Новое платье короля. Самодеятельный спектакль школы № 187 Коминтерновского района, Москва

Журнал «Затейник» № 7-8, 1940 год.

Новое платье короля. Самодеятельный спектакль школы № 187 Коминтерновского района, Москва

22.07.2022


Автор:
Сёма Цейтлин

Источник: журнал «Затейник» № 7-8, 1940 год. С. 26-43. Фото: сцена из спектакля «Новое платье короля»

Четыре года работает в школе № 187 Коминтерновского района Москвы «малый академический» драмкружок. Так в шутку прозвали ero кружковцы в отличие от «большого» школьного кружка десятикласников, которым руководит режиссер-профессионал.

Малый кружок организовал Сема Цейтлин, в то время еще ученик 6-го класса, из ребят младших классов. С тех пор он бессменный художественный руководитель «малого академического» кружка. Сема посещал театральную студию Московского дома пионеров и все, что узнавал там, старался передать своему кружку. За четыре года кружок поставил немало пьес, в том числе и такую, как «Адвокат Патлен».

В 1940 году кружковцы, теперь уже восьмиклассники, решили поставить сказку Андерсена «Новое  платье короля» по инсценировке В. В. Смирновой.

В процессе работы кружковцы внесли в спектакль много фантазии, творческого вымысла и изобретательности. Все в этом спектакле сделано кружковцами: текст пьесы, песня, музыка, костюмы, декорации и эскизы к ним.

Запись спектакля и статью Семы Цейтлина мы помещаем ниже. Спектакль «Новое платье короля» был показан на районном смотре детского творчества Коминтерновского района Москвы.

С первого дня занятий в школе на перемене кружковцы сговорились поскорее снова начать работу кружка. И вот в назначенный день и час в сборе, у всех праздничное настроение. Кто-то да же поставил на стол цветок. В такой трогательной обстановке мы начали свой «сезон».
Сразу возник вопрос: что же ставить? Над чем работать в этом году? Много спорили, кричали, на конец приняли решение ставить какую-нибудь большую пьесу, а первое время уделить учебным занятиям, то есть делать этюды, работать над маленькими сценка ми и т. Д.

Начали заниматься, и тут возникла мысль — в порядке учебной работы поставить какой-нибудь маленький спектакль методом импровизации, то есть взять какую-нибудь пьесу только за основу, а самим придумать текст, характеры действующих лиц и пр. Нужно было выбрать небольшую пьеску, лучше всего сказку, которая давала бы свободу для фантазии. Такую задачу мы ставили перед собой впервые. До сих пор мы в работе над пьесой не отходили от авторского текста.

Долго искали, выбирали, наконец нашли. Собрались снова. На столе, вокруг которого мы сидели, лежала маленькая книжечка с надписью на обложке: «В. Смирнова. «Новое платье короля, по Андерсену». Прочли вслух. Всем понравилась пьеса. Это как раз то, что мы искали! Здесь же решили, как мы будем работать. Мы еще раз на занятии прочтем пьесу, разберемся в ней, разобьем ее на куски, найдем задачи, потом начнем репетировать. Каждый, зная задачу, должен будет хорошенько продумать образ человека, которого он играет, знать не только его биографию, но и его привычки, черты его характеpa и т. д. Текст будем создавать сами.

Каждому кружковцу мы предоставили право самому выбрать себе роль и первое время, работая над ней, пробовать ее играть. Окончательное распределение ролей оставалось за мной.

Некоторым ребятам ролей не хватило, и мы им предложили самим придумать себе роли. Так у нас появился генерал, солдаты, торговка.

Я должен был сделать режиссерский план. Прочтя другие сказки Андерсена, я заметил, что все невероятное в них описано очень серьезно. Знаешь, что так не бывает, однако веришь в происходящее. Это привело меня к мысли, что наш спектакль нужно сыграть очень серьезно. Эту мысль мы положили в основу всей вещи. Получилось очень смешно, когда, например, надменный король очень серьезно разговаривает с важными министрами о пустяках.

Я разобрал пьесу, нашел в ней завязку, кульминационный пункт, то есть основной и самый значительный момент по ходу действия, и развязку. Каждую картину также разобрал. Я рассказал ребятам свой режиссерский план. Они его обсудили, приняли. Приступили к репетициям. Но не сразу все по шло на лад. К примеру, приведу сцену посещения плутов первым министром. Ребята довольно равнодушно произносили реплики. Сцена не получалась. Тогда я напомнил ребятам, каковы смысл и задача этой сцены. Ведь плуты затеяли очень смелое, рискованное дело.

Изготовляя ткань для короля, они каждую секунду должны помнить, что обман может открыться и за мошенничество их казнят. Поэтому иx, очень конечно, волнует приход первого министра: пройдет или не пройдет номер? Но внешне они спокойны, так как волнение может выдать их.
Подойдя к станку, министр спрашивает: «Что это такое?.. Я ничего не вижу!» Чтобы заставить министра увидеть «ткань», плутам нужно с огромной силой уверенности и удивлением принять его фразу.

Плуты. Не виднее?

Первый плут. Не хотите ли вы этим сказать, что вы не на своем месте?

Второй плут. Или вы... или у вас...

Первый министр понял. Он быстро отошел в сторону. Плуты ждут ответа не дыша.

Если они заставят министра увидеть ткань, то они смогут очень много заработать, если же он скажет, что ничего нет, — плутам смерть. Первый министр, в свою очередь, думает: он ничего не видел; если он в этом признается — позор... Лучше не признаваться.

Первый министр. Нет, я говорю... что мало наработали... продолжайте...

Все сошло как нельзя лучше. Плуты свободно вздохнули, глаза их засияли, появилась улыбка, и остальная часть картины идет весело, бодро Текст, который тут же на репетициях придумывали ребята, иногда выходил удачным, иногда же никуда не годился. Это получалось оттого, что говорилось все не от образа, а от исполнителя. Чтобы поправить дело, Начали больше времени уделять разработке образов. То, что ребята не знли текста, не знали, что им скажет партнер, заставляло их быть очень внимательными, слушать, что им говорят, и немедленно реагировать на реплики. Нужно было тщательно готовиться к репетициям.

Когда текст был готов, мы его записали, стали обрабатывать. Бегали за советом к нашей библиотекарше Надежде Павловне, которая всегда принимала горячее участие в нашей работе.
Плохо дело обстояло с движениями. Совершенно ясно было, что в пьесе министры, король, королева двигались и раскланивались иначе, чем ученики 187-й школы. Поэтому нужно было научиться делать поклоны, движения. Стали этому учиться. В школе на переменах можно было видеть, как Витя Зиновьев (плут) и Дима Зильбер (третий министр) стоят друг против друга с очень умными лицами и церемонно кланяются друг другу.

Первое время плуты никак не могли привыкнуть к «ткани». Первый плут осторожно берет в руки «ткань» и держит ее, второй плут что-то рассказывает о «ткани». Смотрю на первого плута: он внимательно слушает, а руки держит в карманах.

Где же «ткань»? Ты что, ее бросил? — спрашиваю я. — А я забыл, что держу, ведь ее не видно, никак не могу привыкнуть!

Но вскоре он и все остальные привыкли к «ткани». Плуты знали, какой она длины, какой ширины, Где начинается, где кончается. Смотреть стало приятно, как легко плуты обращаются с невидимой тканью.

Спектакль был вчерне закончен. Теперь нужна была музыка, нужны эскизы декораций и костюмов.

Ученица 10-го класса Лиля Вольская взялась написать нам музыку. Она пришла на репетицию. Мы показали ей, что сделали, сказали, в каком месте нужна музыка. Через несколько дней я уже слушал несколько мелодий. Мы кое-что просили ее переделать. Когда вся музыка была написана, у нас начались репетиции под музыку. Сразу стало веселей. Ученик 10-го класса Ким Серебряный написал текст второй песенки плутов.

Средств на костюмы и оформление не было. Наши художники Натан Итенберг и Игорь Ситруанский сделали эскизы костюмов и декораций.

На первых порах мы растерялись. Вот первый, очень пышный «костюм короля». Как сделать такой костюм? Оказалось, можно сделать — и очень просто. Корону сделали из плотной бумаги и оклеили фольгой. Достали черный пиджак, нашили лацканы из марли, сделали жабо и манжеты. Штаны сшили из красной материи (завхоз школы дал старый плакат) и нашили ленты. К тапочкам пришили банты — вот и пышные туфли. Горностаевую мантию мы сделали из белой марли, нашив на нее кусочки черной бумаги. Вместе с нами наши художники придумали герб сказочного королевства. На щите, на лиловом фоне, воинственно раскрытые ножницы, за ножницами — три огромные пуговицы.

День спектакля приближался. Мы сделали шуточную афишку, которая оповещала о предстоящей премьере. Стали строить декорации. Главным строителем был Митя Завьялов (он играет герольда).

Нам для пантомимы нужна была бочка. Он где-то нашел грязную, расколотую бочку, всю в известке, вычистил ее, покрасил и сколотил. трудно

Ткацкий станок было трудно сделать. Но нашли на школьном дворе ножки от старого столярного верстака, подбили планочки, покрасили. Получился станок.

Нигде не могли достать манекен. Тогда взяли фанеру, нарисовали на ней манекен, прибили ножки. Манекен издали казался настоящим. Для тронов использовали простые стулья, только кнопками прикрепили раскрашенные обои.

В общем на оформление и костюмы было истрачено пятнадцать рублей.

Настал день спектакля. Приходим в школу, а сцены нет! Где же играть? Недолго думая, сдвинули все имеющиеся в школе столы, по крыли их коврами, сбегали к шефам за занавесом и прожектором, быстро всё установили.

Стали гримироваться. Настроение у всех приподнятое. Все заняты своим делом: кто пришивает пуговицы, кто гримируется...

Bce готовы? Можно начинать.

Слышим голос со сцены: «Сейчас драмкружок покажет сказку Андерсена «Новое платье короля».

Ну, ни пуха, ни пера!

В зале погас свет. В темноте звучит музыка пролога. Начался спектакль.


Текст пьесы опубликован в журнале «Затейник» № 7-8, 1940 год. С. 29-41.


Материалы по теме