«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит»

Пути развития православного кино.

«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит»

21.03.2022

Вячеслав Орехов

Орехов Вячеслав Васильевич (род. 20 февраля 1940 года в деревне Коломенки Тамбовской области) — режиссер документального кино, сценарист, оператор, композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Призер отечественных и международных кинофестивалей. Академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника».

Из книги "«Незабытые рассказы сердца.» Вячеслав Орехов и его творчество". (Изд. — Москва, 2021 год, 292 стр., 176 илл.; с. 33-40). Материал первоначально был опубликован в Научно-популярном журнале «Семья России» (Кострома), №1 (4) за 2009 год. Фото: «АНГЕЛ НА ДВОРОВОЙ ПЛОЩАДИ».  Автор фото Валерий Пятинин (Санкт-Петербург).

Разговор о путях развития православного кино – большая и серьёзная тема, которую можно поднять лишь совместными усилиями. Пусть эти заметки будут маленьким штрихом в поиске общей истины.

Самое идеологическое, самое массовое из всех видов искусств – кино – через кабельное, эфирное и спутниковое телевидение, через видео и интернет проникло в наши дома. Вместе с ним в незащищённые жилища врывается мощным потоком всё, чем насыщено сегодня информационное пространство.

В России, по данным проведённых исследований, в информационном потоке наблюдаются две основные негативные тенденции: агрессия (насилие, цинизм, жестокость, порнография, «ценности» криминального мира) и оккультизм (стиль фэнтези, экстрасенсорика, магия). Это дезориентирует зрителя, домашний очаг которого превращается в культурный центр, общественную гостиницу и вокзал одновременно. Где каждый из членов семьи всё дальше отдаляется от остальных, по мере погружения в мерцающий меняющимися картинками экран. Телевизор уже заменяет родителей малышу, насыщая его неокрепшую головку огромным количеством ненужной информации, смешанной с откровенными помоями. Его родителям телевизор и компьютер заменяют собеседника, книгу, вечернюю прогулку.

«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Так учит нас Евангелие. Множество разрозненных, витающих в иллюзорном мире индивидуумов не может создать единый организм, каким должна быть крепкая семья и сильное государство. И противостоять разрушительной бездуховности, вернуть человека к истоку его собственной души, вернуть её целостность поможет православное кино. Сейчас существуют самые разнообразные, взаимодополняющие мнения – что же оно такое, православное кино, каким оно должно быть: обличающим или царственным, идеальным, красивым и позитивным или вскрывающим пороки и страдания?

Прежде всего оно должно быть обращено к Богу, к тому светлому началу в душе каждого человека, которое всех нас объединяет в единую Церковь. Современный зритель уже перестал воспринимать просто героя. Ему нужен супергерой.

Православное же кино, в отличие от коммерческих лент, должно славить не человека, а Бога через самый обычный персонаж, через Божественное начало в нём, через образ Божий.

Православное кино – это прорыв над остальными направлениями кинематографа. Потому что нет ничего выше, чем нести Истину, потому что Бог и есть сама Истина и Любовь. И сегодня своевременным будет разговор об ответственности за любовь в наших детях, за осознание подрастающим поколением того, что любовь не есть чувственное наслаждение, а сложный путь. Но он благодатен, этот путь. Ибо он – прикосновение к Небесам.

Два года назад по Божьему промыслу, в день Преображения Господня, мне сподобилось вместе с монахами и паломниками взойти крестным ходом на святую гору Афон, высотой более двух километров, чтобы в маленькой церквушке, парящей над миром в заоблачной выси, принять участие в праздничном богослужении. В памяти на всю жизнь осталась незабываемая радостная благодать этой дивной Божественной Литургии и причастия под звёздным небом, до которого, казалось, можно дотянуться рукой. Но, вместе с тем, вспоминается и тяжкий путь к святой вершине. Конечно, она не Эверест и не Монблан, но для неподготовленного, подобно мне, человека это было очень трудное восхождение, учитывая зной палящего южного солнца. Временами казалось, что от неимоверной усталости остановится дыхание. Но с молитвой к Богородице, которая, по преданию, тоже восходила на эту гору, преодолевал ещё пятьдесят метров, ещё пять… Я осознал тогда, что Господь этим восхождением дал мне понять, как может быть труден путь к вере, к Богу.

Редко кому удаётся пройти к вере легко: это Небесный дар. Большинство идёт к Богу трудным путём, карабкаясь и спотыкаясь, через сомнения и страхи, преодолевая издержки безбожного воспитания, инерцию быта, пресловутую образованность и учёность – эту болезнь ума. Только кажется, что Божьи заповеди очень просты. Да, они вроде бы просты и понятны, как, например, слова, начертанные на всех православных иконах: «Да любите друг друга!».

Но они оказались такими трудными для людей. По-прежнему, как и столетия назад, мир лежит во зле, в бесконечных войнах льётся человеческая кровь, народы восстают друг на друга из-за расовой и религиозной нетерпимости.

Появился терроризм. В том числе и духовный.

Когда думаешь обо всём этом в свете своей профессии кинематографиста, понимаешь, как непросто пробиться к душе другого человека, какая ответственность лежит на создателях фильмов, особенно православных.

Недаром сказано: горе тому, через которого происходит соблазн. Об этом же упомянул в одной из своих басен добрый и премудрый наш дедушка Крылов. Он говорит, что от убийцы меньше вреда, чем от дурного писателя, книги которого будут и после его смерти десятилетиями духовно калечить людей. Об этом всегда нужно помнить авторам любых произведений. А ведь как часто мы становимся своевольными в своём творчестве. Сами порой ещё блуждая в потёмках, пытаемся давать советы, как жить.

У кинематографиста, как и у врача, перед глазами всегда должен маячить принцип: «Не навреди!»

Иногда можно слышать «советы профессионала»: автор православного произведения должен стоять не внутри Церкви, то есть внутри всех её канонов и положений, а как бы в стороне и даже сверху, чтобы угол зрения был шире и суждения свободнее. Так, находясь внутри Церкви, скованный её канонами, автор якобы не сможет создать ничего дельного, кроме повторений известных истин. Ну а как же иконописец? Он ведь творит в каноне. И сквозь этот канон всё же пробивается личностное начало.

Неприемлема для меня и такая тенденция некоторых православных авторов: не показывать в своих произведениях негатива, никаких образов зла. Но это же значит мазать одной краской, вернее, елеем – выводя на экране лишь сусальных батюшек и бабушек-одуванчиков в неизменных платочках. Как такими произведениями, оторванными от реальной жизни, пробиться к поколению, взращённому на призывах: брать от жизни всё? Зацепить зрителя можно лишь реальным дыханием жизни, честным, открытым подходом к нему.

Не думаю, что есть принципиальная разница в создании фильма как произведения искусства (в чисто профессиональном смысле!) у православных и неправославных авторов. Всё же в основе любого произведения искусства лежат общие принципы, будь то африканская маска, картинка художника-примитивиста или фильм классика: это прежде всего композиция, ритм, колорит. А в кино, как, впрочем, и в литературе, особенно нужна ещё и драматургия, драматургический конфликт. Если всего этого нет, то «кина не будет», а будет поверхностная иллюстрация, киножвачка, пусть и на православную тему. Здесь не спрячешься за чисто внешние атрибуты: долгие церковные службы, колокольные звоны, многословные, порой суетные рассуждения о земном и Небесном. Глубоко православный фильм может быть и без единого кадра церковной службы, слова священника и даже упоминания о Боге. Думаю, что старые и добрые наши фильмы, как «Судьба человека», например, не говоря уже о фильмах Андрея Тарковского, вполне можно считать православными, ибо они согреты любовью к человеку – в них нравственная чистота.

Основное, что отличает православный фильм, на мой взгляд, это любовь и трепетное отношение авторов к Божьему миру, стремление сделать человека хоть чуточку добрее. А главное – соединить Божественное и человеческое начало. Да, главное – любовь и душевный свет, без которых нет истинной веры.

Ведь не огнём и мечом покорили двенадцать простых галилейских рыбаков – вначале Римскую империю, а потом и весь мир. Только лишь любовью. На всех иконах Христос и святые изображены с покоряющим сердце мягким жестом, приглашающим к вере, а не указующе-агрессивным: ты записался в христианскую веру?! Так и мы, авторы православных фильмов, должны ненавязчиво, ненасильственно приглашать зрителя к вере через нестандартные судьбы людей, являющихся примером трудного поиска Бога. Мы должны всегда оставлять человеку надежду на то, что к Богу прийти никогда не поздно, даже на смертном одре, как на кресте тот раскаявшийся разбойник. Надо дать понять зрителю, что в вопросах веры не всё однозначно: Христа, к примеру, распяли праведники, а первым в Рай попал тот же разбойник[1]. Таких парадоксов в истории Церкви немало. Нужно напоминать зрителю о том, что нельзя идти поперёк Божественного промысла. Это всегда кончается крахом – будь то отдельный человек или государственный строй. Надо показать, что Господь дал Свои заповеди на заре человечества как единственное условие его выживания. Сейчас, к примеру, разгул криминала и наркомании. Так что же – строить всё больше тюрем и больниц? Это тупиковый путь. Выход лишь в одном – исполнении Христовых заповедей. В этом – спасение человечества.

И, конечно, в наших фильмах нужно стараться уйти от занудного морализаторства, выкладки готовых истин, чрезмерной опеки над зрителем. Когда мы начинаем его вести по своей тропе, помогая сиюминутно переставлять ножки, поддерживая головку, он свободным себя на этой тропе не чувствует. Достаточно, мне кажется, показать ему, в какой стороне Небесный свет. Ненавязчиво –и только ненавязчиво – предложить ему прицепить, как говорил Серафим Саровский, свою лодку к кораблю под названием Церковь, потому что единственно она держит нравственный закон, стоя на своих незыблемых канонах. Потому что без веры ни человек, ни народ жить не может.

Бесконечные примеры это подтверждают. В жизни всё зыбко. Меняются правительства, меняются режимы, меняется постоянно переоценка ценностей, жизни, явлений, личностей. Человек без стержня путается, распадается. Только вера может удержать его как целостную личность.

Православное кино может помочь обратиться к Нему через красоту созданного Богом мира для радости человека.

Россия как бы во второй раз принимает крещение. И роль православного кино в переосмыслении многих, казавшихся прежде незыблемыми, истин огромная. Оно должно высказать своё отношение к современной цивилизации, к эволюции, русской истории – к отдельным её личностям и явлениям, к вопросам взаимоотношений государства и Церкви, экологии, конечно же, к строительству православной семьи, больным социальным темам.

Особое внимание, мне кажется, надо обратить на анализ современного образования. Оно не делает человека нравственным, а лишь готовит его обслуживать нужды современной цивилизации, которая катится в пропасть. Человека человеком делает не образование, а нравственность, совесть, которая всегда от Бога. Какое образование, дипломы имели строители церкви Покрова на Нерли? Они жили с верой, они молитвенно стояли перед этим миром на коленях, руководствуясь принципом – как мера и красота скажут.

Зрительский интерес в русской провинции, в отличие от больших городов, тяготеет именно к отечественному кино. И проведение регулярных показов православных фильмов именно в российских малых городах и в сельской местности, где ощущается острая нехватка библиотек, кинотеатров, Домов культуры, видится особенно необходимым. Хлеб духовный для русского человека всегда был не менее важен, чем пища телесная. И, может быть, Бог даст, снова русская деревня станет светильником Православия, как и была она им ранее. Классик сказал: все жанры хороши, кроме скучных.

Это касается и православного кино. Есть изумительно сделанные православные фильмы. Но сколько порой во многих пребывает этой скучности, излишней информационности, тяжеловесной назидательности, псевдозначительности. И так мало улыбки, доброго юмора, вообще – лёгкого дыхания. А ведь Христос принёс всем нам радость. Радость грядущего Воскресения. Так и хочется вслед за святым батюшкой Серафимом бесконечно повторять: «Радость моя, Христос Воскресе!»
_______________________________________
1. Дословно: «Христа распяли фарисеи, считавшие себя праведниками. В Рай попал один из разбойников, распятых на Кресте, а второй поносил Его» (Евангелие. Мф. 26,3-4; 59; 27, 1-2; 18; 20; Мк.14, 55; 15, 11-13; Лк. 22, 2; 23,13-16; 23; 23, 39-43)