Операторы и работники фронтовых киногрупп. Качурьян Леонид Антонович

Монтажные листы фронтовых кинооператоров.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Качурьян Леонид Антонович

14.05.2022

Валерий Фомин

Автор:
Валерий Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 219, 643, 644, 723 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой). Фото: "В действующей армии снимают операторы Леонид Качурьян (справа) и Владислав Микоша. 1944 год". Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Качурьян Леонид Антонович (1918–1976).

Оператор документального кино. Родился в слободе Бутур­линовка Воронежской губернии. Армянин. Социальное проис­хождение – из рабочих. Беспартийный. После окончания сред­ней школы работал и учился на рабфаке. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1943 г.

С 1944 – фронтовой оператор. Принимал участие в съемках сюжетов для СКЖ и фильмов «События в Крыму», «Глубокий рейд», «Уличные бои в Померании», «Глубокий танковый рейд» и др.

Из служебной характеристики:

«В группе работает с июля 1944 г. Снимает самостоятельно, но мало, т.к. имеющийся у него аппарат постоянно пор­тится из-за своей изношенности.

Качурьян, являясь начинающим оператором, недавно кончившим институт, недоста­точно уделяет внимания своему творческому росту. У него есть излишняя уверенность в своих силах, излишняя легкость в подходе к подготовке и выполнению поручаемых за­даний. Это сказывается и в небрежности при производстве проб, а также в самой съемке. Однажды это привело к большому техническому браку партии материала почти в 500 м. Произошло это потому, что Качурьян, снимая в течение двух недель, не делал необходи­мых проб. При проявке материала он почти весь оказался снятым не в фокусе.

Недостаточно серьезное отношение к заданию привело к тому, что он совместно с Микошей пропустил важнейший момент при съемке окруженного города Грауденц (был пропущен и не снят момент капитуляции окруженного гарнизона крепости).

Качурьян имеет большие организаторские способности. В период отсутствия в группе заместителя начальника, а также из-за того, что он имел ненадежный аппарат, он мною использовался для отдельных поручений, связанных с хозяйственными делами группы. Работал в этой области хорошо.

Качурьян спокойный и в сложной обстановке смелый работник.

Считаю перевод его в операторы преждевременным. Сейчас Качурьян получил лучший аппарат и должен своими съемками доказать, что он в скором времени может стать оператором.

Начальник киногруппы 2-го Белорусского фронта (Трояновский).

18 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 79.)

Лауреат Ломоносовской премии.

Награжден орденом Отечественной войны, медалями.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Лица артиллеристов освещаются яркими вспышками от орудий­ных выстрелов...»

НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

14 апреля 1944 г.

Монтажный лист

Кинооператор: М. Пойченко

Ассистент к-ра: Л. Качурьян

Снято 155 метров

Пленка: «Панхром», эм. № 134, СЧС-1, эм. № 8422, СЧС-4, эм. № 34

  1. Ночная артподготовка.

В ночь с 10 на 11 апреля артиллеристы генерала Сокольского обрушили свой мощный огонь по вражеским укрепленным позициям у гор. Керчь.

Ночная артподготовка, мастерски проведенная нашими артиллеристами, способство­вала прорыву немецкой обороны, и к утру наша пехота штурмом ворвалась и очистила город Керчь.

Снято:

  1. Батарея капитана Лисицина открыла огонь по немецким позициям. Лица артиллери­стов освещаются яркими вспышками от орудийных выстрелов.
  2. Слаженно и четко работают расчеты в напряженной атмосфере боя. Крупными пла­нами показаны элементы работы орудийной прислуги. Подача снарядов, зарядка, навод­ка, выстрел.
  3. На артиллерийском наблюдательном пункте капитана Лисицина.
  4. Полковая пушка командира расчета гвардии сержанта Михайлова выдвигается на открытую позицию и ведет огонь прямой наводкой. Крупные планы работы расчета сня­ты при вспышках.
  5. Немцы, боясь нашей атаки, беспрерывно засыпают свой передний край осветитель­ными ракетами. Шарит луч вражеского прожектора.
  6. В окопах.
  7. Бойцы сидят в траншеях в ожидании сигнала. Некоторые дремлют. Другие еще раз перечитывают дорогие письма.

Настороженно сидят у рации.

  1. Силуэтами, на фоне ночного неба бойцы продвигаются вперед короткими перебеж­ками.
  2. Их поддерживают своим огнем минометчики.
  3. Автоматчики ведут огонь.
  4. Связисты, двигаясь в боевых порядках пехоты, непрерывно поддерживают связь.

К/о М. Пойченко.

Редакции. На остальной материал монтажный лист высылает оператор т. Берлинер.

Подлинник. Машинопись.

«ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ ФЕЛЬДМАРШАЛА МОНТГОМЕРИ МАРШАЛУ РОКОССОВСКОМУ»

10 мая 1945 г.

Монтажный лист

Опер.: Котляренко – 81 м, Учитель – 70 м, Смирнов – 105 м, Шоломович – 90 м, Качурьян – 40 м, Трояновский – 105 м

Всего снято 491 м

Большой метраж объясняется тем, что командование специально высказало пожелание о наличии большого числа операторов, а, следовательно, и количества снятого.

10 мая 1945 г. фельдмаршал Монтгомери в ответ на посещение его Рокоссовским по­сетил последнего. При этом встреча их носила весьма торжественный облик.

К линии прибывает фельдмаршал. Там его встречает генерал-лейтенант танковых войск Панфилов (снято у Котляренко и Учителя).

Затем фельдмаршал следует в расположение маршала Рокоссовского. Рокоссовский, начальник штаба фронта генерал-полковник Богомолов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Субботин и другие встречают гостя и сопровождающих его. От места остановки машин, под звуки маршей все следуют к выстроенному почетному караулу. Это конногвардейцы генерал-лейтенанта Осликовского.

Начальник почетного караула гвардии полковник Шевченко (снят у Смирнова и Тро­яновского). У Трояновского снят оркестр, играющий английский гимн (снят на 24 метра).

После принятия рапорта почетного караула маршалы проходят к трибуне, откуда они наблюдают церемониальный марш.

У трибуны построены командармы и ряд генералов 2-го Белорусского фронта. По окончании парада все следуют к зданию, где состоялся прием в честь фельдмаршала. Во время следования к зданию, был дан салют – 19 залпов (снимал Качурьян). У входа в здание фельдмаршал и маршал задержались. В это время фельдмаршалу преподносят 2 букета живых цветов.

Рокоссовский преподносит Монтгомери свой портрет на память о встрече.

Внутри здания состоялся прием, на котором Рокоссовский и Монтгомери обменялись речами.

После банкета Монтгомери присутствует на концерте ансамбля красноармейской пес­ни и пляски.

После концерта фельдмаршал Монтгомери покидает резиденцию маршала Рокоссов­ского.

Трояновский.

Съемки Трояновского и Шоломовича внутри здания произведены при очень плохом свете и необходимо внимание лаборатории, чтобы вытянуть эти кадры.

Машинопись. Незаверенная копия.


Материалы по теме