Материал опубликован в книге «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (— М.: Госкиноиздат; 1947. — 278 с.; с. 127-134). Фото: «Полоцк. После изгнания фашистов». 1944 год. Автор фото: Иван Шагин. Источник: МАММ / МДФ.
Документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии» впервые был показан в столице Белорусской ССР Минске — 20 февраля 1945 года. Он рассказывает о том пятом ударе Красной Армии, который принес освобождение Минску, Барановичам, Лиде, Бресту, Пинску, Гродно и всей Белоруссии. Фильм охватывает события, происходившие в течение двух лет. Его кадры смотрятся как повесть о днях славы, которая не померкнет в веках.
Авторы-режиссеры фильма — В. Корш-Саблин и Н. Садкович. Снимали операторы 1-го Прибалтийского и 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов: Т. Бунимович, Р. Кармен, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоломович, А. и Е. Алексеевы, И. Аронс, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин, И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, А. Семин, Я. Смирнов, В. Томберг, Б. Шер, 3. Фельдман.
Съемки в партизанских соединениях производили операторы М. Сухова, С. Школьников, О. Рейзман, В. Цеслюк. Начальники фронтовых киногрупп: Ф. Филь, С. Гуров, Ф. Киселев, В. Штатланд, А. Медведкин, М. Трояновский. «Освобождение Советской Белоруссии» волнующая по весть о героизме и мужестве воинов, о тяжелых страданиях населения, стонавшего под игом оккупантов, но не покорившегося им, о подвигах белорусских партизан, о высоком организаторском мастерстве советских полководцев, осуществивших сталинский план разгрома немецко-фашистских войск.
— Какие бури, ураганы пронеслись над этой землей? — спрашивает диктор.
Мы видим на экране бескрайные поля, лесные дороги, усеянные грудами металла, остовы разрушенных зданий, трупы вражеских солдат и офицеров.
Это результат грандиозного наступления Красной Армии летом 1943 года. Осенью 1943 года армия-освободительница вступила на землю Советской Белоруссии. Радостной была встреча освободителей и освобожденных. Авторы фильма правильно поступили, показав значение этой встречи. Капитан Голенчик нашел в Белоруссии свою семью. Старый солдат, бывший рядовой Бобруйского полка, принес знамя, которое два с лишним года хранил, как святыню, ожидая радостной встречи. Старики рассказывают о своем горе, показывают разгром ленные немцами хаты, сожженный хлеб, могилы замученных сестер и братьев. Вот возвращается домой тетка Марыля, но нет у нее ни дома, ни скарба, только на остове печи сидит и дожидается гостей старый кот...
С лихвой отомстили за муки народа советские воины. В безудержном порыве рванулись они через Сож, через Днепр, зажали в полукольцо Гомель и после упорных боев освободи ли его.
Фронт готовился к новым ожесточенным битвам, а в тылу врага широко развернули свою работу партизанские отряды. Операторы М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк запечатлели на пленку замечательные эпизоды партизанской борьбы: схватки с врагом, подрывы железнодорожных путей, разгром фашистских гарнизонов[1].
Вот город Бегомль. Он советские. в тылу врага, но порядки здесь Выходят газеты, печатаются листовки... Экран рассказывает о том, как осуществлялась связь Большой землей, как геройски действовали по единому плану командования вооруженные отряды трудящихся. Вот и партизан с герои партизанской войны, те, которых мы долгое время знали как товарищей Д. и Л. и которых теперь вся страна знает как Героев Советского Союза Дубровского и Лобанок... 63 процента занятой врагом территории Белоруссии контролировали советские партизаны! 12000 паровозов и вагонов, 34 броне поезда, 919 мостов уничтожили они в дни оккупации.
Части Красной Армии продолжают движение на запад. Взяты Мозырь, Калинковичи, пали неприступные немецкие укрепления у Рогачева. Тысячи советских людей вырваны из немецкого рабства. Освобождены из лагерей смерти Галина Гавриленко, Петр Гарташкин, Людмила Пекарская и другие, которые томились в Полесском лагере.
Но стонет еще под немецким игом столица республики Минск.
Кадры из немецкой хроники показывают нам его улицы, опутанные проволокой и пестрящие объявлениями: «Воспрещается», «Смерть» и т. д.
Подробно, шаг за шагом показывает фильм, как осуществлялась операция по освобождению белорусской земли. Мощные потоки боевой техники, работа штабов и командных пунктов, эпизоды боев и сражений, показанные экране, на создают величественную эпопею разгрома немецких армий и ликвидации крупных «котлов» возле Минска, Витебска, Бобруйска,
Кадрами торжественного парада в столице освобожденной республики и победного салюта в Москве заканчивается Фильм, воспевающий языком фактов славу советского оружия, доблесть и геройство советских людей.
«Фильм «Освобождение Советской Белоруссии», — писала газета «Советская Белоруссия» (21/II 1945 г.), — повествует о грозной и могучей силе советского оружия, об освобождении белорусского народа от немецких пут, об изгнании фашистских захватчиков с наших родных советских земель...
Кинооператорам удалось запечатлеть много волнующих сцен. Для картины удалось добыть редкие снимки столицы нашей республики Минска в дни временной оккупации. Три года продолжались грабежи и убийства. Три года немцы жили в Минске, как и в остальных городах и селах Белоруссии, точно на вулкане. За каждым углом ждала их смерть.
В тылу врага в течение трех лет велась героическая борьба, на которую большевистская партия подняла сотни тысяч белорусских партизан.
Новый фильм — это песня славы белорусским партизанам. Каждый город выступает в этом фильме как город-боец.
Мы Мстиславль! В этом названии — месть и слава народа. Гомель. Это был веселый, цветущий город. А каким застали его в ноябрьские дни 1943 года? Город был разрушен, сравнен с землей. И фильм «Освобождение Советской Белоруссии» в правдивых кадрах показывает борьбу советского народа за Беларусь, глубоко освещает пути этой борьбы и те высокие цели, которыми руководствовались белорусы, идя е бой с немецкими оккупантами.
Фильм отражает неразрывную связь партизан с бойцами Красной Армии, повседневную помощь партизан героическим фронтовикам. исторической битве мы видим воинов-белорусов, героев-победителей. На экране незабываемый парад белорусских партизан в Минске в июле 1944 года. На параде с яркой речью выступил Председатель Совнаркома Белорусской ССР товарищ П. К. Пономаренко.
Озаряемая великого огнем салюта, на экране возникает фигура Сталина, нашего вождя и полководца, принесшего освобождение белорусскому народу. Фильм «Освобождение Советской Белоруссии» с волнением просмотрят сотни тысяч советских людей».
Большое впечатление оставляют кадры этого фильма, посвященные Герою Советского Союза Марии Октябрьской, снятые оператором Е. Лозовским. Едва оправившись от ран, полученных в битве под Орлом, Лозовский снова отправился на фронт. Он просил командование направить его в крупное танковое соединение с большим радиусом действия. Лозовский был послан в Тацинский танковый корпус. Специальность этого корпуса — хождение по тылам противника.
В одной из бригад этого корпуса воевала прославленная танкистка Мария Октябрьская. Она пришла на фронт, чтобы отомстить врагу за смерть мужа, полковника Октябрьского (Илья Федотович Рядненко. — Прим. ред. #МузейЦСДФ), погибшего при обороне Одессы.
Домашняя хозяйка Мария Октябрьская до войны занималась художественным рукоделием, вышивала картины. Узнав о гибели мужа, она, немолодая уже женщина, поступила в танковую школу, окончила ее, продала все, что у нее сохранилось, и купила на эти деньги танк. Октябрьская была превосходным водителем, и ее танк «Боевая подруга» ходил в самые смелые операции.
Е. Лозовский снимал Октябрьскую в боевых операциях. снимал ее в армейском быту: за стиркой белья экипажа танка «Боевая подруга», на отдыхе около танка, с вязаньем руках. Но чаще всего он видел Октябрьскую и снимал ее в момент выполнения танком боевых заданий.
Герой Советского Союза Мария Октябрьская погибла в боях под Оршей. Танки шли на прорыв. На узкой дороге лежал перевернутый танк. Октябрьская вышла из машины, чтобы проверить дорогу. Упавший неподалеку снаряд смертельно ранил ее.
Незадолго до смерти в госпитале ей вручили орден Отечественной войны. Е. Лозовский приехал снимать. Ему было тяжело. Он понимал, что этот момент будет концовкой кино очерка о мужественной советской танкистке, что Октябрьская больше уже не вернется к своей «Боевой подруге». Мария узнала оператора и еле заметным движением головы поблагодарила его.
После смерти Октябрьской командир батальона передал танк «Боевая подруга» кинооператору Е. Лозовскому. С этого танка он снимал освобождение многих сел и городов Белоруссии.
В боях за освобождение Советской Белоруссии, как мы об этом писали выше, пала смертью храбрых на боевом посту еще одна замечательная советская женщина, кинооператор Мария Сухова.
Жизненный путь Марии Суховой типичен для тысяч ee современниц. Она родилась в 1905 году в семье дворника. Ее детство протекало в атмосфере постоянной нужды и забот. Только два года училась Мария в школе, а затем поступала работать. Надо было помогать семье. В 1930 году Сухова поступила ученицей на Московскую студию кинохроники. Сметливая и волевая девушка вскоре овладела профессией контролера негативов. Ее способность и настойчивость обратили на себя внимание, и 8 марта 1934 года, в Международный женский день, Марию выдвинули на работу ассистента оператора. Дни и ночи работала онa, стремясь овладеть новой профессией. И труд дал свои результаты.
В 1936 году Мария Сухова (свместно с оператором О. Рейзман. — Прим. ред. #МузейЦСДФ) была командирована в качестве оператора для съемки женского автопробега Москва – Кара-Кумы – Москва и отлично справилась с порученным ей делом. После выпуска фильма о первом женском автопробеге правительство наградило Марию Сухову почетной грамотой ВЦИК.
Так Мария стала кинооператором. Наступили грозные дни Великой Отечественной войны. Сухова немедленно отправилась на фронт для участия в съемках фильма «Разгром немецких войск под Москвой».
В конце 1942 года она была командирована вместе с оператором В. Штатландом в Иран для съемки фильма «Иран»[2]. На ее долю выпала труднейшая работа снимать в диких, полукочевых районах Курдистана. Появление женщины-оператора в краях, где по мусульманскому обычаю ни одна женщина не должна появляться без чадры, незнание языка и обычаев грозили ей всякими неприятностями, но и здесь препятствия были преодолены с отличными результатами.
По возвращении из Ирана М. Сухова настойчиво добивалась поездки через линию фронта к партизанам. Ей приходилось доказывать, убеждать, ссылаться на выносливость здоровье. И вот она на пути в Партизанский край. Трудно рассказать о всех приключениях Марии Суховой, о ее работе среди партизан, об участии в боевой партизанской жизни в качестве бойца и оператора.
Она была неутомима. Успешно завершив очередную операцию, отряд возвращался обычно в глубокий партизанский тыл на отдых. Сухова не знала отдыха: поев и помывшись, на другой же день она уходила с новым партизанским отрядом на очередную боевую операцию.
Иногда, впрочем, она оставалась в партизанском тылу на более длительное время. Но опять не для отдыха. Постоянным местопребыванием народных мстителей являлся так называемый Партизанский край. Это была территория двух районов Белорусской ССР, простирающаяся в глубину нa 70-80 километров, с населением около 100 000 человек партизан и их семей.
Партизанская молодежь края находилась в отрядах, старики и женщины жили дома, в деревнях, в лесных лагерях и в землянках. Под охраной партизан крестьяне сеяли убирали урожай. Когда начинались бомбежки хлеб и или немецкие карательные экспедиции пытались прорвать партизанскую оборону, полевые работы переносились на ночь. В Партизанском крае работали школы, где учились дети партизан, выходила газета, печатались листовки. Объезжая этот край, Мария снимала быт островка советской земли, находящегося в тылу врага.
Особые трудности наступили в апреле 1944 года. Немцы бросили против партизан крупные силы. Немецкие танки и самолеты, «Фердинанды» и «Тигры», минометы и тяжелая артиллерия были мобилизованы для уничтожения Партизанского края. Целый месяц партизаны сдерживали яростный натиск врага. Немцы подбрасывали новые силы, беспощадно бомби ли с самолетов. Мария Сухова все время находилась в боевых порядках партизан, участвовала в боях и в то же время снимала боевые операции. 1 мая 1944 года, когда стало ясно, что защищать Партизанский край более невозможно, Центральный партизанский штаб издал приказ о выходе из окружения.
С 1 по 5 мая партизаны, разбившись на отряды, начали вести бои за прорыв, через «большак», шоссейную дорогу, укрепленную немецкими танками и пулеметами. Партизаны прорвали блокаду. Они спасли десятки тысяч людей. Но одной из жертв в этих боях была Мария Сухова[3].
Партизаны не могли спасти ее, но они и ее товарищи по работе спасли пленку, за которую смелая русская женщина заплатила ценой своей жизни. В одном из писем, опубликованных в журнале «Огонек» (№ 16-17, 1946 г.), командир партизанских отрядов Железняка, Герой Советского Союза И. Титков (Железняк) так рассказывает о работе М. Суховой:
«Мне часто воспоминаются белорусские леса, болота и две девушки с киноаппаратами Отя Рейзман и Мария Сухова. Прибыли они в нашу партизанскую зону с группой операторов. Это было в декабре сорок третьего года. В то время обстановка в нашей зоне сильно изменилась.
Немцы, теснимые со всех сторон Красной Армией, предприняли наступление на наши партизанские отряды. На борьбу с партизанами враги бросили 40 тысяч солдат и 150 самолетов.
Едва сойдя с самолета, девушки сразу же приступили к съемке боевых эпизодов. Первая съемка производилась в деревне Бабцы в тот момент, когда на эту деревню налетело 13 немецких самолетов. Приняв боевое крещение под пулеметным дождем, операторы снимали борьбу партизан с воз душными пиратами. Затем девушки засняли налеты немецких самолетов на партизанский аэродром города Бегомль и на штаб бригады в деревне Будачи и перешли к съемкам непосредственно на поле боя.
Из партизанских отрядов Железняка девушки-кинооператоры должны были следовать в зону отрядов Героя Советского Союза Лобанка. Для этого надо было пересечь дорогу, находившуюся под особой охраной немцев. Девушки под огнем противника благополучно перешли опасный участок и начали съемки в отрядах Лобанка.
В это самое время немцы предприняли карательную экспедицию против партизан, используя для этой цели оперативные резервы фронта. После многодневных ожесточенных боев врагам удалось окружить партизан Лобанка. С одной стороны было озеро, с другой — дорога с танками и пулеметами, кругом болота. Из окружения партизанам пришлось выби раться штурмом. Вместе с ними пробивались и операторы, бережно сохраняя аппаратуру и заснятую пленку. прорыва Маша Сухова погибла».
В боевой характеристике, данной М. Суховой Героем Советского Союза полковником Лобанком, читаем:
«Тов. Сухова М. И. с 17 декабря 1943 года находилась в тылу врага в Ушачско-Бегомльской партизанской зоне, где выполняла специальное задание по съемке боевых эпизодов и быта партизанских бригад имени Сталина, Чапаева, Ворошилова, Пономаренко и 1-й антифашистской бригады.
В боевых порядках диверсионных групп этих бригад тов. Сухова М. И. производила съемки героических эпизодов борьбы партизан, защищавших Партизанский район от крупных экспедиций противника. В тяжелой обстановке железного кольца блокады М. И. Сухова героически погибла при выполнении боевого задания».
Так жила и погибла мужественная советская женщина-оператор М. Сухова, память о которой работники советской кинематографии навсегда сохранят в своих сердцах.
_____________________________
1. В декабре 1943 года за линию фронта перебросили кинооператоров Марию Сухову, Оттилию Рейзман, Владимира Цеслюка, в марте 1944 года к партизанам были переброшены операторы Семен Школьников и Николай Писарев. (Источник: Семен Школьников. Снова на партизанской тропе (из книги "В объективе — война"; — М.: Воениздат, 1979; с. 79 - 93)
2. Полнометражный документальный фильм «Иран» (1942; производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер И. Посельский; операторы: И. Сокольников, В. Штатланд, М. Сухова; звукооператор: Д. Овсяников).
3. Во время прорыва Ушачской блокады, 4 мая 1944 года, погибли Мария Сухова и Николай Писарев. Из служебной записки С. Школьникова и О. Рейзман (хранится в Музее кино) известно, что асс. оператора (студент ВГИКа) Писарев был направлен для самостоятельных съемок в отряд партизан в Ушаческую зону, долгие годы считался пропавшим без вести; позже было установлено, что Николай Писарев погиб 04 мая 1944 года, прикрывая отход партизан.