АТАМАНОВ

Из воспоминаний Леонида Шварцмана о работе с режиссером-мультипликатором Львом Атамановым.

АТАМАНОВ

09.07.2022

Л.А. Шварцман

Шварцман Леонид Аронович (30 августа 1920, Минск — 02 июля 2022, Москва). Народный художник РФ (2002). 

Источник: сайт Аниматор.ру. Шарж: Лев Константинович Атаманов. 50-е годы. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

Лев Атаманов — один из родоначальников советской мультипликационной кинематографии, режиссер и член худсовета киностудии «Союзмультфильм». В своем творчестве он вдохновлялся сказками разных народностей: китайскими и армянскими, датскими и русскими. Один из популярных режиссеров аниме Хаяо Миядзаки в одном из интервью заявил, что фильм Льва Атаманова «Снежная королева» склонил его к решению выбрать свою профессию. Мультфильмы Льва Атаманова и сегодня продолжают затрагивать душу зрителя.

(Источник: сайт Музея кино)

В 1951 году я закончил ВГИК и получил приглашение Льва Константиновича Атаманова на фильм «Аленький цветочек» в качестве художника-постановщика. Моим сопостановщиком стал Винокуров Александр Васильевич, закончивший ВГИК в 1950 году. Так началось наше многолетнее сотрудничество. Режиссер Атаманов и художники Винокуров и Шварцман. Я вспоминаю эти годы нашей совместной работы как самые радостные и светлые в моей жизни. Ну, во-первых, мы были молоды, полны творческого энтузиазма и интереса к работе. Нашим бесспорным лидером был всегда Лев Константинович. Не только как режиссер, генератор всех замыслов и идей, но и как старший товарищ, непререкаемый авторитет, стоящий на ступеньку выше нас во всем, в культуре, в творчестве, да и вообще в жизни.

Винокуров, прекрасный живописец, решал декорационную сторону фильма.

Шварцман Леонид Аронович, Винокуров Александр Васильевич. Раскадровка. Фильм: Снежная королева. 1957 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

Я, как рисовальщик, работал над созданием персонажей. Раскадровка тоже была моей частью работы. Лев Константинович рисовал, мягко говоря, по-любительски. Но этого было достаточно, чтобы выразить свои мысли и пожелания. Я его прекрасно понимал и в своих рисунках воплощал его идеи. Так создавалась раскадровка, где намечались персонажи и композиции будущих кадров фильма. Затем Атаманов, с секундомером в руках, садился за режиссерский сценарий. Большим подспорьем в этой работе были мои рисунки. Каждый этап подготовительного периода совместно обсуждался, не обходилось без споров, иногда весьма бурных.

Так проходила работа над «Аленьким цветочком» и «Золотой антилопой». А когда мы, в 1955 году, приступили к работе над «Снежной королевой», и нам необходимо было прочувствовать атмосферу Дании, Копенгагена, мы на две недели поехали в Ригу, Тарту и Таллин. О Западной Европе в то время и мечтать нельзя было. 

Шварцман Леонид Аронович. Эскиз. Фильм: Снежная королева. 1957 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

Эта поездка втроем нас сблизила еще больше. Мы там фотографировали, рисовали, бродили по удивительным улицам и закоулкам этих чудесных городов, гуляли по берегу моря, увидели впервые дюны. Это стало для нас откровением. И все это легло в основу фильма. Определило его дух и сущность. Сколько было интересных бесед и обсуждений увиденного. Сколько споров, обид и примирений. И, как всегда, Лев Константинович оставался лидером, третейским судьей, наставником.

Винокуров Александр Васильевич. Эскиз. Фильм: Снежная королева. 1957 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

А как велика была роль Атаманова, когда он снимал и записывал реплики актеров. И каких актеров! Н. Боголюбов, В. Грибков, М. Астангов, Барабанова в «Аленьком цветочке». Рубен Симонов, В. Сперантова, Н. Никитина в «Золотой антилопе». Мария Бабанова, В. Грибков в «Снежной королева».

Ведь в то время почти все фильмы с человеческими персонажами на нашей киностудии делались «по эклеру», т.е. не только записывались голоса актеров, но снимали их актерскую игру, рисунок роли, жесты, мимику, походку, и даже мизансцены.

Все это впоследствии использовали аниматоры в своей работе, конечно, внося коррективы в рисунок героев, «вгоняя их в типаж». Естественно, режиссером этих натурных съемок был Атаманов. И не только режиссером, но и душой этого замечательного актерского коллектива.

Во время IХ Международного кинофестиваля в Каннах. 1956 год. На фото (слева направо): Реми Тессино, Лев Атаманов, (неустановленное лицо), Иван Иванов-Вано. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

Его доброта, мягкий юмор, интеллигентность и доброжелательность были залогом успешной работы и прекрасной творческой атмосферы на съемочной площадке. Много лет Лев Константинович был членом худсовета студии. Я часто бывал на заседаниях худсовета и меня всегда поражали его выступления. Всегда уважительные по форме, очень конструктивные и принципиальные. Даже критикуя, он пытался стать на позицию оппонента и посмотреть на проблему его глазами. Я знаю много случаев, когда его поддержка решала судьбу будущего фильма.

А удивительная деликатность Атаманова! О ней ходили легенды по студии. Я был свидетелем, когда он неоднократно звонил по телефону молодой девушке-монтажнице и терпеливо спрашивал, не затруднит ли ее, если он придет в монтажную в такое-то время.

Это его отношение к людям касалось всех, с кем бы он ни общался. До сих пор старые сотрудники студии с таким теплом вспоминают Льва Константиновича.