07.11.2022

Киновед, главный редактор сайта #МузейЦСДФ.

В ноябре 2021 года Министерство юстиции РФ признало экстремистским советский документальный фильм «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов» (ЦСДФ, 1973 год). Решение о запрете ленты ранее принял Сыктывкарский районный суд, а сам иск был направлен прокурором Республики Коми. Согласно документу суда, специалист местного управления ФСБ провел лингвистическое исследование кинопроизведения, в котором была выявлена отрицательная оценка сионистов (политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле).

«Из выводов исследования следует, что рассматриваемое видео содержит возложение ответственности на группу лиц «сионисты» за совершение действий, повлекших крайне негативные последствия, а именно: финансовая помощь фашистской Германии в подготовке ко Второй мировой войне, жертвами которой в результате стали десятки миллионов человек», — говорится на сайте суда. Кроме того, специалист обнаружил в фильме обвинение сионистов в намерениях причинить ущерб арабам, а также чехам и словакам.

Здесь следует пояснить: отношение к сионизму в СССР было крайне негативным: коммунистические идеологи утверждали, что сионизм изначально был призван отвлечь еврейских трудящихся от революционной борьбы, чтобы сохранить господство буржуазии.

Сразу же после Октябрьской революции большевики начали решительную борьбу с сионистским движением, арестовали многих  видных его представителей, а также запретили преподавание и изучение иврита (тогда его называли древнееврейским языком) как «реакционного». Уверен, что инициаторами этой борьбы были этнические евреи из числа видных большевиков. По их мнению, трудящиеся евреи должны были заниматься исключительно строительством светлого социалистического общества, а потому сионистские призывы о переселении в Палестину, еврейские религиозные традиции, попытки возрождение иврита как живого языка — все это должно было выжигаться каленым железом.

С тех пор в СССР термин «сионист» имел отрицательное значение. Официально им обозначали придерживающихся идеологии крайнего национализма и расизма среди евреев — на самом деле среди сионистов были люди самых разных политических взглядов, причем преобладали сторонники  левых и даже социалистических идей. Возможно, именно этот факт подтолкнул И. Сталина поддержать идею создания еврейского государства на Ближнем Востоке. Неплохо было бы заполучить союзника в этом регионе! Правда, существует и другая точка зрения — вождь народов просто хотел назло англичанам и арабам создать в регионе зону нестабильности. Как вспоминал министр иностранных дел СССР А. Громыко, Сталин, узнав, что ООН приняла решения о создании еврейского государства, подошел к карте и, указав трубкой на Ближний Восток, глубокомысленно произнес: «Мира здесь больше не будет!». Вскоре Израиль сделал свой выбор — стал активно развивать связи с США и другими капиталистическими странами.  Сталин ответил антисемитизмом на государственном уровне — вспомним борьбу с космополитами и «дело врачей».

После смерти «вождя народов» отношение к Израилю и возрождению еврейского самосознания в СССР не изменилось — преподавание иврита (за исключением научного изучения) было запрещено, многие популяризаторы преподаватели этого языка получили реальные сроки. Выезд советских евреев на постоянное место жительства в Израиль был связан с многочисленными унижениями и административными трудностями. Что же касается самого термина «сионист», то на практике представители власти и бытовые антисемиты обычно употребляли его не по назначению — в нападках на обычных евреев, от сионизма бесконечно далеких.

В Советском Союзе сионизм был реабилитирован только в конце «перестройки», когда в партийных верхах уже активно пересматривались многие идеологические догмы и установки. С того времени никто уже на официальном уровне не осуждал стремление евреев к переселению на историческую родину, говорить на языке предков, открыто исповедовать иудаизм.

Фильм «Тайное явное» был построен исключительно на кинохронике, часто раздокументированной, то есть привязанной к другим событиям и другому времени. Кроме этого, в нем были использованы кадры из псевдодокументального немецкого фильма «Вечный жид» (внесен в России в Федеральный список экстремистских материалов), который был снят в 1940 году в ведомстве Йозефа Геббельса по личному указанию Адольфа Гитлера. Там были постановочные кадры с реальными людьми, снятые в Варшавском гетто. Тем не менее, советские кинематографисты не постеснялись использовать их для борьбы с «гидрой международного сионизма». Несмотря на то, что там по принуждению снимались люди, которые впоследствии были уничтожены нацистами в концлагерях.

В фильме история сионистского движения и Государства Израиль была подвергнута тенденциозному пересмотру, многие весьма важные исторические факты были отброшены, другие — прокомментированы с позиций, весьма далеких от реальности. Говоря о Второй мировой войне, авторы утверждали о том, что сионисты навязывают мировому сообществу миф о массовой гибели евреев, пытаясь представить их единственной жертвой нацистов. Арабо-израильские войны и конфликты подавались как результат агрессии еврейского государства (хотя на самом деле все было совершенно наоборот). Сионизм отождествлялся исключительно с шовинизмом, фашизмом, крупным капиталом, антикоммунизмом, созданием «пятых колонн», империализмом и мировым тайным правительством. Любой «нехороший еврей» в историческом аспекте ассоциировался с сионизмом, даже стрелявшая в Ленина эсерка (в прошлом анархистка) Фанни Каплан, не имевшая никакого отношения к этому движению. Авторы на полном серьезе утверждали, что события 1968 года в Чехословакии были, по сути, сионистским заговором, так среди местных коммунистов-реформаторов встречались люди с еврейскими фамилиями. Если говорить об образной структуре фильма, то она была предельно незамысловатой — международный сионизм представал в образе зловещей паутины, а сами сионисты ассоциировались с пауками и червями-паразитами, уничтожающими все живое.

Информационных открытий в кинокартине практически не было — многие «факты и выводы», представленные ней, использовались и в других фильмах, телепередачах, а также в книгах и газетных публикациях. Киноленту отличало одно: концентрация обличительных «фактов» была невероятно плотной — настоящая пропагандистская гремучая смесь. Вероятно, авторы считали, что это большой плюс. На деле было иначе — судьба фильма «Тайное и явное» не сложилась.  Его прямолинейный пропагандистский запал показался на тот момент ответственным идеологическим работникам чрезмерным — и это в начале 1970-х годов, в то время, когда государственный антисемитизм был «на подъеме»! Картину смотрели начальники всех рангов, давали поправки, кто-то хвалил, кто-то ругал, что-то требовали вставить, а что-то убрать. В определенный момент сработало чиновничье чувство самосохранения: как бы чего не вышло. В конечном итоге, фильм на широкие экраны так и не вышел.  

В этом нет ничего удивительного. В СССР была всего одна политическая партия — Коммунистическая партия Советского Союза, внутри которой сосуществовали люди самых разных убеждений — марксисты-ленинцы и сталинисты, либералы и монархисты, интернационалисты и националисты всех мастей и, конечно же, антисемиты. Неофициальными заказчиками фильма были ЦК КПСС и КГБ СССР. Однако в партийных и властных  структурах, даже в КГБ на разных этажах сидели разные люди с разными подходами относительно «еврейского вопроса», а потому прийти к единому мнению им было непросто. Все чаще и чаще звучало мнение, что картина откровенно антисемитская. Фильм несколько раз переделывали, сокращали и, в конце концов, фактически «положили на полку».

Несколько слов об авторах фильма. Сценарист Дмитрий Жуков к тому времени был известен как писатель и литературный переводчик (в основном научно-фантастических произведений). Кстати, он одним из первых начал популяризацию «Велесовой книги», которая, по мнению серьезных историков и филологов, является подделкой. Режиссер Борис Карпов на тот момент снял ряд документальных фильмов, два из которых (совместно с Павлом Русановым) были отмечены наградами на кинофестивалях. Это — кинолента «Слово о русской матери», посвященная крестьянке Епистинии Степановой, восемь сыновей которой погибли на войне, а также полнометражная картина «Сергей Есенин».

В 1980-е годы к борьбе с сионизмом подключились и другие режиссеры-документалисты, рекордсменом здесь стал Олег Уралов — сначала парторг, затем директор ЦСДФ. Он снял целых три антисионистских фильма. По его словам, он лично брался за эти работы, чтобы не подставлять других режиссеров студии, ибо после скандала с кинолентой «Тайное и явное» многие считали эту тему скользкой и боялись стать нерукопожатными.

Что же касается кинокартины 1973 года, то, по моему мнению, ее авторы провалили пропагандистскую задачу потому, что они ничего не противопоставили сионизму «по еврейской линии». По идее надо было показать счастливых советских евреев, создающих материальные и духовные ценности, патриотов своей страны, осуждающих  глубоко им чуждую идеологию и звериную сущность израильской военщины (к такой тактике советская пропаганда прибегнет позже). Но этого сделано не было. В результате возникало ощущение, что советское еврейство как бы уже поглощено мировым сионизмом или, в лучшем случае, тихо существует в его тени. Одним словом, говоришь «еврей» — подразумеваешь «сионист». Думаю, это и напугало идеологических и кинематографических начальников.

С появлением цифровых технологий и интернета фильм «утек» в сеть, и каждый желающий мог его посмотреть. Особого интереса он не вызывал. Однако, когда прошло сообщение о его запрете, количество просмотров выросло в десятки раз. Дело в том, что в нашей стране сложилось устойчивое общественное мнение: если что-то запрещают, то исключительно за правду!

Теперь о судебном решении. Запрет фильма произошел буквально через  месяц после его демонстрации и заявленного обсуждения в рамках программы «Антисионистское кино» во время 7-го Московского еврейского кинофестиваля. Судя по выложенному год назад видео, обсуждения и разбора фильма толком не было, а само мероприятие выглядело скучным и формальным.

Вернемся к запрету фильма. Складывается впечатление, что это было спланированным завершением упомянутого выше мероприятия. Точечный удар успешно нанесен — враг повержен. Судя по реестру, фильм «Тайное и явное» стал первой снятой в СССР документальной лентой, попавшей в перечень Минюста. Другие советские антисионистские фильмы этой участи избежали.

Теперь о запрете данного фильма. Такого рода практика мне представляется ошибочной и даже опасной. Подобные запреты не должны распространяться на советские пропагандистские произведения, так как они представляют собой отличный научный и образовательный материал для понимания той общественно-политической системы, которая существовала в нашей стране на протяжении 70 лет. Их надо подробно разбирать, изобличая откровенную ложь и ангажированность авторов. Не надо забывать, что многие произведения советского кинематографа строились на исторических мифах, идеологических стереотипах и различного рода фальсификациях, которые к настоящему времени уже сами стали историей.

Поэтому давайте каждое произведение рассматривать строго в контексте его эпохи, возможно, тогда не придется запрещать священные книги, народные сказки, произведения мировой литературы, а также фильмы, так как в них немало того, что не согласуется с современными представлениями об исторической правде и толерантности. Кстати, события последнего времени показывают, что все эти высокие представления оказались очередным глобальным обманом. Как выяснилось, мы ничем не лучше наших предшественников, а потому судьями нам быть не дано.

О многих перипетиях, связанных с историей создания фильма «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов», впервые было рассказано подробно и в увлекательной форме в книге Валерия Фомина "«Кино и власть». Документы, свидетельства, размышления", вышедшей в 1996 году в издательстве «Материк». Указанные материалы также вошли в книгу «История российской кинематографии. 1968 — 1991» (авторы: М.И. Косинова, В.И. Фомин), которая недавно вышла в издательстве Канон+.

Читатели могут ознакомится с указанными материалами на сайте #МузейЦСДФ в публикации «Советский кинематограф в битвах с сионизмом».


Материалы по теме