Опубликовано: сайт Олега Уралова
1982 год или 1981? Работаю кинорежиссером на Центральной студии документальных фильмов. Авторитет студии — "верного помощника партии" в основном базировался на выполнении особых заданий ЦК КПСС: фильмов о съездах партии, праздниках, юбилеях, инициативах, достижениях и т.д. Надо ли пояснять, что эти фильмы с богатыми сметами, неограниченным количеством цветной пленки Кодак и современной киноаппаратурой, в основном, снимали маститые режиссеры и операторы.
"Однажды вызывает меня директор ЦСДФ…" — так можно начать воспоминания о любом значительном для студии фильме и предлагает снять полнометражный (!) фильм во исполнение Постановления ЦК КПСС о сионизме… Неосвобожденному Секретарю парторганизации студии, к тому же уже снявшему два короткометражных фильма на эту тему — «Иерусалим» и «Сионизм-стрит», такое задание не могло тогда не показаться важным и весьма ответственным. Однако, я поинтересовался у директора:
— Почему народные-то отказались?
Не получив вразумительного ответа, я задал тот же вопрос коллегам. Выяснилось, что боятся обвинений в антисемитизме и сионистского лобби.
На ЦСДФ в 70-х годах известный документалист Борис Карпов уже сделал фильм о "реакционной сущности сионизма" и обрел массу неприятностей, а фильм постарались забыть и отправили "на полку". Смотрю сам фильм — с первых же кадров эмоции на пределе. Образ фильма — большое мертвое дерево все в паутине (надо полагать) сионизма. Трагический музыкальный ряд, драматический голос диктора, рассказывающий об изначальном коварстве евреев, подчинивших себе весь мир хитросплетенной паутиной… Непросто талантливому художнику остаться в рамках политичекой логики.
Итак я понял, что доблесть не в том, чтобы "потерять голову", а в том, чтобы фильм вышел на экраны. Его надо было сделать максимально объективным, учитывая реалии того времени, трактуя события с общепринятой точки зрения и минимумом обоюдоострых эмоций. Первоначальное, рабочее название фильма было "Альтернатива".
Мы работали на Ближнем Востоке, в Европе, в США. Мы, конечно, взяли интервью и у Ясира Арафата в разрушенном войной Бейруте, и у короля Иордании Хусейна в напряженном Амманне и у других важных государственных лиц стран, участвующих в Ближневосточном конфликте.
Однако мы полагали что нужно предоставить слово самим сионистам. Мы полагали, что от них мы получим самую интересную информацию. Мы снимали их, протестующих у Советского представительства в Нью-Йорке, на Всемирном сионистском конгрессе там же (речь идёт о 30-м Сионистском конгрессе. Иерусалим, 7–16 декабря 1982 год; — прим. #МузейЦСДФ). В Лондоне мы встречались с лидером еврейской общины, членом английского парламента и видным сионистом Гр. Дженнером; в Париже мы снимали Луи Ротшильда, и он сетовал, что агрессивное поведение Израиля негативно сказывается на жизни евреев во Франции.
Абсолютной удачей фильма была встреча с Наумом Гольдманом, одним из основателей сионизма, долгое время возглавлявшим Всемирный сионистский конгресс и бывшим Президентом Всемирной сионистской организации. Я, конечно, готовился ко встрече с ним и знал многие факты его биографии, но этот небольшой старичок, а ему в то время было уже 96 лет, поразил меня ясностью ума, мудростью и четкостью своих политических позиций. По его мнению, “существованию еврейства угрожал не антисемитизм, а полная эмансипация и беспрецедентное экономическое процветание евреев западных стран после Второй мировой войны...”, а также “нейтралитет и территориальные уступки укрепят международное положение Израиля и благотворно скажутся на развитии израильского общества”. Агрессивную политику Израиля он считал большой ошибкой. Левый сионист, он отвергал многочисленные предложения лидеров Израиля о занятии им каких-либо государственных постов. Фрагмент интервью с ним вы увидите в фильме. Обратите внимание на приведенные им пророческие слова из Торы, в разговоре с Бен Гурионом, Премьер министром Израиля в 1947 году перед началом Первой войны: "Тот, кто начинает войну, никогда ее не закончит". Прошло 67 лет, но мира на Ближнем Востоке по-прежнему нет… Какая, казалось бы, светлая и заманчивая идея — вернуться на Родину предков… С Н. Гольдманом мы встречались в его квартире в Париже летом 1982 года. Осенью он умер, успев осудить агрессию Израиля в Ливане. Прах его увезли в Израиль и похоронили на горе Герцля в Иерусалиме.
Самое интересное в работе документалиста — это отбор материала и подходы к нему, подготовка к интервью, корректировка замысла и его воплощение, поиск образного решения фильма. Все это составляет СУТЬ профессии.
Фильм "Сионизм перед судом истории" вышел на экраны в 1983 году и был даже номинирован на Государственную премию СССР, но увы… Фильм был показан по Центральному телевидению, и мне передали, что жена Л.И.Брежнева очень гневалась по поводу последних кадров фильма из международной кинохроники, в которых израильские полицейские избивают ортодоксальных иудеев-хасидов. Может быть, Викторию Петровну шокировал авторский комментарий в этом эпизоде: «Тот кто избивает другие народы — рано или поздно будет бить свой»?
В конце 90-х, еще в той России — в стране победившего олигархического сионизма, я выступал на ТВ канале "Ностальгия". Ведущая, перечисляя мои фильмы, упомянула и "Сионизм…" Последовал звонок с Брайтон Бич:
— Не жалеете ли Вы теперь, что сделали этот фильм?
Ответил, что нет, не жалею. Мы делали этот фильм открыто и искренне, и что сионизм, коммунизм, капитализм и прочие "измы", все будет судимы историей, а мы — Судом Божиим.
Осень 14… 2014 года. Все что я хотел сказать о сионизме — в этом фильме 1982 года. Для меня эта тема закрыта. Не вижу никаких причин выделять сионизм из ряда других "национализмов". Тот, кто знает историю современного Израиля и значительную роль Советского Союза в его создании, вряд ли удивится предположению, что история замкнет свой круг.
P.S. Я действительно давно, лет 30, не видел этот фильм. На днях посмотрел — добротный советский пропагандистский фильм начала 80-х. Свидетельство эпохи.