Добрый Космос Виктора Черноволенко


Добрый Космос Виктора Черноволенко

14.10.2022

Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 86-93). Буклет к персональной выставке художника В. Черноволенко в Музее Достоевского (Ленинград) 1989 г. На фото художник Виктор Тихонович Черноволенко. Источник фото: МАММ / МДФ.

Отчего непрестанен ветер,
Отчего так мысль неуёмна,
Отчего же, взыскуя правды,
Непрестанны вовеки воды?

Из «Ригведы»

В поисках какой высшей правды обречён мир на вечное движение в этих строках древнего гимна? К чему стремилась неуёмная мысль художника Черноволенко? Поздно спросить его об этом. Но, созерцая работы Виктора Тихоновича, не можешь уйти от того, что искал он легендарную страну вечной гармонии, а она, эта страна, жила в нём самом.

Да, все картины В.Т. Черноволенко – это большие и малые вселенные, жившие в душе художника. Они сотворены им из жгучей мечты по прекрасному, гармоничному миру, населённому такими же прекрасными мыслящими существами.

С детства мы несём в себе гриновскую мечту о неведомом. Детство вообще полно таинств. Мы живём ожиданием какого-то близкого чуда, праздника. Нас нестерпимо тянет за горизонт, открыть новые дивные острова, свою Землю Санникова. А что там, за этим бездонным небом над головой, за этими манящими звёздами? Неужели так и не узнать никогда, что там? Неужели так и не охватить никогда душой всю землю, все времена, весь мир?..

Но вот детство кончается, и насущные заботы, хлопотливые дела и делишки захватывают с головой. Мы оказываемся запутанными в сетях нескончаемых проблем и бухгалтерских отношений. Загнанные в угол «благами» машинной цивилизации и уставшие от бесконечных утопических поисков всеобщего и личного счастья (лишь бы выжить!), мы становимся слишком заземлёнными существами и всё реже смотрим на манящие звёзды, этот вечный символ духовного тяготения к таинствам мироздания.

Под гнётом жизненного опыта тускнеют чувства, имы почти не замечаем прелести цветка и чуда восхода. Нас уже мало волнует «та первичная сила, из которой всё течёт и рождается, откуда вышла и где веселится сама эта чудесная бессмертная жизнь». Мы становимся похожими на женщину, которая, держа на руках ребёнка, спрашивала когда-то Рериха о том, что есть чудо, и почему чудеса не бывают в жизни. Держа в руках чудо, она спрашивала о нём.

Грустно, когда сказка уходит из жизни, когда мечты юности опускаются на дно души, ибо ничто так не избавляет душу от мелкой суетливости, как неутраченная способность «с восторгом пить огонь далёких звёзд». Поэтому большое счастье, когда человек всё же не уступит жизненным обстоятельствам и сохранит в себе до седин эти грёзы о земле и небе, «стихии чуждой, запредельной, стремясь хоть каплю зачерпнуть».

Художник В.Т. Черноволенко не только сохранил в себе эти мечты о запредельном, но и материализовал их в своих акварелях, будто соткав из света экзотические видения. И это не только сказка, это особое ощущение мира, основанное на художественном, интуитивном постижении Космоса через красоту форм материи во Вселенной.

Всё дивно в картинах Виктора Тихоновича: воздушные арки, радужные своды с плывущими над ними хрустальными звонами. Зелёные или голубые калитки как двери познания влекут нас вглубь этих очаровательных миров.

Хочется бесконечно путешествовать по их закоулкам (как же не хватает этих закоулков современному городскому жителю!), созерцая заворожёнными глазами, точно всплески музыкальных аккордов, необычную организацию этой неземной материи, а, возможно, и земной, но так увиденной, открывать для себя всё новое и новое пространство неведомого. И это чудо – настоящий праздник для мысли и чувств человека, брошенного в царство шаблона и всеобщего стандарта.

Вспоминаются в связи с работами Черноволенко миры другого мастера – знаменитые графические листы итальянского архитектора и художника Пиранези. Там тоже есть таинственность, свои закоулки, даже целые лабиринты каменных нагромождений. Они также влекут к себе, но одновременно и пугают, как влекут и пугают бездна или морская пучина. Есть что-то грозное, даже зловещее в этих архитектурных фантазиях большого художника.

Нет, Черноволенко всюду видится красота, он поэт красоты и именно через неё идёт к постижению Вселенной, жизнь которой организована космическим ритмом и симметрией.

Никто, пожалуй, за исключением М. Чюрлёниса, не ощутил в себе так ярко, остро и не выразил так тонко, поэтично в красках гармонию Космоса. Ту высшую гармонию, которая объединяет через эту симметрию и ритм всё сущее в мире, проявляясь одинаково равноправно и в завитке речной улитки, и в спирали далёкой звёздной туманности.

С выходом за пределы земли человечество переживает психологическую перестройку восприятия окружающего мира, начинает смотреть новыми глазами на привычные вещи, ибо космический ракурс для него пока необычен. Преодолевая земное притяжение, геоцентризм, люди начинают более органично чувствовать себя и свою планету частицей бесконечного мироздания в Пространстве и Времени. Да и в буквальном смысле взгляд из космоса несёт новые ощущения, новые краски. «Космос действительно оказался неизмеримо богаче самых совершенных возможностей живописи. То, что я увидел, одновременно потрясло меня и ошеломило, и заворожило. Богатство космической палитры поистине не поддавалось описанию», – вспоминал после возвращения с орбиты один из космонавтов.

Черноволенко своей художественной интуицией, прирождённым наитием исследователя почувствовал это и попытался передать в своих акварелях.

Но Космос в картинах Черноволенко не только эстетическая категория, не только экзотический фон, на котором обитает человек будущего. Понятие Космоса у художника – это прежде всего категория нравственная. Для него он – символ духовной чистоты. Не потому ли многие картины воспринимаются будто современные иконы? Художник подходит к проблеме Космоса по-философски углублённо. Его волнует вопрос, что же понесёт человек в просторы Вселенной, да и вообще, готов ли он к этому? Ведь люди с их войнами и необузданными претензиями покорить мир, возвыситься над ним, ещё так далеки от совершенства. Возможно, это утопия, но Черноволенко видит Космос заселённым целомудренными, созерцательными существами, которые живут в полном согласии друг с другом и с миром, который их окружает.

Они как бы растворяются в этом мире, образуя с ним единое целое.

«Это картины-мечты, картины-надежды», – как точно сказал о них поэт и философ Юрий Линник.

Живопись не была профессией для Черноволенко. К ней он пришёл лишь в зрелые годы.

Родился Виктор Черноволенко в 1900 году в Москве в семье служащего. Окончил реальное училище. В 20-е – 30-е годы работал на разных предприятиях Москвы, Дальнего Востока, Якутии, пройдя путь от рабочего до инженера. Последнее время трудился в посёлке Черноголовка Московской области. Ещё в молодости иногда брался за кисть, но время тогда было слишком трудное для свободного занятия искусством. С выходом на пенсию рисование стало страстью, смыслом жизни. Основные работы созданы в период с 1961 по 1972 год, год смерти художника.

Художник писал их вдохновенно, в едином творческом порыве, вкладывая в работу всю душу. После каждого такого сеанса он был физически совершенно разбит, измождён. Картины же дышали лёгкостью и свежестью.

Очень символично, что одна из самых первых выставок произведений В.Т. Черноволенко была организована в доме-музее композитора Скрябина. Дело в том, что не менее важная грань таланта Черноволенко – музыка. Она сопровождала художника на протяжении всей жизни не только как благодарного слушателя, но и как активного её творца. Причём музыке, как и живописи, он нигде не учился. Виктор Тихонович был наделён от природы даром великолепных музыкальных импровизаций. Этим и объясняется характер его живописных работ, в основе которых лежит цветомузыкальное начало: освоение мира одновременно через цвет и музыку. Живопись Черноволенко, сама импровизационная по своей природе, неотделима от импровизаций музыкальных. Глядя на работы мастера, созерцаешь в красках всплески музыкальных аккордов, витиеватую вязь музыкальных структур. Если спроецировать акварели художника на его музыкальные разработки, то окажется, что живопись является как бы эхом музыки, её зрительным контуром. Его живопись музыкальна, а музыка – живописна. Цветомузыка уходит своими корнями ещё во времена Аристотеля. Но феномен её как зарождающегося нового искусства должен быть отнесён к началу XX века, когда в живописи (В. Борисов-Мусатов, В. Кандинский, Н. Рерих) и в музыке (А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, К. Дебюсси, М. Равель) начинается глубокое взаимопроникновение этих искусств, нашедшее классическое воплощение в творчестве Чюрлёниса, а позже в художественных изысканиях группы «Амарвелла», объединившей ряд очень талантливых советских художников-фантастов: П.П. Фатеева, С.И. Шиголева, А.П. Сардана, Б.А. Смирнова-Русецкого. Творческое наследие этой группы, пока малоизученное, – блестящая страница русского космизма, украшенного именами Н. Фёдорова и В. Чекрыгина, В. Вернадского и А. Чижевского. В.Т. Черноволенко ещё в конце 20-х годов сблизился с «Амарвеллой», но пошёл в творчестве своим путём. Глубокое влияние на развитие Черноволенко оказало творчество Н. Рериха и А. Скрябина. Эти две живительные струи и определили в конечном счёте направленность его искусства как ярко романтического. Только это романтика нового времени – космического, времени активного освоения макро- и микромира, хотя и лежащих за пределами органов чувств, но безмерно обогативших человеческое представление о пространстве и времени и продолжающих будоражить воображение. Возможно, это уже даже не живопись в традиционном смысле, а философское построение с помощью живописи модели «Человек-Природа» на новом этапе их взаимоотношений, когда человек всей душой почувствовал торжественную пространственность Вселенной, почувствовал, что Вселенная – его дом. В. Хлебников: «Я – председатель Земного шара», К. Малевич: «Я – председатель Пространства». «Я – странник Вселенной» – мог бы сказать о себе В.Т. Черноволенко. Постижение Космоса строится у Черноволенко образными средствами пространства, что придаёт фантазиям художника редкую убедительность.

Будто художник, желая проникнуть в самую суть вещей, в самые глубины материи, смотрит на
действительность через удивительный прибор и видит скрытую от глаз истинную картину мира, в котором пространство, пронизанное причудливыми вихрями элементарных частиц, предстаёт в фантастическом мире.

Конечно, Скрябин и Чюрлёнис, стоявшие на пороге Черноволенко сделал ещё один шаг на пути синтеза двух искусств и создания многозначности живописно-музыкального образа.

Действительно, акварели Черноволенко (художник никогда не давал им названий) универсальны в своём восприятии. Первое впечатление от них – это экзотика космоса, далее к этому впечатлению добавляется ощущение застывшей музыки, но чем дольше остаёшься наедине с той или иной работой, тем больше начинаешь воспринимать эти музыкально-космические структуры как выражение внутреннего состояния человека, его настроения, вибрацию его чувств, своеобразное путешествие вглубь по необъятному космосу человеческой души, вобравшей в себя впечатления окружающего мира – от среза живой клетки под микроскопом и до ощущения величия и стройности Вселенной. Поистине, «душа есть тот же огонь, каким зажжено Солнце, и в душе человека такие и ещё большие пространства, какие лежат в межзвёздных пустынях».

Можно часами созерцать эти бесподобные, как переливы драгоценных камней, формы, которые текут из картины в картину, не повторяясь и создавая ощущение бесконечности мира, его пластов и уровней бытия. Миры Черноволенко чаруют и манят, как чаруют и манят таинственные звёзды. После них открываешь в себе неожиданные глубины, а душа наполняется стремлением шагнуть ещё дальше за свой горизонт.

Сотворение мира продолжается…


Материалы по теме