12.06.2022

Вячеслав Орехов

Родился 20 февраля 1940 года в деревне Коломенки Тамбовской области; режиссер документального кино, сценарист, оператор, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника».

Источник: книга "«Незабытые рассказы сердца». Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 54-64).

Где нет наивности,
там нет искусства...

(А. Фет из письма И.С. Тургеневу)

Никифоров никогда не мучился, подобно старому Хайяму, вопросом: приобрел ли чего мир, когда он пришел в него, и потеряет ли что, когда уйдет из него? Его крестьянской натуре были не свойственны подобные праздные, на его взгляд, размышления. Но с уходом Никифорова мир лишился одного из своих самых светлых и целомудренных художников, поэтическая прелесть народных картинок которого – это очарование настоящего искусства без всяких скидок на примитив, непрофессионализм.

Прошло более десяти лет с той незабываемой посмертной выставки живописца в Центральном Доме литераторов, а до сих пор живет в душе ощущение праздника, встреча с которым остается на всю жизнь.

Бесхитростные и в то же время мудрые картинки Никифорова проникают в тебя как чарующий русский напев; они становятся частью твоей жизни, входя в нее такой необходимостью, как цветы, деревья, добрые друзья. И мысль о том, что подобной встречи с Никифоровым могло и не быть, кажется нелепой.

Никифоров, подобно чистому роднику, забил из самых глубин народной жизни. Он привнес в свои картинки народное понимание красоты, традиционное, почти фольклорное представление о добре и зле, всю здоровую душу народа, полную веселого оптимизма и озорного юмора.

Думается, что истоки творчества Никифорова не только в нем самом, но и вообще в творческом складе мышления простого трудового человека. Никифоров прежде всего был мастером своего дела, чем бы в жизни ни занимался. Всё это от глубокого уважения к труду, к ремеслу вообще. Да и картинки свои Никифоров создавал, точно мастерил, наслаждаясь прежде всего самим процессом работы. Кстати, Никифоров, будучи уже автором сотен чудесных акварелей, всегда чувствовал себя очень неловко, если кто-то называл его художником. «Какой из меня художник? – искренне удивлялся он. – На художника учиться надо, а я так, самоучка, для себя малюю». Он никак не мог взять в толк, что дело здесь не только в специальном образовании, что всякого настоящего художника можно назвать в какой-то мере самоучкой, то есть человеком, самостоятельно овладевшим только ему одному присущим языком. Никифоров был сам себе школой, в которой и учил и учился, руководствуясь лишь природной смекалкой да извечным художественным чутьем народного мастера: как мера и красота скажут. В этом смысле он очень похож на того классического невежду, который в конце концов и делает открытие, нарушая при этом сложившиеся правила.

В рассказах о жизни художников часто встречается обязательный упор на трудности, превратности их судьбы. И этот акцент большей частью оправдан. Действительно, нередко судьбы художников драматичны, ибо, обладая тонкой душой, эти люди больно ранятся об острые углы жизни. Они хотят сделать мир добрее и проще, но часто встречают непонимание и отчуждение окружающих. Этот разлад между внутренней гармонией и дисгармонией мира вносит смятение и излом в их души. И всё же вряд ли всё это можно отнести к Никифорову как к художнику, хотя внешне судьба его также драматична. Вряд ли потому, что как жизнь ни мяла, ни ломала его, даже в буквальном смысле, самым жестоким образом, ничто не могло разрушить заложенной в нем редкой внутренней гармонии, гармонии человека, до седин смотревшего на мир добрыми, широко распахнутыми глазами ребенка. В этом смысле Никифоров был человеком счастливым.

Иван Михайлович родился в 1897 году в деревне Монаково около уездного города Вереи в бедной крестьянской семье. Едва окончив два класса церковно-приходской школы, был отдан в Москву в люди, или в мальчики, как тогда говорили. Попал в учение к кондитеру.

Работа была тяжелая. Мальчиков поднимали чуть свет, они носили дрова, воду и т.п., а потом допоздна обкатывали горячие карамельные заготовки, отчего руки постоянно были в волдырях.

Позже Никифоров перешел к шорнику. Мастерил хомуты, кошельки, дамские сумочки. Здесь-то, в нехитрых кустарных поделках, может, впервые и проснулась в Никифорове любовь к труду творческому, потому что любая, даже самая скромная поделка предполагает какую-то долю фантазии автора.

В 1914 году Никифорова призвали в солдаты. Познал все тяготы окопной жизни, близко увидел смерть. В гражданскую воевал за Советскую власть на Украине. После войны многие годы мытарился между городом и деревней в поисках лучшей доли. Занимался разными кустарными ремеслами, работал в колхозе. Даже председателем выбрали как умевшего писать. А в тридцатых годах ушел грузить поезда на подмосковную станцию Пушкино.

Там же, в 1942 году при погрузке очередного воинского эшелона был чудовищно искалечен сорвавшимся станком. Долго пролежал в больнице, но выжил благодаря крепкому здоровью. Из больницы вышел калекой – с выбитым бедром и искривленным позвоночником, пристроился ночным сторожем при железнодорожных складах-пакгаузах.

А потом, уже на самом склоне лет, пробил и его звездный час. С выходом на пенсию пристрастился к рисованию, да так, что только этим и дышал. Не выпускал кисть из рук до тех пор, пока совсем не ослабел от болезней и старости.

Врожденное умение впитывать в себя жизнь, свежесть и острота восприятия, которые Никифоров не утратил с годами, вероятно, и сделали его художником. Он до конца своих дней сохранил способность удивляться каждой букашке, каждому цветку. А с удивления и начинается художник. Зерно творчества, долгие годы лежавшее под спудом жизненных невзгод, проросло наконец пышным цветом. И случилось это, видимо, еще раньше, чем Никифоров взял в руки краски. Карусель жизни, носившая его в своем круговороте, вдруг резко остановилась, когда Иван Михайлович оказался на больничной койке наедине с самим собой. За долгие месяцы больницы Никифоров не раз предавался воспоминаниям о прожитом.

Словно в цветном сне, поднимались с глубин души дремавшие до поры впечатления далекого, пусть трудного, но всегда милого детства, мечты незабвенной юности с ее былой силушкой и удалью. Да и как же забыть те дивные мальчишеские скачки на лошадях в ночное (не отсюда ли трогательная любовь Никифорова к лошадям, проглядывающая в его рисунках), веселые разговоры у ночного костра, вокруг которого пасутся, похрапывая, кони, а ночной воздух пронизан упоительным дурманом полевых цветов? Как забыть те чудные детские игры в лапту и казанки? Шумные хороводы и кадрили у пожарного сарая – места сходки деревенской молодежи? А разве может пройти память мимо новобранцев Первой мировой войны? Всё былое уместилось в душе, всё нашло в ней приют, будоража теперь воображение. И хотя от слабости едва шевелились губы, хотелось разделить с кем-либо груз воспоминаний, излить по-человечески кому-нибудь свою душу. Это уже прелюдия к творчеству.

А когда, став ночным сторожем, Никифоров, в который раз не справившись в одиночестве с нахлынувшими воспоминаниями, начинает поверять долгими зимними вечерами свои мысли и думы бумаге – это есть начало творчества. Итогом нескольких лет кропотливого труда явились две объемистые рукописные книги, любовно написанные печатными буковками на сшитых и переплетенных ученических тетрадях. Это его «былое и думы». Они вместили множество живых наблюдений из быта патриархальной деревни и дореволюционной Москвы. Причем это не отрывочные воспоминания или отдельные биографические эпизоды, а связанные крепким сюжетом оригинальные романы, где на богатом бытовом фоне развиваются увлекательные события. Одна из книг посвящена удачливому ломовому извозчику, этакому деревенскому Дон Жуану, всплывшему на волне НЭПа. Другая, полудетективная, рассказывает о фальшивомонетчиках. В основе этих книг – действительные события, виденные или слышанные автором, но много фантазии, вымысла, органично вошедшего в канву повествования. Возможно, Никифоров и продолжал бы занятия литературой, если бы не случай, завершивший рождение Художника. Внучка записалась в школьный кружок рисования и часто приставала к деду с просьбой помочь ей что-либо нарисовать.

Никифоров, никогда не бравший карандаша в руки, помогал ей, как мог. Но вот девочке надоело рисование, и она забросила краски. Ивану Михайловичу, с детства привыкшему уважать и ценить любой труд, любую вещь, стало жаль, что краски, созданные кем-то для хорошего дела, пропадают зря, и решил сам для себя что-нибудь изобразить. Попробовал сначала копировать с открыток разные сюжеты, начиная с русалок, цветов и кончая репродукциями с картин Репина. Но однажды вдруг подумал: «Что же это я делаю-то? Этим копированием я всё равно не свое рисую, чужое – значит, вроде как бы краду у других?» И, бросив открытки, задумал сделать иллюстрации к своим рукописям. Попробовал: что-то получилось. Так и увлекся.

На старых обоях дешевенькими акварельными красками (какая пенсия у сторожа-инвалида?) он создает около двухсот рисунков-иллюстраций к своим рукописным книгам. А потом литература отступила перед неукротимым желанием рисовать и рисовать. Так началось десятилетнее бескорыстное подвижническое служение новой музе.

Будто поняв вдруг, что всю жизнь занимался не своим делом, без устали, забывая о еде и отдыхе, Никифоров пытается как бы наверстать упущенное. Это был необыкновенный взлет человеческого вдохновения, прорвавшегося через все тернии жизни к искусству. Подобной радости труда, творчества Никифоров не испытывал никогда до сих пор. То была его поздняя, но чудесная весна, самый прекрасный праздник его души, души «которая и в изношенном истерзанном старом теле ухитрилась сохраниться в птенцовом пухе» (В. Астафьев). Никифоров спешил. Скорее, скорее выплеснуть на бумагу все свои сокровенные думы и чувства, ибо старость и болезни уже не за горами. Начинает дрожать от усталости рука с карандашом? Не беда, можно покрепче сжать ее другой рукой и продолжать рисовать. Уже плохо видят глаза?

Ничего, можно поближе к бумаге. Косо смотрят домашние, говорят: «Что ты, старый, из ума выжил, в художники записался?» Ну и что ж: поворчат да перестанут. На кухонном подоконнике разрешают только рисовать? А какая разница, есть же где притулиться!.. И так из года в год, летом и зимой, весной и осенью – труд. И лишь мимоходом в сознании: за окном уже снег – надо бы шапку поискать, за окном лужи заблестели – пора валенки снимать.

А под пальцами на бумаге между тем продолжает оживать и кружиться в веселом праздничном хороводе нарядный никифоровский мир со свадьбами, тройками, кадрилями, ибо какой же праздник без свадеб и кадрилей? Кажется, будто на удалые никифоровские тройки вскочила вырвавшаяся из прошлого старая Русь и с колокольцами и бубенцами понеслась мимо кабаков и пожарных каланчей, мимо веселых, почти игрушечных церквушек, балаганов и скоморохов, мимо самодовольных городовых на этот праздничный пир души самого художника. Словно символ свободного творческого полета безудержной авторской фантазии, пронизывает всё искусство Никифорова этот стремительный и радостный бег удалой тройки, в котором переплавились в ликующее веселье все жизненные невзгоды художника, все его неосуществленные мечты и грезы.

Но вот удалые тройки уже в упряжках красноармейских тачанок, и снова полет вперед, теперь уже на вражеские позиции в обход неприятеля. Среди несущихся седоков угадывается счастливое лицо молодого Никифорова.

И вдруг, точно удар в глаза, пропадает бег этой неистовой тройки, и мы вдруг видим старого Никифорова в облике сгорбленного сторожа у железнодорожного пакгауза. (Право же, картинки живут своей, не зависимой от создателя жизнью.)

Иван Михайлович пришел к искусству через воспоминания, и потому его жизненный материал, удачно сплетенный с домыслом, воображением, лежит в основе его творчества.

Биография Никифорова – в его картинках («В ночное», «Рекруты в Верее», «В окопах Первой мировой войны», «Красные кавалеристы», «Первая колхозная борозда», «Грузчики», «Сторож у пакгауза» и т.д.). Исключительные знания быта старой русской деревни и старой Москвы, на фоне которых прошла жизнь художника, позволили ему создать в сотнях живых композиций своеобразную энциклопедию русской жизни, быта. Вот наиболее характерные темы никифоровских работ: свадьба, широкая масленица, Троицын день, деревенская сходка, кадриль, прялки, венчание, пахота, косьба, молотьба цепами, обед в крестьянской семье, за недоимку оброка, гадание, цыгане, московская конка, Хитров рынок, пожарная команда, баня, в харчевне Брыкова и другие. Многие мотивы имеют по два-три варианта совершенно различного исполнения, а некоторые, возможно, самые излюбленные, – по пять-шесть.

Работа над каждой композицией разбивалась обычно на два этапа – карандашом и красками. Для этой цели брались два листа одинакового формата – черновик для карандаша и чистовик для красок. Черновик сразу шел в дело. На нем очерчивался карандашом общий план композиции: линии домов, контур толпы, помечались главные места действия. Затем композиционные куски начинали разрабатываться в деталях. Групповые сцены и другие сложные объекты рисовались часто отдельно, на случайных клочках бумаги, а потом переводились на черновик в специально подготовленное место. Когда вся композиция в карандаше (вплоть до последнего булыжника мостовой) была готова, предстояло перенесение всего рисунка на чистовик, ибо краски плохо ложились на истертый резинкой карандашный эскиз. Опыт с обычной копировальной бумагой не дал хороших результатов (она оставляла на чистовике жирные пятна, противопоказанные акварели). Никифоров вышел из этого положения простым, но хитроумным способом. Он затушевывал мягким карандашом обратную сторону рисунка-черновика – получалась доморощенная копировка, которая не оставляла на чистовике никаких пятен. И так, заново проходя по всему контуру черновика тонким твердым карандашом, художник получал очень аккуратное изображение всей композиции на чистом листе. Теперь краски ложились как надо.

Это была очень трудоемкая и кропотливая работа, требовавшая большой усидчивости и прилежания. К тому же, если учесть, что размер картинок со множеством деталей совсем небольшой, а возраст автора преклонный. Но Никифоров рисовал с таким увлечением, с каким могут рисовать только дети.

Каждая картинка у Никифорова – это чудо остановившегося мгновения, когда ее обитатели застигнуты за своими делами как бы врасплох. При этом множество тонко подмеченных и любовно выписанных деталей (кошка играет с мышкой, бабы из-за гриба дерутся и т.д.) создают при разглядывании неповторимое зрелищное наслаждение. В то же время Никифоров – мастер массовых сцен, большой разношерстной толпы, базаров, хороводов, народных гуляний, создающих на листах чудесные ковровые композиции в ярком колорите. Пленительна раскованность никифоровского письма.

Для автора не существует ничего невозможного. Не зная законов композиции и цвета, он не скован никаким живописным опытом, кроме своей художественной интуиции, и нарушения этих законов воспринимаются порой открытиями. Иван Михайлович, например, свободно обращается с перспективой, пространством, развертывая его плоскости в любом ему удобном виде. И это не вызывает протеста, ибо обнаруживается тут поразительная художественная завершенность его работ, в основе которой – идеальное чувство пластики и ритма. Анализ произведений Никифорова убеждает в том, что в основе их лежат общие принципы построения любого художественного произведения. И это поднимает его творчество до уровня высокого искусства.

Конечно, художественные достоинства никифоровских картинок не в том, что в них нет традиционных приемов и условностей искусства профессионального. «Картинка неученого художника хороша не потому, что он не учился, а потому, что он одарен и свое дарование сумел проявить в творчестве», – как очень верно замечает Михаил Алпатов.

Особенно в поздних акварелях живописная техника Никифорова доведена до своеобразной виртуозности – очень выразительный рисунок, крепко сбитые композиции, не рассыпающиеся даже при очень большой детализации и, конечно, колорит. Природа наделила Никифорова исключительным чувством ритма и цвета, являющегося здесь не только традиционным атрибутом нарядности, декоративной красочности русского лубка, которому родственно искусство Никифорова. Несмотря на некоторую импровизационность, цвет у него развивается совсем не случайно, выражая тонкое цветовое мышление автора, его оригинальное цветовое видение мира. Цветовая гармония его картинок строится как на согласовании крупных цветовых пятен, так и на разработке различных по насыщенности и контрасту тонов.

И всё же, думается, главное достоинство Никифорова – в жизненной убедительности его картинок, в достоверной передаче среды, атмосферы ушедшего времени.

Его картинки (даже черно-белые карандашные наброски) живут, дышат, пробуждая даже в самых строгих ценителях почти по-детски восторженное сопереживание.

Не последнее дело здесь, кажется, и в том, что своим творчеством Никифоров затронул многие глубинные струны человеческой души. Воспоминания всегда будоражат сердце, но когда они являются в то же время и памятью народа, это волнует вдвойне. А картинки-воспоминания Никифорова, запечатлевшие, подобно летописи, ушедший период истории, и есть в какой-то мере выражение памяти народа, с которым он прожил и веселые, и грустные, и героические дни. Время неумолимо. Умирает старая деревня, быстро меняется город. Новое время – новые песни. Вместе с никифоровской тройкой умчался в небытие весь уклад, весь быт старой русской деревни, с ее хороводами, гаданьями, широкой масленицей и сватовствами, но воспоминание о нем вызывает даже в человеке, привыкшем к ежедневной суете большого города, щемящее чувство утраты чего-то очень милого сердцу (не просто умиление патриархальностью). Поэтому на фоне усложненного, перенасыщенного информацией ритма нашей жизни бесхитростные до трогательности картинки Никифорова являются откровением. Они не только утоляют наш глубокий интерес к своему прошлому, но прежде всего чаруют простотой, искренностью языка, чудесным даром поэтизации самых незначительных мелочей быта, из которых складывается повседневная жизнь, заставляют смыть с себя всё наносное, случайное и свежим взглядом посмотреть на простые и вечные ценности нашего бытия.


Материалы по теме