Ф.Э. Дзержинский и кинематограф


Ф.Э. Дзержинский и кинематограф

14.07.2022


Автор:
О.И. Капчинский

Иcторик, к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений.

Опубликовано: Исторические чтения на Лубянке. Сборник материалов научно-теоретической конференции. — М. 2018. С. 93-103. Фото: "В центре композиции  – Ф.Э. Дзержинский, слева – В.Н. Манцев". Фото из архива В.И. Фомина.                        

К настоящему времени достаточно много написано о Ф.Э. Дзержинском как о работнике органов ВЧК-ОГПУ, а также, особенно, в советское время, как хозяйственном  руководителе. Есть работы о нем как о партийном, военном деятеле, председателе Деткомисии, и даже о его личной жизни. Но есть одна страница его биографии, которой не были посвящены специальные публикации, а в книгах о «Рыцаре революции» она если и упоминалась, то лишь вскользь. Речь  идет о  руководстве его Обществом друзей советского кино, что, впрочем, является лишь частью темы «Дзержинский и кино». Так, киновед Р.М. Янгиров пишет:

«С середины 1920-х  гг. полицейская опека стала еще более жесткой после того как глава ОГПУ Дзержинский недолго осуществлял кураторство над советским киностроительством, став председателем Общества друзей советского кино (ОДСК) в декабре 1925 г. Первое организационное заседание этой «общественной» организации, прошедшее  под его руководством 3 апреля 1926г. в помещении агитпропа ЦК ВКП(б), определило пути и формы контроля за кинематографом…Синхронность этого события с юридическими и внесудебными акциями, предпринятыми властью против киноработников «старой школы», пока не подтверждена документально. но наводит на определенные размышления»1  

В нашей статье мы попытаемся  определить, насколько эти события были связаны друг с другом, и в какой степени.   

В Российском государственном архиве социально-политической истории (далее – РГАСПИ) в фонде Ф.Э. Дзержинского данной теме посвящено лишь одно дело, в котором имеется лишь его письмо в Экономическое управление ОГПУ, датированное 4 апреля 1926 г, а все остальное —  учредительные документы Общества друзей советского кино и  общие материалы по кинематографии 2. Некоторые документы из ведомственного архива органов госбезопасности были опубликованы в посвященных Дзержинскому сборниках: закрытом 1977 года и открытом 2007 года3 .

«Дебют» Дзержинского в кинематографии состоялся в январе 1923 г., когда по свидетельству режиссера Владимира Карина-Якубовского, он явился главным консультантом  в его  документальной картине «Беспризорные», поставленной «Кино-Москвой» (Летопись…Л. 399. Сотрудничеству  Дзержинского и Карина не помешало аресту последнего ОГПУ, правда, кратковременному, год спустя)  

Документ же Дзержинского, имеющий отношение к  кинематографии, относится к сентябрю того же года, когда он через своего  секретаря В.Л. Герсона передал  особоуполномоченному М.М. Луцкому требование обследовать, а затем доложить о Киноконторе при Политсекретариате войск ГПУ. Киноконтора «Экран» (позднее Кинобюро), занимавшаяся прокатом картин, создана была при содействии председателя Госкино Э.С. Кадомцева — в прошлом командующего чекистскими войсками и члена Коллегии ГПУ художником Д. Л. Косманом, ранее возглавлявшим в войсках ГПУ кооператив. Дзержинского интересовал штат служащих, есть ли среди них партийцы, какие договоры  заключены Политсекретариатом или Админинистративно-организационным отделом ГПУ, с кем и на каких условиях, и можно ли их расторгнуть. Он явно сомневался в необходимости существования подразделения — в первую очередь, с экономической стороны 4.  

К сожалению, нам неизвестно содержание доклада Луцкого, но, по имеющимся данным, указанное Бюро просуществовало еще около года, после расформирования Управления войск ГПУ и, соответственно, их Политсекретариата, перешло в подчинение непосредственно  Адморгупра ГПУ, и возглавил его муж заведующей Орготдела Адморгупра Н. А. Рославец (Наталья Алексеевна, урожд. Лановая. Прим. ред.) — композитор Н. А. Рославец, в прошлом секретный сотрудник МЧК.

После смерти В.И. Ленина 21 января 1924 г. в качестве председателя похоронной комиссии Дзержинский присутствовал на первом закрытом просмотре кинохроники похорон до ее выпуска и активно участвовал в подборе редакторов ее, а также, с одной стороны, в содействии съемкам, и с одной — в контроле и наблюдении за ними. Впрочем, непосредственно последнее он возложил на своего экс-подчиненного Кадомцева5. Любопытно, что спустя менее месяца, регулярно критиковавший в печати последнего, как председателя Госкино, руководящий киноработник Донской области, а в прошлом заведующий научной секцией кинофирмы А.А. Ханжонкова, А.Л. Львов (Дворецкий) обратился к Дзержинского сразу же после назначения того председателем ВСНХ, с предложением возглавить кинодело. Как затем писал Львов  К.Е. Ворошилову, — «Я вынес такое впечатление, что он взял бы дело под свое начало, но опасается, т.к. не видит людей, при помощи которых дело можно было бы поднять»6. Поэтому главная кинопроизводственная организация — Госкино осталась в ведении Наркомпроса, чьи материальные и финансовые возможности были несопоставимо скромнее, нежели у ВСНХ.

Если под свое управление по линии ВСНХ кинематографию Дзержинский не взял, то стать почетным председателем начавшего создаваться в 1925 г. Обшества друзей советского кино он согласился. Основной задачей данного общества было продвижение кино в рабочие и еще в большей мере в деревенские клубы. Оргкомиссия ОДСК, от которой и поступило ему это предложение, состояла из представителей Агитпропа ЦК партии, ВЦСПС и двух общественных кинорганизаций. 12 ноября 1925 г. он прислал приветствие первому московскому организационному собранию, проходившему в клубе Комуниверситета трудящихся Востока. Нужно отметить, что неоднократно публиковавшееся данное обращение с призывом использовать кино для общекультурного подъема рабочих и крестьян не содержало ничего принципиально нового по сравнению с призывами партийных органов, например, соответствующей резолюции состоявшегося годом раньше XIII съезда ВКП(б), и вообще еще почти полгода Дзержинский имел лишь номинальное отношение к указанному Обществу.      

3 апреля 1926 г. состоялся пленум Центрального совета ОДСК, который избрал правление  в составе председателя Дзержинского и заместителей — зампреда Главполитпросвета В.Н. Мещерякова и партработника О.С. Баршака7. В состав Временного правления вошли с одной стороны представители ВСНХ, Наркомпроса, партийных, комсомольских, чисто общественных организаций, а с другой стороны — собственно кинематографисты, в первую очередь, режиссеры. Необходимо отметить, что Дзержинский избирался от ВСНХ. а не ОГПУ, от которого в  совет вообще никто не вошел. 23-х летний киножурналист, член Центрального совета К. Л. Гаврюшин был этом заседании Правления, ставшем первым и единственным, которое проходило под руководством Дзержинского — далее фактически Обществом руководил Баршак. Вот как впоследствии описал Гаврюшин участие Дзержинского:

«В небольшой зал заседаний ЦК ВКП (б), где собралось Правление ОДСК, Ф.Э. Дзержинский вошел в солдатской шинели. разделся, поздоровался и неторопливой походкой прошел к столу. По-деловому, очень просто спросил, есть ли предложения к повестке дня. Ему подали намеченные к обсуждению вопросы. Он тихо, но отчетливо прочел их, затем спросил, нет ли возражений. дополнений, и  обсуждение первого вопроса началось. заседание продолжалось  не больше часа. Феликс Эдмундович вел его спокойно, не было ни лишних слов, ни разноголососицы, все, кто хотел, успели высказаться. Каждое внесенное предложение Дзержинский просил пояснить, мотивировать его необходимость»8

На следующий день Дзержинский написал в Экономуправление ОГПУ:

«Случилось так, что я попал в председатели Правления «Общ. Друзей Совет. Кино». Цель общества — содействие кинематографии. Я думаю, что на ближайшее время самым лучшим содействием будет выявление всяких безобразий и излишеств в этой области, а также принятия мер по снижению себестоимости и пр. Прошу Вас поэтому помочь мне и собрать необходимые материалы. Хорошо было бы. если бы тот товарищ, который занимается этим делом, доложил мне об этом (по всей видимости, речь шла о начальнике 2-го отделения, контролировавшего в том числе кинопромышленность, В.А. Збруеве – О.К.). Между прочим, необходимо наметить меры по увлечению сниматься, что является только растратой средств и материалов. Мне передавали также, что в кино господствуют прямо неслыханные нравы режиссеров по отношению к артисткам. Так ли это?» 9

Из вышеуказанного напрашивается вывод, что о положении в кинематографии за один час 3 апреля он узнал во много раз больше, чем за целые годы от своих чекистских подчиненных, о чем свидетельствует и обращение в целом в ЭКУ,  и, судя по всему незнание фамилии сотрудника подразделения, занимающегося киновопросами. причем можно сделать вывод, что сведения ему не пересылались и по линии Информационного и Политконтроля отдела, в котором имелось отделение специально занимающееся вопросами зрелищных искусств. Следует отметить, что годом раньше он в переписке с ЭКУ уже затрагивал тему бесхозяйственности в кинематографии.  На справке, подготовленной  руководителем ЭКУ З.Б. Кацнельсоном, в начале 1925 г., посвященной отчету о деятельности вверенного подразделения, в то числе по привлечению  к ответственности по обвинению в хозяйственных преступлениях руководящих работников находящейся при Моссовете организации «Кино-Москва», в чьи функции входили прокат и съемки столичной хроники, Дзержинский довольно легкомысленно написал: « В кино было собрание жуликов со всего мира. Сейчас очищено» 10 .

И здесь нужно обратить на то обстоятельство, что Дзержинский в качестве руководителя ВСНХ был вдохновителем кампании борьбы за режим экономии в государственных предприятиях, начало которой послужил его приказ как председателя ВСНХ от 23 февраля 1926 г. «Режим экономии», предлагавший сокращать накладные  расходы11. Вслед за этим была создана соответствующая комиссия во главе с начальником Админфинуправления ВСНХ Г.А. Русановым, в прошлом крупным чекистом. Привлекли к проведению этой кампании и других  бывших чекистов, работавших в ВСНХ, таких  как экс-начальник Секретного отдела ВЧК-ГПУ, а в хозяйственном  ведомстве руководитель ревизионного управления Т.П. Самсонов, и журналист В.А. Михельс, в прошлом заведующий бюро печати МЧК, а в 1926 г. экономист Иностранного отдела ВСНХ, который должен был содействовать соответствующему пропагандистскому обеспечению в прессе. И действительно весной 1926 г. в газетах и журналах появилось большое количество статей о режиме экономии, в частности в периодических изданиях, посвященных искусству — по реализации этого режима в кинематографии. И параллельно с этим ЭКУ ОГПУ в апреле 1926 г. провело арест свыше 30 работников  кинематографии, большинство из которых находилось на административных и хозяйственных должностях в объединении Наркомпроса Госкино, акционерном обществе  профсоюзов Пролеткино и, в меньшей степени, в государственном акционерном обществе Совкино, имевшем монополию проката.

В некрологе под названием «Дзержинский и кино» опубликованном. в театральном еженедельнике  «Новый зритель» через неделю после смерти «Первого чекиста», было написано:

«Припоминается его речь на заседании ответственных руководителей московской печати, происходившем в помещении отдела печати ЦК ВКП(б) 16 апреля, где Ф.Э. Дзержинский среди прочих явлений бесхозяйственности, остановился особо в связи с материалами обследования кино-промышленности (имелось в виде обследование, проведенное органами Рабоче-крестьянской инспекции в начале 1926 г. – О.К) на тех  уродливых явлениях кинохозяйствования, которые  вызвали известные репрессии, и с которыми он призывал печать усиленно бороться» 12.

Некролог этот подписан не был, но автором его, судя по всему, являлся редактор журнала – он же заведующий Мосгубполитпросветом М.О. Розен, кстати, в 1921 году недолго командовавший войсками ВЧК. Впрочем, статья эта являлась лишь расширенным вариантом некролога, опубликованного в газете  «Кино», автором которого был видный кинодеятель Г.М. Болтянский. Однако, в  этом некрологе о выступлении Дзержинского 16 апреля не упоминалось13. Таким образом, Розен, скорее всего бывший на совещании в отделе печати, добавил этот эпизод. Нужно отметить, что относительно доклада Дзержинского Розен явно не точен. Согласно докладу Дзержинского на совещании руководителей московской печати, публикованному в «Правде», акцент он делал на необоснованно высоких зарплатах совчиновников в хозяйственных органах, излишнем количестве рабочих на госпредприятиях, «превращавших их в органы собеса» и т.д., останавливался также на некоторых примерах из разных областей промышленности, но ничего не сказал о кинематографии14.  Таким образом, вопрос о последней явно возник уже в прениях, когда кто-то из выступавших поднял вопрос об итогах обследования кинопромышленности РКИ СССР. Здесь нужно здесь обратить на следующие слова в докладе Дзержинского по поводу журналистских разоблачений бесхозяйственности: «Я думаю, что наша пресса… не должна увлекаться. Все эти случаи нужно передавать в наши органы ЦКК и РКИ, которые уже должны публиковать свои постановления и давать свои разъяснения по этому вопросу»15, то есть акцент он все же делал на органах партийного и советского контроля, а не чекистском учреждении.

Массовые аресты работников Госкино и Совкино  были  проведены ОГПУ  в ночь с 15 на 16 апреля. а Пролеткино — днем 16 апреля, то есть как раз в день выступления Дзержинского, поэтому нельзя на сто процентов утверждать, что Дзержинский имел полную картину «массовой операции», если вообще о ней был осведомлен. Нужно отметить, что, судя по имеющимся материалам, в особенности, по опубликованным источникам, на контроле в это время он держал аресты  тех  хозяйственников, которые работали в системе руководимого им ВСНХ, а объекты кинопромышленности туда не входили.

С 17 апреля Дзержинский ушел в двухнедельный отпуск, но и выйдя на работу, он, судя по сохранившимся в его фонде в РГАСПИ, а также опубликованным документам из Центрального архива ФСБ, до начала июля 1926 г.  вопросами кино не занимался и  даже, возможно, не интересовался. Однако, 8 июля председатель Совкино К.М. Шведчиков, приехавший в  ВСНХ, вероятно, в качестве сопровождающего киногруппы, снимавшей заседание руководства и лично Дзержинского, при встрече с ним заявил о неправильности арестов в Совкино, основываясь на том, что три месяца в предварительном заключении без предъявления заключения освобожден один из  своих подчиненных Е.Ю. Брокман. Последний работал в Совкино архитектором, и его  вместе с двумя другими членами стройкомиссии арестовали 15 апреля после неудачного ремонта здания организации — дома № 7 по Гнездиковскому переулку, когда вскрылся ряд серьезных дефектов, но 3 июля постановлением Коллегии ОГПУ освободили. Сразу после обращения Шведчикова Дзержинский поручил своему секретарю по ОГПУ В.Л. Герсону изучить дело и доложить, почему он был арестован, почему его продержали в заключении 3 месяца и почему освободили 16. После доклада Герсона и возможного личного ознакомления с делом он отправил 10 июля  Шведчикову записку, что в результате проверки оказалось, что еще 30 апреля (то есть как раз по истечении установленного срока) ему было предъявлено обвинение по 90, 16 и 1-й части 128 статей УК, то есть  участие в письменной дезинформации должностных лиц и бесхозяйственного ведения дела, повлекшего ухудшения качества вверенного имущества, и Брокман об этом расписался.

«Вы видите, — писал Дзержинский, — как легомысленно ваше утверждение. Ознакомившись лично с делом и принимая внимание, что Брокман как злостный лгун, дискредитирующий органы государственной власти, может сбежать от суда, я дал распоряжение об изменении меры пресечения»17.

Кроме того, он просил Шведчикова передать коллегам Дзержинского (вероятно, по ВСНХ) при которых он говорил о необоснованности ареста, сообщить о действительном положении дел. Нужно отметить, что  вскоре по требованию прокурора Верховного суда РСФСР дело строительной комиссии Совкино было передано в Мосгубпрокуратуру, которая закрыла дело, и ее члены, включая Брокмана, оказались на свободе. Что же касается арестованных  одновременно с ними работников Госкино и Пролеткино, то к концу 1926 г. они все тоже были освобождены, и в отношении части из них следствие было прекращено. В итоге на скамье подсудимых в апреле 1927 г. оказалось 16 человек, половину из которых Мосгубсуд оправдал, двоим вынес порицание, а восьмерых приговорил к заключению на срок от двух месяцев до одного года, но от отбытия наказания освободил.   

Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что в качестве руководителя ОГПУ Дзержинский мало занимался вопросами кино. Не случайно А.В. Луначарский в опубликованной вскоре после смерти председателя ОГПУ статье на тему «Дзержинский и Наркомпрос», написал о роли последнего в борьбе с беспризорностью и в организации железнодорожных школ, но ни словом не упомянул о кинематографии 18. Ненамного больше Дзержинского уделял внимание киновопросам в силу загруженности и преемник Дзержинского Я.Э. Рудзутак, передоверяя основную работу Баршаку. И только избранный в 1927 г. председателем правления ОДСК замначальника Агитпропа ЦК Константин Мальцев реально, а не номинально возглавлял его.

Подмеченное же Янгировым усиление «полицейского контроля» за кинематографией следует скорее связывать с именем зампреда чекистского ведомства Г.Г. Ягоды, роль которого в данном процессе — отдельная тема, а кампанию  начатую председателем ВСНХ он использовал скорее как ширму для прикрытия  арестов киноработников, компромат на которых служил ему неплохим  подспорьем в противостоянии с Наркомпросом по ряду вопросов, связанных с установлением чекистского контроля за кинематографией, что является темой для отдельной публикации 19 .

_________________________________
Примечания

1 Янгиров Р.М. Другое кино. Статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века. М. 2011. С. 333.

2 РГАСПИ. Ф. 76. Оп.2  Д. 32.

3 Ф.Э. Дзержинский – председатель ВЧК-ОГПУ. Сборник документов (1917-1926). Сост. А.С. Велидов, В.К. Виноградов, А.А. Зюбченко, Г. А. Николаев. М. 1977; Ф.Э. Дзержинский – председатель ВЧК-ОГПУ. 1917-1926. сост. А.А. Плеханов, А.М. Плеханов. М. 2007.

4 Ф.Э. Дзержинский–председатель ВЧК-ОГПУ. 1917-1926. С. 495.

5 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 754. Л. 73.

6 Там же. Ф.  74. Оп. 1. Д. 293.

7 Кино-журнал  АРК. 1926.  № 3. С. 32.

8 Гаврюшин К.  Общественность и кино //  Жизнь в кино. М. 1971. С. 191.

9 Ф.Э. Дзержинский–председатель ВЧК-ОГПУ. 1917-1926. С. 648.

10Там же. Л. 633.

11 Ф.Э. Дзержинский. Биография. Ред. Велидов А.С., Хромов С.С. и др. М. 1987. С. 384. 

12 Дзержинский и кино // Новый зритель. 1926. 27 июля. С. 1.

13 Болтянский Г.  Ф.Э. Дзержинский и кино // Кино. 1926. 27 июля. С. 3.

14 Правда. 1926. 20 апреля. С. 3.

15 Там же.

16 Ф.Э. Дзержинский – председатель ВЧК-ОГПУ. Сборник документов (1917-1926). С. 463-464.

17 Там же. С. 464.

18 Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М. Советская Россия. 1968. 376 с. С. 240-247.

19 На эту тему см.: Капчинский О.И. Противоречия между ОГПУ СССР  и Наркомпросом РСФСР в сфере кинематографии // Вопросы истории. 2007. № 3. С. 148-154.


Материалы по теме