Материал опубликован в газете «Правда Севера» № 163 от 3 сентября 2004 года. Источник: www.polarpost.ru. Фото: "Открытие памятника И.Ф. Хмаре" (кадр из документального фильма "Огни Мирного" (1957).
В этом году[2004] в Антарктиде построен православный храм в память о 60 полярниках, которые погибли, осваивая шестой континент
Первым советским полярником, погибшим в Антарктиде, был тракторист Низовского лесопункта Шенкурского района, уроженец Полтавщины Иван Хмара. Погиб он на глазах своего друга Василия Щура — тоже участника первой советской экспедиции на ледяной континент.
Василий Денисович Щур сейчас живет в Северодвинске. Вот что поведал он мне о том времени:
— С Иваном Хмарой мы подружились во время армейской службы, которую проходили на Диксоне. Он шофер и бульдозерист, я — тракторист и машинист экскаватора. (Эти специальности я получил в 1950 году в Северодвинской школе ФЗО). Иван был очень энергичным и жизнерадостным, хорошо пел. Помню, как мы обрадовались, когда узнали, что нас берут в первую полярную экспедицию. На радостях сфотографировались (это было за два дня до нашего отъезда из Калининграда). Мы с Иваном вошли в состав монтажно-строительного отряда. В период летнего антарктического сезона отряду предстояло смонтировать жилые дома и другие объекты для первой советской научной станции "Мирный".
30 ноября 1955 года наш дизель-электроход "Обь" вышел из Калининграда, и 5 января следующего года мы приблизились к берегам Антарктиды. Она встретила нас айсбергами, отвесными ледяными стенами, пингвинами и необычайно ярким солнцем. ... Без темных очков было невозможно ходить, и мы пользовались засвеченной фотопленкой. Так получилось, что контейнер с очками находился на теплоходе "Лена", который пришел позднее "Оби".
Ко всем бытовым неудобствам привыкли быстро, ведь мы были молоды. Труднее было привыкать к постоянной опасности попасть в многочисленные трещины, которыми был изрезан ледяной материк. От их бездонной глубины становилось не по себе. Однажды, когда мой трактор застрял в трещине, Иван на своем тракторе буквально перелетел через нее и вытащил мою машину.
Но однажды случилось непоправимое. Произошло это 21 января 1956 года. При выгрузке строительно-монтажного оборудования с "Оби" один из тракторов с прицепленными санями прорезал левой гусеницей лед и с заглохшим двигателем застыл над проломом. Тракторист выскочил из кабины. Мы с Хмарой бросились к попавшему в беду трактору. Иван успел первым. Он запрыгнул в его кабину, завел двигатель и направил трактор назад, к теплоходу. Но тут раздался треск льда и... Ивана Хмары не стало. Мы пытались зацепить тонувший трактор, но не смогли: глубина в том месте достигала 72 метров.
До той поры я много видел смертей, поскольку всю войну пережил в оккупированной фашистами Белоруссии, много испытал потрясений, но гибель Ивана была для меня самым сильным потрясением... Моему другу было всего 20 лет. Огромная гранитная глыба, увенчанная пятиконечной звездой, установлена на скалистом мысе, названном мысом Хмары, стала памятником отважному трактористу. Дома у него остались жена и сын. Вернувшись на родину, я отправил вещи Ивана Хмары его жене в Низовский лесопункт.
В марте 1956 года наш сезонный отряд, выполнив запланированные работы, на теплоходе "Лена" отправился домой. А оставшиеся зимовать члены первой антарктической экспедиции совершили смелый поход на тракторах и в 375 км от "Мирного" создали первую внутриконтинентальную станцию "Пионерская".
Спустя год после смерти Ивана Федоровича Хмары, на скалистом мысу, названном именем Хмары, с видом на припай и берег, у которых он погиб, был установлен двухметровый гранитный камень-обелиск, увенчанный золотой пятиконечной звездой и с бронзовой доской. Позднее камень был перенесён на кладбище на острове Буромского и занесён в список памятников, охраняемых зон Антарктики . О подвиге Хмары был посвящён эпизод документального фильма «Огни Мирного» (1957; автор-оператор А.С. Кочетков). -Прим. ред. #МузейЦСДФ.