30.11.2022

Евгений Воробьёв

Евгений Захарович Воробьёв (1910 — 1990) — советский прозаик, публицист и сценарист. Участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР. Автор более тридцати книг. 

Материал опубликован в журнале «Советский воин» № 10, октябрь 1972 года; с. 23. Фото: "В освобожденном Кенигсберге. 9 апреля 1945 года". Автор фото: Виктор Руйкович. Источник: МАММ / МДФ.

Вид у этого аппарата весьма воинственный, и называют его «кинопулемётом». Прикреплён он к ложе автомата, снабжён каким-то подобием оптического прицела.

Приложите приклад к плечу, нажмите на спусковой крючок, но не ждите оглушительной очереди. Плечо не почувствует отдачи. Раздастся весьма мирное стрекотание, напоминающее шум вентилятора.

Когда вы нажали на крючок, то привели в действие узкоплёночный киноаппарат, приспособленный для съёмки в боевых условиях. Оператор, вооружённый этим аппаратом, может заснять в бою «короткометражку» длиной 36 метров. Казалось бы, совсем немного. Но подчас даже несколько метров киноплёнки достаточно, чтобы запечатлеть боевой эпизод большой драматической силы. Эта киноплёнка заставит учащённо биться сердце будущего кинозрителя, потрясёт его до глубины души.

У нас на фронте съёмку вели бывалые кинооператоры, они награждены боевыми орденами. Но когда развернулись бои на подступах к Кёнигсбергу, операторы не могли успеть за событиями. И руководитель фронтовой киногруппы режиссёр А. И. Медведкин решил вооружить киноаппаратами опытных разведчиков.

В полуразрушенном особняке, в ближнем тылу, операторы Н. Лыткин и Г. Голубов (которого позже сменил А. Зенякин) вели занятия с новым пополнением кинооператоров. У каждого под началом было по пятнадцать разведчиков. Они оказались прилежными и способными учениками.

Сержанты - операторы. Источник: газета «Комсомольская правда» № 71 (6091) от 25 марта 1945 года (с. 3). Автор фото: В. Минькевич.

Съёмка, которая нередко велась на ничейной земле, в боевых порядках пехоты, в разведке, шла так: один снимает, а другой или несколько человек прикрывают кинооператора огнём. Сам он во время съёмки беззащитен, к тому же все движения стеснены: в заплечном ранце у него два аккумулятора весом 20 килограммов. А если нужно в условиях боя перезарядить капризную кассету в тёмном зарядном мешке?

Лихие разведчики сумели увидеть и заснять немало горячих эпизодов в самом пекле боя.

Георгий Свинухов и Иван Василенко засняли эпизод боя в траншее: фашист пятится от нашего бойца и отстреливается. Он ранил нашего бойца в щёку, а тот приканчивает фашиста выстрелом из винтовки в упор.

Другой эпизод: немцы идут в атаку. Наш пулемётчик очередью скосил семерых солдат, когда они приблизились. Трое пытались бежать, но упали, сражённые пулями вдогонку.

Алексей Комаров, раненный во время киносъёмок под Кёнигсбергом, отважно заснял поединок расчёта противотанковой пушки с «фердинандом».

Фёдору Балашову удалось запечатлеть острый момент: фашисты отступают и взрывают мост через Прегель. Наши пехотинцы форсируют реку по льду, а сапёры тут же чинят мост.

В монтажном листе, который сопровождал один из отправленных в Москву киноэпизодов, можно прочесть:

«Наша пехота наступает. Её поддерживает танк. Командир орудия ведёт огонь из горящего танка. Вражеский снаряд вторично поражает танк… Примечание: во время съёмки старший сержант Цепелёв был ранен, но продолжал снимать...»

Оператор Г. Голубов рассказал, что Виктора Цепелёва ранило во время съёмки осколком в ногу. Он отказался от госпиталя и через несколько дней на передовой вновь можно было увидеть этого светловолосого молчаливого парня: нога забинтована, он хромал. Вскоре Цепелёва ранило вторично, на этот раз тяжело. Однако и тяжело раненный, он не бросил «кинопулемёт» и сберёг снятую плёнку.

Разведчики-кинооператоры, конечно, не только снимали, но и отважно воевали. Так, в условиях обороны, они добыли 58 «языков», а в наступательных боях взяли в плен сотни немцев.

Один из самых опытных разведчиков — гвардии рядовой Иван Попов — человек незаурядной смелости и большой физической силы. Он единолично добыл пять «языков», участвовал в десятках ночных поисков.

Все пятнадцать начинающих кинооператоров награждены. Их боевые заслуги и подвиги отмечают сорок три ордена и медали. Гвардии сержант В. Буцко награждён пять раз, гвардии рядовой И. Попов — трижды, гвардии старший сержант Г. Свинухов — кавалер ордена Славы двух степеней. Гвардии капитан Николай Лыткин также награждён орденом Славы.

«Кинопулемётчики» умножили число ценных кадров документального фильма «В логове зверя» о Восточной Пруссии, снятых непосредственно в боях.

И сегодня на подступах к Кёнигсбергу можно встретить разведчика с аппаратом, похожим на автомат, и с тяжёлым ранцем за плечами. С некоторых пор «кинопулемёт» стал основным оружием этих разведчиков. А для самозащиты у них есть пистолеты и гранаты.

Южнее Понарта.

Март, 1945.


Материалы по теме