Путь к победе

Газета «Советское искусство» 1945, № 18 (950).

Путь к победе

04.09.2022

Газета «Советское искусство» 1945, № 18 (950), стр. 4. Источник: Электронекрасовка. На фото (слева направо) кинооператоры Николай Быков, Владимир Сущинский.

Битва за громадный город Бреслау разгорается все жарче. Бой идет за каждый дом, за каждую комнату, часто только стена отделяет наших бойцов от врага, и тогда все дело состоит в том, кто первый сделает пробоину в стене и успеет первым бросить гранату. В этой жестокой и упорной битве за город плечом к плечу с советскими воинами идут и люди с киноаппаратами, журналисты экрана...

Когда на полотне возникают картины недавних боев, мелькают эпизоды, моменты, детали великих битв, мы поглащены созерцанием всего этого, ибо знаете, что перед вами живая правда.

Мы говорим: события запечатлены кинокамерой. Это ходовое выражение не совсем точно. 

Кинокамера — сложная и умная машина — оптика, механизм... Но всё это начинает жить в руках киножурналиста, мысль и темперамент которого одухотворяют машину и делают её острым орудием изучения, познания жизни. 

За кадрами наших документальных картин таится не мало примеров мужества советских кинопублицистов, творчество которых протекает в самом огне боевых схваток. И как бы мы ни были поглащены созерцанием событий, проносившихся перед нами на экране, вспомним о человеке с киноаппаратом, который их запечатлел. Он шел в бой вместе с воином, как их товарищ по оружию, соратник; и даже тогда, когда смерть бушевала вокруг него, человек с киноаппаратом оставался прежде всего художником-публицистом: в огне он работал — наблюдал, фиксировал, шагал вперед.

Сказанное можно было бы отнести ко всем лучшим советским фронтовым кинохроникерам, но сейчас мне хотелось бы рассказать о двух операторах — операторах 1-го Украинского фронта — В. Сущинском и Н. Быкове — людях большой смелости и творческой страсти. Пусть зритель, который увидит на экране бои за город Бреслау, помнит имена этих храбрых людей, вместе со своими товарищами запечатлевших правду жизни и смерти.

Вот падает снаряд. Огонь, осколки. И естественное, человеческое побуждение — пригнуться, припасть к земле. Но человек с киноаппаратом забыл о себе, он мгновенно обернулся лицом к опасности, нацелил объектив и, стоя во весь рост, фиксирует интересное мгновение битвы. Это не выдумка. Это конкретная зарисовка одного из многих рабочих моментов оператора Владимира Сущинского, человека, неоднократно врывавшегося в населенные пункты вместе с танковым десантом на броне боевых машин.

Теплое чувство товарищества характерно для фронтовых кинооператоров. Поучительно послушать, как один оператор рассказывает подчас о другом: Николай Быков с таким восторгом говорил о Владимире Сущинском, словно боевые и творческие качества Сущинского — необычайная, недосягаемая мечта для него, Быкова. А между тем Быков известен как один из самых смелых и творчески одаренных наших хроникеров.

В разговоре с ним, когда он, умалчивая о себе, восторженно говорил о своих товарищах, я понял, что не только самоотверженность, но и высокая скромность глубоко присущи этому человеку.

В один из дней, когда еще шли бои за первые, окраинные кварталы города, был назначен штурм железнодорожной дамбы, за которой укрепился враг. Дамба эта высока. На пяти метровой высоте проходит железнодорожный путь.

Когда началась артиллерийская подготовка, заговорили орудия и снаряды гвардейских минометов прочертили огневые параболы, Владимир Сущинский стал искать «широкий обзор» места боя. Первым — еще до окончания артподготовки, до места начала атаки, — он взбежал на дамбу и, нацелив аппарат, стал снимать. 

Люди, еще стоявшие внизу, у подножья дамбы, увидели силуэт кинооператора, который стоял высоко, один, на открытом месте, на фоне проносящихся огненных снарядов, лицом к лицу с врагом и снимал...

Если кто-нибудь из скульпторов замыслит увековечить творческий подвиг советских кинооператоров, совершенный всеми ими совместно в дни войны, вряд ли он найдет лучший сюжет, чем этот момент боя...

Когда началась самая атака, Сущинский пошел со своим киноаппаратом дальше, вперед. 

Оператор, который первым вышел на дамбу, — так именовали потом Сущинского бойцы и офицеры в Бреслау.

Множество замечательных боевых эпизодов запечатлено и Николаем Быковым, которого хорошо знали на передовых рубежах и пехотинцы, и саперы, и артиллеристы. Быкову удалось заснять момент, когда советские воины вели бой, используя только что захваченное у врага трофейное вооружение: снаряды большой разрушительной силы, называемые у немцев «фаустпатронами», и самодвижущиеся танкетки, управляемые при помощи электричества. Кадры, заснятые Быковым, показывают, как умело, со свойственной советскому солдату смекалкой поворачивают наши бойцы захваченное ими трофейное оружие против врага: и фаустпатроны, и самодвижущиеся танкетки в руках советских воинов нашли в боях за город замечательное применение.

Один из кварталов Бреслау в течение долгого времени обстреливался из пулеметного гнезда, расположенного на крыше высокого здания. Продвижение пехоты было невозможно, а первые попытки снять пулеметчика оказались безуспешными. Тогда было решено поднять 45-мм орудие на третий этаж противоположного дома и оттуда обрушить удар по пулеметному гнезду.

Николай Быков вместе с артиллеристами тащил пушку по лестнице на третий этаж. Он заснял орудийный расчет на причудливой артпозиции — в городской комнате — и самый момент поражения фашистского пулеметчика.

Через несколько дней после того, как он с восторгом говорил о смелости своего товарища, Владимира Сущинского. Николай Быков в творческом порыве пошел на столь же смелый шаг. Шел бой за другую железнодорожную насыпь, проходящую уже далеко от первой, в черте самого города. Схватка, разгоревшаяся здесь, была одной из самых жестоких: в ней с обеих сторон участвовали артиллерия, минометы, пехотные подразделения, авиация. Темп боя был не вероятно стремительным.

— Первый раз вижу такое, — тихо сказал Быков товарищу.

В жажде навечно запечатлеть неповторимые эти мгновения, героизм советских воинов, их неудержимый порыв вперед, Николай Быков с аппаратом в руках кинулся в гущу схватки вместе с атакующими врага бойцами...

В боях за Бреслау пали смертью героев Владимир Сущинский и Николай Быков. Они похоронены с воинскими почестями, как и подобает предавать земле героев. А рядом с воинами по вражеской земле идут другие советские люди с киноаппаратами, достойные товарищи и верные друзья павших, летописцы славы Красной Армии. Сегодня они — на берегах Шпрее, на площадях Берлина.

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ