Страницы истории ВГИКа. Мастерская Виктора Лисаковича и Алексея Гелейна

Газета СК-НОВОСТИ № 10 (420) 24 октября 2022 года.

Страницы истории ВГИКа. Мастерская Виктора Лисаковича и Алексея Гелейна

11.11.2022

Источник: газета СК-НОВОСТИ № 10 (420) 24 октября 2022 года; с. 10. Материал подготовила Галина Леонтьева. Фото: "Мастерская В.П. Лисаковича и А.И. Гелейна 2015-2020. ВГИК". Фото из архива А. Гелейна.

Кафедра неигрового фильма режиссерского факультета ВГИКа продолжает писать свою историю, свою летопись. Мастерская режиссуры документального фильма, о которой пойдет речь, начинала свою жизнь в 1981 году – можно сказать «далеком», потому как ныне ей исполнился уже сорок один год. Нелегко складывается судьба неигрового кино... Жизнь посвятивших себя этому виду искусства не усеяна цветами, каждый новый шаг дается в борьбе. Особенно радостно, когда в этой борьбе есть победители – люди, по-настоящему преданные неигровому кинематографу.

Конечно, мы не можем на страницах газеты предоставить слово всем выпускникам мастерской, но избранные высказывания подчеркнут время, пройденное нашим неигровым кинематографом.

1981–1986

Андрей Верещагин

Очень приятно, когда в памяти еще остаются моменты, при воспоминании о которых на душе становится тепло и приятно. К таким моментам, безусловно, относятся и пять замечательных лет, проведенных во ВГИКе.

Я очень благодарен своему Мастеру за то, что среди сотен других соискателей он выбрал именно меня.

Надо сказать, на первом курсе, особенно в первые дни учебы, царила какая-то особая атмосфера приподнятости, ощущения собственной значимости. Наконец-то пришло понимание того, в какое учебное заведение вы поступили!.. В коридорах института запросто можно было встретить Бориса Чиркова; поздороваться с Сергеем Герасимовым; послушать, что в перерыве говорит своим студентам Юрий Озеров... Вот у окошка стоит Марлен Хуциев, а по главной институтской лестнице спускаются Сергей Бондарчук и Евгений Матвеев... Суета и бардак в учебной студии воспринимались как проявление чего-то высшего и недоступного пониманию простых смертных... Умные разговоры о кино, театре, живописи с использованием многочисленных специфических терминов... Уже одно это в какой-то степени отрывало тебя от земли, уносило в эмпирические дали... Первый курс – время гениев! Хорошо было бы уже тогда
несколько снизить градус самоуверенности,но...

Замечал ли это Мастер? Сказать определенно не берусь, но, по-моему, он это чувствовал и старался потихоньку спустить нас с небес на грешную землю...

Игорь Алимпиев

(Теоретическая часть диплома Игоря Алимпиева)

С чем пришел во ВГИК. С чем ухожу из него, уже понимая, как не прост этот путь, уже неся на себе тяжесть раздумий, осознание выбора.

ДРАМАТУРГИЯ. Много думал о ней за эти годы. Уверен, что не может быть нового кино без новой драматургии. Как не может из семени сорняка вырасти плодовое дерево. Любой росток может погибнуть – это уж от способностей, но здоровое семя в истоке необходимо. Достоинство документального кино – в его предельной достоверности, но достоверность эта замкнута для внешнего проникновения. Она не пускает в себя.

ЖАНР. Пожалуй, ни одно из искусств, кроме кино, не позволяет говорить на языке ПОЛИЖАНРОВОСТИ. Документ в фильме соприкасается с выдумкой. Комический эпизод – с трагическим. Отрывок мюзикла здесь граничит с документальной исповедью фильма-портрета.

Наша жизнь – какой это жанр? В ней есть все: фантастика и гротеск, комедия и драма. Фильм – это попытка приближения к формам самой жизни.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА МИРА. Звуковая культура современного кинематографа утрачена.

Необходима полифония. Глубина тона и обертона. Второй и третий план. Не иллюстрация, а осмысление через звук. Партитура единого сверхдлинного куска изображения.

Звук пульсирует, меняется. Добавляет и контрастирует. Считаю, что в хорошем фильме может рваться фонограмма, может рваться изображение – должно быть интересно. Только смотреть. Или только слушать. И в изображении, и в фонограмме должна быть своя, уникальная, неповторимая музыка жизни.

1986–1991

Сергей Головецкий

Это довольно редкое явление, когда такое количество учеников одного мастера стабильно входит в профессию. Невольно задумываюсь над этим особенно сейчас, когда у меня самого появились ученики. В чем же секрет?

Вроде никаких ярких, красивых слов Виктор Петрович не говорил, даже, скорее, не любил красивых слов. В публичное пространство не рвался и как будто наблюдал за нами «из тени», делая немногословные замечания, далеко не всегда комплиментарные, на что некоторые даже обижались. Многие ученики первых мастерских считали Виктора Петровича жестким мастером. Я, например, запомнил такой его «яркий» комплимент: «Ну, что ж, это уже не стопроцентный провал».

Так он прокомментировал показ в мастерской чернового монтажа моей курсовой работы...

Обиделся ли я тогда? Уже не помню, но чувство юмора оценил.

А то, что все это была школа, а не тяжелый характер, я окончательно понял в 1998 году на фестивале «Россия» в Екатеринбурге, где показывал свой белорусский фильм «Медосмотр». На фуршете после церемонии закрытия, где мой фильм отметили призом, вдруг почувствовал, что кто-то сзади подошел ко мне и дружески взял за локоть. Я обернулся. Это был Виктор Петрович с рюмочкой в руке. По его глазам я сразу же понял, как он рад за меня и как все эти годы переживал и за меня, и за всех нас.

Андрей Ерастов

Для себя решил, что ничем, кроме документального кино, я не имею желания в жизни заниматься.

С таким импульсом я пришел поступать во ВГИК. К этому присоединились два курса филфака Тульского пединститута и два года солдатской службы. В те времена весьма справедливо считалось, что во ВГИК принимают не сразу после школы, а тех, кто уже имеет какой-то жизненный опыт. (Хотя исключения из этого правила не раз его подтверждали...).

Что представляла собой мастерская, набираемая в 1986 году? Двадцать мест, немало. Но десять сразу уходили на охват земного шара – от Монголии до Эквадора и от Финляндии до Буркина-Фасо... Само по себе прекрасно, но половина мест ушла... Оставшиеся десять – еще пополам и даже более – шесть мест для направленцев из союзных республик – от Латвии до Армении, от Белоруссии до Казахстана... Тоже здорово, да у них и между собой тоже конкурс... На нас, титульных «дворняжек», оставалось четыре шанса, куда сфокусировались 120–130 подавших работы и заявления. Точно не известно, но много. Ох, много!.. В списке зачисленных на первый курс в 1986-м под моей фамилией проходила черта...

На третьем, кажется, курсе Виктор Петрович обронил фразу, которую я при себе держу все годы: «Все просто. Нужны всего две вещи: первая – хорошо знать, что уже сделано до тебя, и вторая – иметь огромный азарт к жизни».

Конечно, эта формула годится для абсолютно любого мастерства, любой творческой работы. В нашем деле – бесспорно.

1991–1996

Галина Леонтьева

Время было тяжелое не только для нас, студентов, но и для всей страны – экономический кризис суровых девяностых заставлял выживать изо всех сил... Но учебу мы не бросали. В общежитии порой не было отопления, временами отключали свет, не ремонтировали студенческие блоки, но все равно учеба захватывала, было интересно и увлекательно.

Наш набор в тот год был первым, когда помимо бюджетных мест ввели и платное обучение. Семь человек прошли на бюд жет, еще десять (в том числе несколько иностранных студентов) зачислены на платное обучение. Мастер никогда не бросал учеников, находил способы им помочь. Хочу это рассказать на примере моего сокурсника Вадима Цаликова. Виктор Петрович обратился в Северо-Кавказское отделение Союза кинематографистов России (Вадим родом из Пятигорска) с просьбой найти возможность финансово поддержать обучение студента.

Республика, несмотря на сложнейшую ситуацию, откликнулась на просьбу и смогла оплатить первый год обучения. Но потом экономическая ситуация ухудшилась, и Северная Осетия оказалась не в состоянии оплачивать учебу своему студенту. Здесь опять проявились настойчивость, отзывчивость нашего мастера. Виктор Петрович не остался равнодушным к этой ситуации и нашел возможность (по-моему, через «Телефильм») привлечь средства для оплаты учебы Вадима еще на два года. Это не единичный пример.

Не могу не отметить нашу интереснейшую поездку всем курсом в колледж штата Западная Вирджиния (США). До сих пор не перестаю удивляться, как педагогам удалось организовать и отправить на съемки в США практически всю мастерскую.

Это был очень полезный опыт работы по обмену со студентами другого государства: мы снимали свои курсовые работы в США, а потом американские студенты приехали во ВГИК, в Москву, и уже мы помогали им со съемками в России. Десант в Западную Вирджинию оказался представительным: помимо студентов с нами летели наши замечательные педагоги Вера Ивановна Ногина, Сергей Яковлевич Линков, Юрий Петрович Сальников. Возглавлял весь отряд кинематографистов-вгиковцев наш мастер – Виктор Лисакович.

Одолина Чарвей

У меня много воспоминаний о годах, проведенных во ВГИКе под опекой Виктора Петровича.

Глубоко признательна за прекрасное наставничество, которое я получила от него в процессе учебы. Он всегда подталкивал нас, студентов, к глубокому размышлению о смысловой нагрузке фильмов, над которыми мы работали, к поиску кинематографических инструментов для достижения цели.

За годы работы, уже после окончания ВГИКа, я снялa несколько документальных фильмов, документальных и драматических сериалов. Последние шесть лет я лектор в Школе исполнительских искусств Университета Ганы, где читаю лекции по медиаискусству и практике. Я использую тот же подход, которому меня научил ВГИК, и достигла хороших результатов со своими учениками. Некоторые студенты работают сейчас в местной индустрии, включая телевидение в Гане. Несколько студенческих фильмов получило награды на кинофестивалях, включая FESPACO и Accra Indie Film Fest.

1996–2001

Иван Вялков

(Фрагмент теоретической части дипломной работы Ивана Вялкова)

Режиссер, словно скульптор, который разглядывает с разных сторон каменную глыбу, должен рассматривать тот или иной тезис. Режиссер, словно математик, должен каждый раз заново доказывать теорему и, словно физик, ставить под сомнение законы относительности. Я считаю крайне важным, чтобы режиссер в качестве организатора любого творческого процесса мог ответить на все поставленные вопросы. К примеру, если режиссер не в силах объяснить хотя бы себе суть жизненной позиции какого-то человека с девиантным поведением, то ему точно не следует пытаться рассказать об этом феномене другим людям. Знание темы, круга рассматриваемых вопросов и сути проблемы я считаю недостаточным в подходе режиссера к началу работы. Приступая к работе, я считаю необходимым в первую очередь ответить на вопрос: что должен понять зритель, посмотрев мой фильм?

2015–2020

Николай Викторов

Внутри нашей мастерской есть небольшое шуточное поверье: если у Виктора Петровича, нашего мастера, челка аккуратно зачесана назад, то он в хорошем настроении и день будет удачным. Если лежит впереди, свисая над ресницами, – жди беды. В тот день челка была настолько низко спущена над глазом, что я боялся, Виктор Петрович меня даже не увидит сквозь свои седые волосы... Это был день, когда мы сдавали первичные заявки на будущие съемочные работы. Виктор Петрович взял в руки мою заявку. Пока он пробегал глазами по тексту, все молчали. «А кем работает этот Илья Курочкин? Почему ты не написал?»

2020

Иван Дикунов

«Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова стал самым запоминающимся для меня фильмом, он зародил во мне желание заниматься кино. Когда я смотрел его впервые в четырнадцать лет, хотел, чтобы он поскорее закончился. Я привык смотреть фильмы, где следил бы за историей и сюжетом, а тут просто смотрел красивые кадры. Во второй раз я с гораздо большим увлечением смотрел на путешествие человека с киноаппаратом. Пересматривая этот фильм, с каждым разом замечал все больше метафор. Больше всего мне нравится в этом фильме режиссерская работа.
Вертов смог «заморозить» время.

Виктор Лисакович

Послесловие

Последняя глава готовящейся в печать книги о мастерской, естественно, не дописана, точнее, вообще не написана. Лет через десять она обрастет подробностями, деталями, сможет рассказать, как студенты жили и работали в это очень непростое время. Надо ждать.

Все, что удалось собрать в ней, – лишь небольшая часть того, что пройдено и пережито за сорок лет.

Опубликованные фрагменты теоретических размышлений, защищающих дипломы выпускников, их рассказы – все говорит о том, что из стен института выходят серьезные специалисты, готовые к серьезной работе. Им можно доверять.

Я получил огромное удовольствие, вчитываясь в строки воспоминаний, которые присылали бывшие студенты. Воспоминания искренние и честные. Большое всем спасибо за эту работу.