ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ. «ВОТ ОНА, ГЕРМАНИЯ!..»

«Немцы, которым некуда было отступать, дрались до конца. Кровопролитные бои длились полтора месяца...»

ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ. «ВОТ ОНА, ГЕРМАНИЯ!..»

26.01.2025

Валерий Фомин

Киновед, историк кино. Доктор искусствоведения. Член Союза кинематографистов СССР с 1973 года. Дважды избирался секретарем правления Союза кинематографистов России и дважды президентом Гильдии киноведов и кинокритиков. Член академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Член киноакадемии «НИКА».

Из книги «ПОБЕДА — НАВСЕГДА! Как советские кинооператоры снимали освобождение Европы. Документы и свидетельства» / автор-составитель В. И. Фомин / научно-вспомогательная работа: М. И. Косинова, Т. В. Сергеева. — Москва : Канон+ : РООИ Реабилитация, 2020. — 720 с. : с илл.; с. 317-378. Фото: "В Восточной Пруссии". На фото Мазурская башня (ныне – город Бродница в Польше). Март 1945 года. Автор фото: Эммануил Евзерихин. Источник фото: 

Первой на пути Красной Армии в логово фашистского зверя лежала Восточная Пруссия. Удержанию Восточной Пруссии германское командование придавало особо важное значение. Здесь издавна имелись мощные укрепления, которые по ходу войны совершенствовались и достраивались. К началу зимнего наступления Красной Армии на этом направлении в январе 1945 года противник создал мощную систему обороны глубиной до 200 км, включавшую 7 оборонительных рубежей и 6 укрепленных районов. Наиболее мощные рубежи укрепления были возведены на восточных подступах к Кёнигсбергу.

По числу и мощи железобетонных укреплений, врытых в землю, Восточная Пруссия не имела равных.

Главный замысел намеченной командованием Красной Армии операции заключался в том, чтобы отсечь находившуюся там мощнейшую группировку от главных сил нацистской Германии, затем расчленить ее и уничтожить по частям.

Войска 2-го Белорусского фронта с участием частей 1-го Прибалтийского фронта и кораблей Балтийского флота должны были ударами с плацдармов на реке Нарев разгромить противника в Северной Польше. 3-й Белорусский фронт получил задачу наступать на Кёнигсберг с востока.

Бои за «колыбель прусского милитаризма» отличались большим упорством и ожесточением. К тому же неблагоприятные погодные условия не позволяли использовать в должной мере ударную силу авиации и артиллерии. 26 января 1945 г. войска 2-го Белорусского фронта, выйдя севернее Эльбинга к Балтийскому побережью, отсекли значительную часть группы армий «Север» от основных немецких сил на западе. Отразив настойчивые попытки немцев восстановить прибрежный коридор, Красная Армия приступила к расчленению и ликвидации отрезанных в Восточной Пруссии немецких войск.

В зимне-весеннем сражении практически отсутствовала возможность маневрирования.
Немцы, которым некуда было отступать, дрались до конца. Кровопролитные бои длились полтора месяца. В них погиб командующий 3-м Белорусским фронтом генерал Черняховский.

Битва за Восточную Пруссию стала самым кровавым сражением кампании 1945 г. Потери Красной Армии в этой операции превысили 580 тыс. чел. (из них 127 тыс. убитыми). Потери немцев только в Хейльсбергском котле, Кёнигсберге и на Земландском полуострове составили около 500 тыс. чел. (из них примерно 300 тыс. убитыми).

После окончания Второй мировой войны по решению Потсдамской конференции (1945) северная часть Восточной Пруссии с Кёнигсбергом вошла в состав СССР, южная часть отошла Польше.

После падения Кёнигсберга 9 апреля 1945 года в состав СССР вошли север Восточной Пруссии и Мемельский край. Мемель-Клайпеда и полоса земли севернее Немана стали частью Литвы, остальная территория — менее трети Восточной Пруссии — частью РСФСР. Большая часть Восточной Пруссии отошла к Польше.

Советские власти быстро начали осваивать приобретенные территории. Здесь, на самом западе страны, создавался мощный военный форпост: база Военно-Морского флота, подземные аэродромы, оборонная промышленность. Позднее к ним добавились ракеты шахтного базирования с ядерными боеголовками, которые в считанные минуты могли долететь до любой точки Европы.

Уже в 1945 году, как рассказывал писатель, уроженец тех мест Юрий Буйда, в Калининградскую область пошли эшелоны с переселенцами из Белоруссии, Псковской, Калининской, Ярославской и Московской областей. Они ехали на восстановление промышленности и сельского хозяйства бывшей Восточной Пруссии.

Значительная часть немецкого населения, запуганная нацистской пропагандой о страшных зверствах советских солдат, стала покидать территорию Восточной Пруссии еще с началом наступления Красной Армии.

Депортация оставшихся немцев в Германию была осуществлена в течение года, начиная с октября 1947 г. Переселенцам дозволялось взять с собой 300 кг личного имущества («за исключением предметов и ценностей, запрещенных к вывозу таможенными правилами»).

Для сравнения отметим, что поляки позволяли депортируемым с их территории немцам взять на географическую родину 20 кг груза. Каждому переселенцу было предписано выделить «сухой паек на 15 дней по нормам рабочих промышленности и связи». Первый эшелон – 22 октября 1947 г., последний – 21 октября 1948 г.. Всего отправили 48 эшелонов, депортировав 102 125 человек.

Организована была депортация хорошо, о чем свидетельствует относительно небольшое количество жертв. Например, в октябре – ноябре 1947 г., по данным советского МВД, в пути 26 переселенцев умерли от истощения и один – от разрыва сердца. Аналогичные депортации в остальной Европе сопровождались многотысячными жертвами. Поляки, венгры, чехи не щадили немцев, которых выселяли из Силезии, Трансильвании, Судет.

Основной ход Восточно-Прусской операции довелось снимать киногруппе 2-го Белорусского фронта во главе с Марком Трояновским и киногруппе 3-го Белорусского фронта, возглавляемой Александром Медведкиным. Оба они, судя по их переписке с руководством кинематографии, были введены командованием фронтов в курс предстоящей битвы, а потому готовились к съемкам особенно тщательно. Был заранее написан сценарий будущего фильма, а в преддверии предстоящего штурма Кёнигсберга Медведкин составил подробнейший план этих съемок, в котором каждому оператору были самым точнейшим образом расписаны конкретные места, объекты и ситуации съемок.

Состояние с кадровым составом к началу Восточно-Прусской операции у обеих киногрупп было разное. У киногруппы Трояновского от ее прежнего состава под рукой осталось только четыре оператора, а вскоре и вообще только два. Ресурсное обеспечение (запас пленки, бензина, транспорт и пр.) было почти на нуле.

<...>

У «медведкинцев» дела обстояли получше. В группу, на тот момент совсем не малую числом, входили Н. Лыткин, В. Придорогин, Е. Лозовский, М. Беров, Г. Голубов, А. Крылов, В. Крылов, К. Писанко, К. Венц, В. Дульцев, Ю. Довнер, звукооператор М. Соболев. Предполагалось задействовать в боях за Пруссию и обученных сержантов-киноавтоматчиков. И задействовали.

Между самими начальниками обеих киногрупп шло негласное соревнование за то, кому руководство доверит создание будущего фильма об освобождении Восточной Пруссии. В итоге вышло так, что совместными усилиями обеих киногрупп по горячим следам было выпущено сразу два трехчастевых фильма: «В логове зверя» (реж. Я. Посельский) и «Кёнигсберг» (реж. Ф. Киселев).

Сам Медведкин с оператором М. Беровым по собственной инициативе снял оригинальный сюжет «Как жил Лемке». Это была задолго до будущего «Обыкновенного фашизма» первая попытка киноисследования социально-бытовых корней и психологии немецкого фашизма.
Киноновелла своей необычностью настолько озадачила новое руководство кинохроники, что ее, не поднимая скандала, потихоньку на долгие десятилетия задвинули в дальний угол фильмотеки…

Обеим киногруппам съемки Восточно-Прусской операции обошлись большой кровью.

Были тяжело ранены Алексей Семин и Анатолий Крылов. Последний при штурме Кёнигсберга потерял старшего брата Владимира.

Александр Медведкин «Битва за Пруссию»

Сценарий

Земля вечных раздоров и тевтонских провокаций – Пруссия – горит в огне войны. Тупоголовые прусские помещики всегда стояли во главе разбойничьих авантюр Германии, а прусские офицеры до сих пор задают тон в германской армии.

Красная Армия призвана навсегда разорить это разбойничье гнездо, без чего длительный
мир в Восточной Европе был бы невозможен.

…Войска 3-го Белорусского фронта уже пятый день ведут упорные наступательные бои, нанося сокрушительный удары по технике и живой силе противника.

Дорога.
Ветер.
Густо идет пехота. Горят пригородные хутора.
Унылый прусский пейзаж.
Звучит гордая песня пехотинцев.
На дороге столбы с надписями:
«Вот она, проклятая Германия!»
«Русские прусских всегда бивали» (Суворов).
Горит немецкий город.
Чужая неуютная страна.
Детали немецкого пейзажа: вывески, кирхи, поверженные памятники.
Через огонь рвутся танки.
Идет пехота.
<…>

В эти часы напряженно работает фронтовая связь, и если удастся включить наш звуковой аппарат в один из крупных коммутаторов, обрывки телефонных разговоров и одновременный многоголосый телефонный говор может служить хорошим фоном для показа сутолоки на дороге.

…Шумное движение на перекрестке разом иссякает с рассветом.
На глазах пустеет дорога.
Усталая девушка-регулировщица дремлет, прислонясь к столбу. Делать ей нечего, дорога пуста.
В небе снова чертит белые линии немецкий разведчик, но…
Колонны машин будто притаились в укрытиях.
Под копнами сена.

В лесу.
Во дворах прусских помещиков…
Дорога пуста, и уставшую за ночь девушку-регулировщицу сменяет подруга.
…В часть вливается пополнение.
Пополненцы идут колоннами по обочинам дороги, и мы их начинаем показывать еще в предыдущем эпизоде.
Здесь следует от начала до конца проследить судьбу рядового солдата.
Вот один из них идет в колонне.
Он переобувается на привале у костра.
Вот он курит, поет под баян, быть может, играет на губной гармонике.
Днем он спит среди товарищей на сеновале прусского помещика.
Он приходит в батальон.
Ему выдают автомат героя, и парень клянется хорошо его использовать.
Показать его боевую работу помогут наши сержанты-операторы: мы прикрепим к парню трех сержантов.

Какова бы ни была судьба этого парня, она представляет значительный интерес для фильма: если он отличится, будет снят и его подвиг, и награждение его солдатским орденом, если его ранят, следует снять весь путь раненого с момента ранения до первичной обработки его раны, эвакуации. Парень может и погибнуть. Тогда надо снять хорошо и торжественно организованные похороны.

На войне у разных людей разные судьбы. Таким образом, надо проследить весь путь двух-трех солдат, двух-трех офицеров, девушки-санитарки, самоотверженно работающей под огнем противника.
…В таком же порядке проследим путь боевого офицера-командира стрелкового батальона.
<…>

…При показе всех этих людей мы не должны забывать, что война для каждого воина Красной Армии, прежде всего – напряженный, тяжелый труд.

Суровые условия боевой обстановки, напряжение всех сил и способностей должны быть сняты с особой тщательностью.
Оператор не должен проходить мимо таких кадров, как – застрявшее в грязи или в реке орудие вытаскивается пехотинцами.
Люди сидят и ждут боя под огнем или под снегом.
Вброд переходят реку.
Спят кое-как в самых неожиданных местах: на повозках, на земле, в траншеях, в сырости, на морозе.
Выведенная из боя пехота устраивается на отдых в только что занятом немецком городе.
Многие переобуваются, пьют чаек, закуривают, варят на углях пожара картошку и т. д.
Надо тщательно уловить юмористические детали: в некоторых частях держат животных.
Собаки и [козы] пользуются всеобщей солдатской любовью и дают оператору возможность снять несколько веселых кадров.
От самого Сталинграда в глубь Германии с частями идут гордые верблюды. На улицах горящего немецкого города такой красавец очень кстати может напомнить зрителю о Сталинграде.
Как бы ты ни спешил, что бы ты ни делал, не проходи мимо интересной бытовой или веселой детали – таким должен быть стиль каждого оператора.

<…> …В воздух поднимаются самолеты. Бомбежку и штурмовку должны богато отснять
операторы.
Старт самолетов.
Боевые порядки в воздухе должны быть сняты разнообразно и в изобилии.
Операторы, снимающие артиллерию и авиацию, должны помнить, что боевая работа этих родов оружия будет показана на протяжении всего фильма, как фон всего, что происходит.
Это потребует богатого монтажного материала для перебивок.
Наши пехотинцы неподвижно притаились в траншеях.
Через их головы летят тысячи снарядов.
Пехотинцы сидят тихо. Они оживляются, лишь услышав гул самолетов. Некоторые из них смотрят в небо.
Наш герой пехотинец просит [прикурить] у товарища и сладко затягивается.

Самолеты бомбят передний край немцев и огневые позиции их артиллерии. Мы должны это снять с земли и с самолетов.
В воздух поднимаются гигантские столбы взрывов.
Мы не раз возвращаемся на НП к генералу Гладышеву. Наш микрофон подслушивает его приказания по телефону и по радио.
<…> …Артиллеристы по команде переносят огонь в глубь обороны противника.
Пехота поднимается и идет в атаку. Наш офицер ведет свой батальон.
Десятки танков и самоходок срываются с исходных позиций.
Мы должны проследить за нашими героями-пехотинцами.
Сержант-оператор должен снять, как пехотинцы врываются в немецкие траншеи.
К расчетам противотанковой артиллерии должны быть также прикреплены операторы.
Если бы немцам вздумалось контратаковать танками, эта контратака должна быть снята на пленку.
Горящие немецкие танки, удирающие с поля боя «тигры», «фердинанды» – лучшее украшение фильма.
В бою мы должны проследить действия наших героев – офицера, солдата-пополненца и девушки-санитарки. К каждому из них мы прикрепим операторов.
Надо снять раненых, не боясь тяжелой картины их ранений.
Девушка, вытягивающая с поля боя раненых и спасающая их оружие, должна стать украшением фильма.
Если наша атакующая пехота будет прижата к земле огнем пулеметов, следует снять контрмеры нашего командования.
Телефонные звонки и радиопереговоры командования с офицерами разных служб и родов войск должны наглядно показать решающее значение службы связи в бою.
Следует также включить наш микрофон в коммутатор армейского узла связи в момент наиболее напряженной работы.
Атака наших танков, танковые десанты, рейд танков по тылам должны быть сняты таким образом, чтобы представить ярко и полноценно техническую мощь Красной Армии.
Вместе с первыми танками и пехотинцами кинооператоры нашей группы, как всегда, ворвутся в немецкий город и снимут все, что будет интересного:
Уличный бой в горящем городе.
Выкуривание остатков немецкого гарнизона из укрепления.
Сдача в плен немецких солдат и офицеров.
При съемке немецкого города надо всегда помнить, что нашему зрителю особо интересно будет видеть логово врага в его деталях:

Непохожие на наши улицы и горящие немецкие дома.
Брошенная на этом фоне немецкая военная техника и другие следы могучих ударов Красной Армии. Поверженные, в прах разбитые знаки фашистской власти, знамена, свастика, скульптура, портреты «фюреров» и т. п.

Оператор не должен проходить мимо интересной детали, характеризующей поражение фашистской Германии. Трудно показать эти детали в сценарии. Их следует настойчиво искать на месте, памятуя о том, что иногда какой-нибудь жестяной герб с разбитого памятника может сказать больше, чем сто метров пленки с изображением бесстрастных пейзажей.

…Успех этого фильма целиком зависит от того, насколько интересно и разнообразно будет снят бой. Фильм будут снимать до сорока операторов. Стало быть, мы имеем наилучшие условия для того, чтобы показать, в частности, живых немцев, которые –
Идут в контратаку,
Попадают под наш артиллерийский огонь,
Попадают под пулеметный огонь,
Среди немцев рвутся наши снаряды и бомбы,
Они бегут, бросая оружие,
Они поднимают руки и сдаются в плен.
Наши врываются в немецкие траншеи и ведут рукопашный и гранатный бой.
Еще никогда и никем не сняты эти кадры, и достать их – значит, создать фильму шумный успех, а оператору – имя бесстрашного мастера.

…Огонь орудий, дым разрывов и пожаров, движение больших масс техники и людей – широкие масштабные кадры войны должен снять каждый оператор, независимо от того, какое практическое задание он имеет.
<…>

ГЦМК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 42.

«Кто из слабости сил работал медленно, того забивали до смерти»

«В Восточную Пруссию!» (Событийный репортаж)

Монтажный лист № 1416

Оператор: Панов И.В.

Пленка: СчС‑2 — 1030 метров, «Дюпон Панхром» – 85 метров

Освобожден последний город на русской земле.
2. Концлагерь русского гражданского населения.
3. Вчера еще немцы гоняли этих русских стариков, баб и детей на рытье укреплений.
Многие погибали от недоедания, побоев и каторжного труда.
4. Жили в вонючих норах, выкопанных здесь же, в земле, за колючей проволокой. Дети.
5. Старик Иванов Иван (на руках ребенок).
6. Старуха Иванова Дарья. На руках внучка (угнаны сюда из-под Ленинграда, «Красное село»).
7. Старик Волков. Деревню их сожгли. Дочку расстреляли у него на глазах, а его угнали сюда, на Неметчину, в рабство. Все они говорят о каторжной жизни в лагере. Заставляли рыть окопы «с темна и до темна». Кормили вонючей похлебкой. Кто из слабости сил работал медленно, того забивали до смерти. Одну женщину из Смоленска побили до смерти, а ее шестилетнюю девочку Галю – расстреляли.
8. Бойцы помогают эвакуировать детей из лагеря.
9. Литовское население возвращается в родные места.
10. Повозки с детьми, женщины тянут по дорогам войны детские колясочки с малышами на фоне идущих вперед, на Германию, танков.
11. Замерли, застыли танки на исходных (позициях) перед атакой (статика).
12. Десант автоматчиков на танках перед атакой (статика).
13. Крупные планы десантников перед атакой (статика). Первый залп над Неманом по Германии (батарея стоит на берегу Немана: противоположный берег – Германия).
14. Залп гвардейских минометов по Германии.
15. Первый залп артиллеристов по Германии.
16. Залп тяжелых самоходок по Германии.
17. Разрывы.
18. Наша авиация в воздухе.
19. Пехота в траншеях ведет огонь (минута массированного огня из всех видов оружия за несколько минут до атаки).
20. Рванулись в атаку танки, неся десант.
21. Пошла пехота.
22. Горит взорванный немцами мост, танки форсируют вброд реку Шешупе (граница Германии).
23. Движется артиллерия.
24. Горящая деревня в Восточной Пруссии.
25. Горящий дом, проходят самоходные орудия, артиллерия прямой наводки.
26. Пулеметчики меняют огневую позицию.
27. На фоне горящего здания пулеметчики ведут огонь.
28. Продвигаются вперед автоматчики.
29. На фоне горящей немецкой деревни прямой наводкой бьют 45 мм пушки, где командиром т. Квашнин.
30. Тяжело ранены двое из гвардейского расчета 45 мм орудия, где командующим т. Квашнин.
31. Первая помощь на поле боя тут же, у 45 мм орудия, товарищами.
32. Бойцы уносят в укрытие тяжело раненных на батарее.
33. Первые пленные, взятые на территории Германии.
34. Труппы фрицев.
35. Командование на НП:
а) дважды Герой Советского Союза генерал армии Черняховский1;
б) Герой Советского Союза генерал-лейтенант Лютников;
в) Герой Советского Союза генерал-майор
Бойко;
г) генерал-полковник авиации Хрюкин;
д) генерал-полковник артиллерии Барсуков.
36. Пехота, артиллерия, танки переходят Неман.
37. Командование на переправе (Лютников, Бойко).
38. На НП 17-й гвардейский дивизии:
а) генерал-лейтенант Безуглый;
б) генерал-майор Квашнин (в траншеях).
39. Гвардейцы генерал-лейтенанта Безуглого пересекли германскую границу.
40. Движутся тяжелые самоходки.
41. На одной из самоходок, среди бойцов десантников, мы видим выглядывающего из люка родного брата героини Отечественной войны – Зои Космодемьянской – Александра Анатольевича Космодемьянского (два ордена Отечественной войны)1. Он ведет свою тяжелую машину в Германию, мстить за Родину, за сестру Зою, замученную немецкой сволочью.
42. Александр Космодемьянский[1], гвардии лейтенант, командир тяжелого самоходного орудия.
43. Съемка внутри машины гвардейского экипажа Космодемьянского:
а) Космодемьянский управляет огнем своей машины;
б) заряжающий гвардеец – Дударев М.;
в) наводчик – Аксанов В.;
г) замковый – Ресиков А.;
д) водитель – Рубцов А.
44. Залп тяжелых самоходок Космодемьянского по Германии.
45. Прилагаю боевую характеристику на А. Космодемьянского, выданную мне командиром части.
46. Немецкое солдатское кладбище Первой мировой войны 1914 г. солдат, погибших в России.

Панов

Документальность указанных киносъемок подтверждаю, представитель 5-го гв. корпуса, 39-я армия майор Черных

Полевая почта № 92526.

Подлинник. Машинопись. Дата не указана. На документе сохранилась отметка: «Летопись».

1. Горькие, тяжелые потери понесут при освобождении Восточной Пруссии наши войска. А в роковом треугольнике на сходящихся границах Литвы, Польши и Восточной Пруссии погибнет и сам главнокомандующий 3-го Белорусского фронта Иван Черняховский…
За годы Великой Отечественной войны он стал знаменитым военачальником, сделал поразительную карьеру – от командира дивизии до командующего фронтом, от полковника до генерала армии. Современники отмечали его высокие полководческие и просто человеческие качества. Был Черняховский неотразимо обаятелен и красив, где бы он ни появился, все оглядывались на него… Самый молодой 38-летний командующий фронтом не дожил до Победы всего 80 дней.
Иван Данилович Черняховский родился в 1906 г. под Уманью на Украине в семье железнодорожника. Поступив в 1924 г. на службу в Красную Армию, до конца связал свою судьбу с ней. Великую Отечественную войну начал на посту командира 28-й танковой дивизии на Северо-Западном фронте, в Литве. Его противником в первые недели войны был сам Эрих Манштейн, командовавший тогда 56-м моторизованным корпусом. Он на всю жизнь запомнил фамилию молодого русского офицера, устроившего не одно кровавое побоище его элитным войскам.
Верховный главнокомандующий И.В. Сталин всемерно продвигал талантливого полководца, отмечая его заслуги высшими наградами. 29 июля 1944-го Черняховский стал дважды Героем Советского Союза.
13 января 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта начали Восточно-Прусскую наступательную операцию. В ходе нее 18 февраля в районе городка Мельзак (после войны эта территория была отдана Польше) Черняховский лично выехал на командный пункт командующего 3-й армией генерал-полковника А.В. Горбатова, у которого возникли трудности при вводе в бой двух самоходно-артиллерийских полков. На обратном пути автомобиль командующего фронтом попал под неожиданный артиллерийский обстрел врага. Черняховский был смертельно ранен осколком снаряда…
32 раза Москва салютовала победам, одержанным войсками генерала Черняховского – сначала 60-й армией, затем 3-м Белорусским фронтом. 33-м салютом его почтили при похоронах.
Незадолго до гибели Черняховский, которому тогда еще не исполнилось 39 лет, был представлен к званию Маршала Советского Союза. К 23 февраля уже были приготовлены маршальские погоны…
Иван Данилович был похоронен в центре Вильнюса, который освобождали его войска. Впоследствии над его могилой был сооружен памятник.
После распада СССР могила Черняховского и памятник ему были спасены от осквернения вандалов «свободной Балтии». Прах генерала был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, а сам памятник был демонтирован и вновь установлен в другом крупном городе, который освобождали войска Черняховского, – в Воронеже.
Имя Черняховск носит бывший Инстербург в бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградской области России.

1. Александр Космодемьянский погиб на поле боя 16 апреля 1945 г.