Из воспоминаний старого киноработника


Из воспоминаний старого киноработника

25.06.2022

Опубликовано в книге : "Из истории кино. Материалы и документы", 1. // М. Л. Кресин. Из воспоминаний старого киноработника (изд.: — М.; 1958; с. 92-96). На фото сидят (слева направо): М. Л. Кресин, председатель Кинокомитета Д. И. Лещенко, Ф. И. Шаляпин, А. М. Давыдов. Источник фото: www.docs.historyrussia.org.

М. Л. Кресин пришел на работу в советскую кинематографию с момента создания кино-фотоподотдела Отдела внешкольной работы Государственной комиссии по народному просвещению, а затем до последних дней своей жизни работал на ленинградских киностудиях сначала как организатор производства, а затем как редактор.

Воспоминания М. Л. Кресина знакомят с первыми попытками использования кино в культурно-просветительной и массовой агитационной работе, осуществленными сразу же после свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с тем, эти воспоминания являются важным источником сведений о кино-фотоподотделе Государственной комиссии по народному просвещению — первого центрального советского органа, ведающего вопросами кино.

Текст воспоминаний печатается рукописи, предоставленной родственниками покойного. Рукопись публикуется в сокращенном виде, так, последняя ее часть, рассказывающая о работе петроградской киностудии в первой половине 20-х годов, содержит только общеизвестные факты.

Во время первой мировой войны импорт заграничных фильмов  резко сократился, и это оказалось на руку русским кинопредпринимателям. Выпуск отечественных фильмов стал увеличиваться изо дня в день. Чуть ли не ежедневно выпускались в прокат новые полнометражные картины. Это можно было бы назвать расцветом русского кинематографа, если бы рост производства картин сопровождался созданием собственной кинопромышленности. Но кинематография оставалась кустарной и не имела ни оборудования, ни достаточного количества съемочных павильонов.

В Петрограде кинематографические фирмы были сосредоточены главным образом на Невском проспекте. Здесь, начиная от Знаменской улицы (ныне улица Восстания) и дальше по всему Невскому, золотыми буквами красовались вывески кинофирм и кинотеатров: «Паризиана», Акционерное общество «Александр Дранков», Отделение «Биофильм» и т. д.

Все эти частновладельческие фирмы, с немалым огорчением встретившие нового хозяина земли советской, не могли предъявить ему никаких серьезных художественных ценностей. Они продолжали свою прежнюю деятельность и в своих хрониках показывали то, что им хотелось показать, и скрывали то, что им хотелось скрыть от народа. Частные кинофирмы нередко выпускали контрреволюционную кинохронику.

Но так продолжалось недолго. У Чернышева моста, в здании бывш. Министерства народного просвещения, расположился созданный Советской властью Народный комиссариат просвещения Российской Федеративной Советской Республики, во главе которого находились Анатолий Васильевич Луначарский и группа таких работников, как Надежда Константиновна Крупская, сестры Менжинские, П. Н. Лепешинский, Д. И. Лещенко и др.

С первых дней существования Народного комиссариата просвещения А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и Д. И. Лещенко заинтересовались положением кинематографии.

В то время рядом с частными кинофирмами существовали кинофабрика и прокатная контора Скобелевского комитета. Ателье было в Москве, лаборатории в Петрограде, на Мытнинской улице, а прокатная контора на бывш. Николаевской (там, где сейчас находится телефонная переговорная станция). Хотя Скобелевский комитет был чем-то вроде просветительской общественной организации, но и в нем хозяйничали такие же дельцы, как и в частных фирмах.

Работая во Внешкольном отделе, заведуя подотделом школьных пособий, я был назначен председателем Постоянной комиссии народных чтений, которая прежде находилась под покровительством самого царя. В комнатах этой ко миссии я нашел громадное количество бого- и цареугодной литературы, которую целиком пришлось обратить в макулатуру, но тут же я обнаружил весьма ценную находку – передвижной проекционный аппарат школьного типа фирмы ИКА. К нему имелся комплект фильмов, около 100 названий. Среди этих фильмов были: «Дон Кихот», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др., предназначенные специально для школьных сеансов.

Об этой замечательной находке я немедленно сообщил Н. К. Крупской. Было решено, во-первых, использовать передвижку для проведения в рабочих кварталах ряда сеансов с вступительными словами крупных ораторов и, во-вторых, создать киноподотдел и всерьез заняться кинематографической деятельностью.

Из союза киномехаников, который тогда помещался на Литейном проспекте, я пригласил киномеханика и дал в его распоряжение проекционный аппарат. Организация рабочих сеансов в рабочих кварталах прошла успешно.

Помню, за Нарвской заставой, в существовавшем тогда громадном деревянном кинотеатре «Колизей», мы демонстрировали фильм «Руслан и Людмила». Стоял мороз, и в театре было так же холодно, как на улице. Чтобы хоть как-нибудь согреться, зрители стучали ногами, размахивали руками, подавали реплики, но оратор мужественно произнес пропагандистскую речь, а затем была показана картина «Руслан и Людмила».

Но иногда сеансы проводились в лучших условиях. Так, например, для рабочих Васильеостровского района мы устраивали сеансы в кинотеатре «Форум», который отапливался.

Первая советская киноорганизация, которой я заведовал, названная Киноподотделом Внешкольного отдела НКПроса, стала развивать свою деятельность в рабочих кварталах. Выявилась крайняя необходимость в получении фильмов из частных прокатных контор, но там посмотрели на нас очень неласково. Тогда мы обратились в так называемую общественную организацию, в Скобелевский комитет, но и здесь нас встретили не лучше. А между тем нам приходилось уже наблюдать за всеми кинотеатрами Петрограда, а их было тогда более трехсот.

В области кино возникало все больше вопросов, требовавших решения НКПроса. Благодаря заботливому отношению к этому делу А. В. Луначарского, Н. К. Крупской и Д. И. Лещенко мы стали созывать совещания по вопросам кинематографии. Любопытно, что когда возникал вопрос о национализации кинематографии, то немедленной национализации требовали незадачливые кинодельцы, не имевшие никакого кредита у владельцев частных кинофабрик; меньшевики же, поддерживавшие крупных предпринимателей, требовали отсрочки национализации.

Во время одного из таких совещаний я получил от председательствовавшего тов. Лещенко записку, в которой он просил меня устроить в одном из залов Зимнего дворца сеанс цветной фотографии известного тогда профессора фотографии Прокудина-Горского.

Такой сеанс был организован.

Был установлен проекционный фонарь Прокудина-Горского, были принесены прекрасные цветные диапозитивы с фотографиями Волги, Сибири, юга, а вступительное слово делал А. В. Луначарский.

Анатолий Васильевич оказался большим знатоком цветной фотографии и прочитал блестящую лекцию о ее свойствах. Закончив специальную часть своего выступления, он сделал для присутствующих обзор международного полодения..

Скобелевский комитет выпустил ряд политически важных хроникальных съемок. Это заставило нас подумать о необходимости взять съемку кинохроники под государственный контроль.

4 мая (в Положении о комитете было указано 10 мая, но это ошибка), по моему докладу в Наркомпросе Северной коммуны, на заседании под председательством Луначарского, был учрежден Петроградский кинокомитет (председатель Д. И. Лещенко, заместитель М. Л. Кресин).

Новой организации было передано имущество Постоянной комиссии народного чтения и Скобелевского комитета. Кинокомитет провел регистрацию всех кинотеатров Петрограда. С переездом правительства в Москву деятельность Петроградского кинокомитета не только не замерла, но продолжала развиваться. B начале июня мы реквизировали дом № 36 по Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского). 

Я помню первый наш приход туда. В этом здании, где панно и плафоны бы ли расписаны Семирадским, а одна комната Айвазовским, где в некоторых залах были зеркальные стены с золоченой отделкой, помещалась артель сапожников, въехавшая туда в дни переворота. Запах подошвы, приятно щекотавший ноздри, однако не отбил у нас охоты выселить артель, тем более что в особняке оказался зимний сад, в ко тором можно было открыть съемочное ателье. Мы решили, что тут будет заложен первый камень советского киноискусства.

Первой работой, которую мы решили сделать, был историко-художественный фильм «Архитектура Петрограда и его области». Дело происходило в апреле-мае 1918 г. Руководил работой проф. Курбатов, снимал оператор Скобелевского комитета. Фильм был заснят больше чем наполовину, как вдруг исчез оператор, а с ним и негатив. Вскоре и оператор и негатив очутились в Польше.

Такая же судьба постигла и первый проекционный аппарат, раздобытый в Постоянной комиссии по народным чтениям. Этот аппарат не может теперь украсить музей. Он был украден киномехаником, получившим за это заслуженное наказание.

Луначарский все больше заинтересовывался кинематографией. Он был уверен в ее блестящих перспективах. В беседах с нами он говорил о том, какое высокое значение при обретает это великое искусство. И желая своим творчеством сделать вклад в его развитие, он написал сценарий на тему о жилищном уплотнении.

Фильм по этому сценарию был поставлен Александром Петровичем Пантелеевым. В фильме снимался председатель Кинокомитета Д. И. Лещенко, который по специальности был профессором химии. В фильме он играл тоже профессора химии, в чью квартиру вселяется рабочая семья.

Главную роль в картине играл покойный артист бывш. Александринского театра И. Лерский.

Наша кинематографическая деятельность, несмотря на все трудности, не только продолжалась, но и развивалась. Мы снимали празднование Первого Мая, события гражданской войны, посылали кинооператоров на фронт.

Я помню, с каким мужеством снимали кинооператоры ликвидацию контрреволюционного кронштадтского мятежа. Н. Ф. Григор и старейший кинооператор Н. Ф. Козловский на броневике по льду отправились в Кронштадт и зафиксировали для памяти потомков разгром мятежников.