галерее Пятигорска, кто-то из Риги написал: «Какая русская тоска советского одиночества». Да, тоска, и всё же надежда, потому что в каждой работе есть живительный свет. Эти волны движения внутреннего света в картинах, духовный трепет заставляют зрителя почувствовать дыхание поэзии в божественном мире. При созерцании работ художника наплывают молитвенные слова: «Если лишь отражение Твоего лика столь прекрасно, то каков же сам Твой лик!» Для творчества художника характерны живописные приёмы, встречающиеся в творчестве любимых им мастеров – Морозова, Древина, Сутина. Это ритмическая организация цветовых масс, плывущее пятно, выходящее за контур предмета, изысканное противопоставление холодного и тёплого. Благодаря сочетанию и противопоставлению света и цвета, художник создает логически стройные композиции, полные живописного обаяния и правды.

Излюбленная тема работ художника – русская провинция, которую он изъездил, кажется, вдоль и поперёк. Провинция, потому что это настоящая Россия. Это та русская природа, в которой художник растворяется всем существом. В ней, и только в ней, ощущаешь себя по-настоящему русским человеком.

За годы творчества Анатолий Сергеевич написал много картин. География его поездок впечатляет: от Тувы до Твери, от Путивля до Пскова. И рождаются серии, связанные с местами, к которым прикипела душа. Одна из последних – результат работы в тверской земле. Торопец, Вязьма, Калязин... И одна из последних работ А. Петушкова – «Сумерки над Россией» – изображает затопленную колокольню Никольского монастыря города Калязина – печальный след атеистической бури тридцатых годов.

Пейзаж написан уверенно и мощно, в технике контрастной светотени. Борьба света и мрака в нём создает художественный образ, полный напряжённого драматизма.

В 1990 году, отбирая работы в Российском фонде культуры для выставки в Париже, главный комиссар отеля Дрюо, старейшей галереи Франции, Ив де Кони высоко оценил городские пейзажи А. Петушкова, назвав его «русским Утрилло». Может быть, он почувствовал тот дух любви и сострадания, открытости души, которая возникает в живописи каким-то чудом и передаётся зрителю.


СПРАВКА

Петушков Анатолий Сергеевич (род. 3 июня 1939 года). Член Творческого Союза художников России. Член Международного художественного фонда. Окончил Московский полиграфический институт.

Участник выставок Объединенного комитета графиков и Союза художников СССР в России и за рубежом (Япония, Италия, Турция, Англия). Работы художника находятся в Тульском, Ивановском художественных музеях, в посольствах России, а также в художественном музее Франца Мазереля, Бельгия.

Профессор Национального Института Дизайна (1999 — 2021).