Сообщение заместителя директора РГАКФД Т. А. Алексеевой на Архивных чтениях 11 ноября 2004 года, Московская обл. г. Красногорск. Источник: РГАКФД. Фото: "Советские журналисты, фото- и кинокорреспонденты у здания Рейхстага. Берлин, 5 мая 1945 года". На первом плане сидят (справа налево): Роман Кармен, Марк Редькин. Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.
Создание кинофотолетописи Великой Отечественной войны является актом величайшего героизма. На протяжении всех 4-х лет войны фронтовые кинооператоры и фотокорреспонденты фиксировали на пленку всё происходящее на фронтах и в тылу: трагизм отступления, горечь потерь, разрушенные города и села, героизм простых людей. 257 фронтовых кинооператоров и более 200 фотокорреспондентов снимали на плёнку различные эпизоды войны, деля с солдатами все тяготы этой войны. Каждый 5-ый из них погиб.
По периоду Великой Отечественной войны в РГАКФД хранится 2087 единиц учета (названий кинодокументов), что составляет 3541 единиц хранения оригиналов. Это более 800000 метров киноплёнки. Из них: кинофильмов и специальных выпусков 221 единица учёта, что составляет 605 единиц хранения оригиналов; 402 номера киножурналов, что составляет 451 единица хранения оригиналов; 1464 единицы учёта (2485 единиц хранения) кинолетописных сюжетов.
В архиве хранится более 90 тысяч единиц хранения фотодокументов по периоду Великой Отечественной войны.
Самыми популярными в годы войны были киножурналы, т.к. это была оперативная информация, которую все ждали с нетерпением. В архиве периодика Великой Отечественной войны представлена следующими киножурналами: «Союзкиножурнал» или СКЖ 253 номера за 1941-1944 годы, киножурнал «Новости дня» 34 номера за 1944-1945 годы; 68 номеров «Ленинградского киножурнала» за 1942-1944 годы; 46 номеров киножурнала «Пионерия» за 1941-1945 годы, отдельные выпуски киножурнала «Советское искусство» и «СССР на экране».
Первый киножурнал, относящийся к периоду Великой Отечественной войны вышел на экраны уже 24 июня 1941 года – это Союзкиножурнал № 58. В нём нет съёмок с фронтов Отечественной войны, но весь киножурнал посвящен войне, в нём 5 сюжетов – рабочие слушают выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года, митинги рабочих на заводах «Серп и Молот» и «Калибр», сюжет об известном русском лётчике Нестерове, первым применившем таран в воздухе и другие. Первые вести с фронта появились в «Союзкиножурнале» №66-67 от 14 июля 1941 года.
Как я уже сказала, в архиве хранится 221 единица учёта (названий) фильмов и специальных выпусков периода войны. В конце ноября 1941 года, в дни, когда фашисты рвались к Москве, на экранах кинотеатров демонстрировался спецвыпуск «На защиту родной Москвы». Все 9 номеров этого киножурнала хранятся в архиве.
18 февраля 1942 года на экраны вышел фильм «Разгром немцев под Москвой» режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин, операторы: Г. Бунимович, Г. Бобров, П. Касаткин, А. Крылов, А. Лебедев [1] – это первый полнометражный документальный фильм о Великой Отечественной войне, который демонстрировался на многих экранах мира[2]. В 1942 году американская Академия киноискусств присудила ему первую премию, признав лучшим документальным фильмом 1942 года[3]. Оригиналы этого фильма хранятся в нашем архиве.
13 июня 1942 г. 160 кинооператоров на фронтах и в тылу вели съёмки, которые вошли в фильм «День войны» (356 день Великой Отечественной войны» режиссер М. Слуцкий. Оригиналы этого 8-ми частёвого фильма хранятся также в архиве. В годы войны на экраны выходили фильмы, посвященные героизму защитников советских городов, я назову только некоторые из них – это фильм о блокадном Ленинграде «Ленинград в борьбе» 1942 г. выпуска (№ 5518) режиссёры: Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель, операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, Н. Блажков, Н. Голод, Б. Дементьев, Л. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печин (Печул. - Прим. ред. #МузейЦСДФ), П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен [4]; о защитниках города Севастополя рассказывает фильм «Черноморцы» 1942 года выпуска (№ 4941) режиссёр В. Беляев, операторы В. Микоша, Д. Рымарев, Ф. Короткевич, А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка; об обороне Сталинграда рассказывает фильм «Сталинград» 1943 года выпуска (№ 5145) режиссеры: Л. Варламов, и А. Кузнецов , съёмки осуществляли 15 операторов, в т.ч. В. Орлянкин, А. Софьин, Б. Вакар, Д. Ибрагимов, А. Казаков, А. Кричевский и другие.
В 1943 году на экраны вышел фильм «Орловская битва (№ 4961) режиссеры Р. Гиков и Л. Степанова, в котором использованы съемки 16 операторов, в т. ч. Р. Кармена, М. Посельского, И. Гутмана, А. Гафта и других. В архиве хранятся фильмы, посвященные освобождению многих советских территорий и европейских стран: «Освобождение советской Белоруссии» (№ 5520) режиссеры В. Корщ-Саблин и М. Садкович, в фильм вошли съёмки 31 оператора[5], «Битва за нашу советскую Украину» (№ 4960) художественный руководитель и сценарист этого фильма А. Довженко, режиссеры Ю. Солнцева и Я. Авдеенко, в фильм вошли съёмки 20 операторов[6]; об освобождении Прибалтики рассказывает фильм «8-ой удар» (№ 5031) режиссер Л. Степанова (совместно с Р. Гиковым. - Прим. ред. #МузейЦСДФ); «Победа на Юге» режиссер Л. Варламов. Съёмки осуществляли операторы 2 и 3 Украинских фронтов. Съёмки для фильма режиссера Ю. Райзмана «Берлин» осуществляли 30 операторов[7]: А. и Е. Алексеевы, И. Аронс, Н. Вихарев, К. Венец, Г. Гиберт (Г. Гибер), Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епиванцев (Г. Епифанцев), Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселёв, Л. Левитан (А. Левитан), Ф. Леонтович, В. Лерезсон, Г. Мухин (Е. Мухин), Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семёнов, В. Соловьёв, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симкович (В. Симхович), Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдоров и, как написано в монтажном листе и другие.
Я назвала только небольшую часть кинолетописи Великой Отечественной войны, список который можно было продолжить. Оригиналы этих фильмов хранятся в архиве.
Среди кинодокументов по Великой Отечественной войне 4 единицы учета (16 единиц хранения) цветных кинодокументов – это фильм 1943 года «Трофеи великих битв» (на хранении находится цветной позитив), «Парад Победы» 1945 года и «Берлинская конференция» 1945 г. и кинолетописные сюжеты к нему (оригинальные негативы). В этом году архивом был восстановлен 2 частёвый цветной фильм «Парад Победы». Была проведена цифровая реставрация фильма, при этом убрали все механические повреждения и был восстановлен цвет. Затем фильм был выведен на цветную плёнку Фудзи с помощью аппаратуры Арри-лазер. Хотелось бы восстановить все цветные фильмы этого периода, но это очень дорогостоящий процесс. Для восстановления 14 ед. хранения необходимы немалые средства.
В 1970 годы в архиве была проведена работа по выявлению особо ценных кинодокументов среди всех кинодокументов периода Великой Отечественной войны, хранящихся в архиве. Конечно все эти кинодокументы уже самой историей отнесены к особо ценным, однако согласно действовавшим в те годы критериям отбора они не все были отнесены к особо ценным. 448 единиц учета (760 единиц хранения) были отнесены к особо ценным кинодокументам, страховые копии которых отправлены на хранение в ЦХСФ в г. Ялуторовск. В настоящее время архив проводит повторную экспертизу ценности документов, в том числе и по Великой Отечественной войне.
В процессе работы по выявлению уникальных документов к категории уникальных отнесен негатив на нитрооснове (1 единица хранения) специального выпуска киножурнала «Новости дня» 1945 г. (архивный номер 6799) «Подписание Декларации о поражении Германии и взятии на себя Верховной власти Правительством четырёх союзных держав». Данный документ включён в Государственный реестр уникальных документов за № 30 от 25.04.2003 г.
Переходя к фотодокументам надо отметить, что архив хранит фотодокументы от начала войны до её последнего дня. В архиве хранятся негативы по обороне городов Москвы, Киева, Минска, Ленинграда, Сталинграда, Новороссийска, Одессы, Севастополя и других, которые снимали фотокорреспонденты Зельма, Капустянский, Становой, Фридлянд, Грановский, Чернов, Гаранин, Кинеловский, Кнорринг, Великжанин, Колли, Доренский, Трошкин, Рюмин, Еврезихин, Самсонов, Ситников, Копыт, Халдей, Гурарий, Кислов, Бернштейн, Альперт, Микоша, Межуев, Озерский, Иванов, Редькин, Тарасов, Халип, Шейнин, Чертов, Кудояров, Коновалов, Уткин, Хандогин, Лаптев, Федосеев, Лосин, Ясенов, Кармен, Михайлов, Трахман.
Освобождение от оккупации городов Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтийских республик, государств Европы можно видеть на снимках Капустянского, Кнорринга, Скурихина, Станового, Уткина, Петрова, Гребнева, Бернштейна, Редькина, Гурарий, Трахмана, Копыт, Ляшко, Фридлянда, Трошкина, Юдина, Юшко, Альперта, Зельмы, Халдея, Коновалова, Еврезихина, Лоскутова, Вельяшева, Ландер, Лосина, Озерского и других. Восточно-Прусскую, Восточно – Померанскую операцию, вступление советских войск в Берлин снимали Халдей, Капустянский, Тёмин, Гребнев, Кноринг, Кармен, Доринский, Еврезихин, Становов, Вельящев, Редькин, Микулин, Рюмкин, Чернов, Тихонов, Морозов и другие. Подписание Декларации поражении Германии снимали Кнорринг, Халдей, Кислов, Тёмин, Рюмкин. Негативы перечисленных авторов хранятся у нас в архиве. Архив хранит большое количество негативов по Великой Отечественной войне, авторы которых не известны. Эти негативы поступили от фотохроники ТАСС и различных периодичеких изданий.
Надо сказать, что и по сей день в архив поступают фотонегативы по Великой Отечественной войне из личных архивов. Так за период с 1980 по 2004 год на хранение поступило 5070 ед. хранения от фотокорреспондентов: М.И. Лес, Л.Б. Капустянского, А.П. Морозова, О. Ландер, Н. Минкевич, В. Рудный, А. Становова, Г. Грановского, Н. Попова, В. Федотова, В. Микоши, А. Лиждёва, Г. Зельмы, А. Блинова, Я. Рюмкина, Б. Вдовенко, И. Новак, В. Катаева, В. Орлянкина, О. Кнорринга, В. Тёмина, А. Межуева, В. Тарасевича, И. Мощанского, Ф. Кислова.
Обеспечению сохранности документов по Великой Отечественной войне в архиве уделяется особое внимание. Все документы учтены, внесены в книги учёта и описания и каталоги архива. В 2000 – 2004 годах проходила проверка технического состояния оригиналов кинодокументов периода Великой Отечественной войны. Оригиналы имеют удовлетворительное техническое состояние. Отдел технического контроля также периодически проводит проверку технического состояния всех остальных элементов комплекта кинодокументов. Проверяются также в плановом порядке оригиналы фотодокументов, кроме того при выдаче из хранилищ и перед возвратом в хранилище проводится проверка технического состояния, выдаваемых фотодокументов. По рекомендации ОТК кино и фотодокументы, требующие реставрации, проходят машинную и ручную реставрации. На реставрационных машинах были отреставрированы копии фильмов «Берлин», «Если дорог тебе твой дом», «Великая Отечественная», «Военнопленные», «Фашизм будет разбит», «В бой, сыны народа», «Кровь за кровь», «Наши женщины», и другие, реставрировались также киножурналы и кинолетописные сюжеты. В целях сохранения позитивных копий кинодокументов, наиболее часто используемые кинодокументы по Великой Отечественной войне записываются на видеокассеты. Уже записаны 20 ед. уч.— 73 ед. хр. и подготовлены к видеозаписи ещё 8 фильмов в количестве 68 ед. хр.
В архиве проводится реставрация фотодокументов физико-химическим методом и цифровая реставрация изображения фотодокументов с выводом отреставрированных изображений на плёнку и СД-R. По рекомендации ОТК фотодокументы периода ВОВ проходят необходимую реставрацию. В 2003 году архив получил грант фонда Форда на сохранение уникальных фотодокументов. На деньги гранта архивом был приобретен программно-информационный комплекс «Архив» (ИКАР), была разработана локальная вычислительная сеть на 50 рабочих мест и осуществлён ёе монтаж. В связи с исполняющимся в 2005 году 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, архив ввел в электронный каталог описания и изображения 30 тысяч ед.хранения фотодокументов периода Великой Отечественной войны, что позволит их более широкому использованию.
Архивом много сделано для улучшения условий хранения документов. Для поддержания необходимого температурно-влажностного режима хранения в фотохранилище установлены дополнительные кондиционеры; с января 2003 года в триацетатном фильмохранилище работает промышленный кондиционер, благодаря которому в архивохранилище поддерживается необходимый режим хранения документов. В подземном хранилище кинодокументов на нитрооснове в этом году тоже установлен промышленный кондиционер.
Время всё дальше и дальше отдаляет нас от военных лет, но интерес к документальным свидетельствам войны не угасает. Только в I полугодии этого года 21 творческая группа работала с кинодокументами Великой Отечественной войны и 27 исследователей с фотодокументами этого периода. И мне кажется, что этот интерес никогда не иссякнет.
______________________________
1. В титрах фильма «Разгром немецких войск под Москвой» указаны 15 кинооператоров и асс. оператора М. Сухова; в 1942 году фильму была присуждена Сталинская премия I степени; лауреатами премии стали режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин, а также девять кинооператоров: Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Михаил Шнейдеров, Александр Эльберт. - Прим. ред. #МузейЦСДФ
2. В США премьера фильма «Разгром немецких войск под Москвой» состоялась 15 августа 1942 года в нью-йоркском кинотеатре «Глоб». Через полтора месяца на экраны вышла американская версия фильма под названием «Москва наносит ответный удар». - Прим. ред. #МузейЦСДФ
3. В США фильм «Москва наносит ответный удар» был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Это был первый в СССР «Оскар». Награды в категории за «Лучший документальный фильм» вручались только в 1943 году. В номинации было представлено 25 документальных лент (как полнометражных, так и короткометражных), из них специальных призов были удостоены четыре, среди которых были документальные картины — «Битва за Мидуэй» («The Battle of Midway»; United States Navy), «Кокода фронтлайн» («Kokoda Front Line!»; Australian News & Information Bureau), «Прелюдия к войне» ( «Prelude to War»; United States Army Special Services). - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
4. В титрах фильма «Ленинград в борьбе» указаны 23 оператора, из них главные операторы А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, а также 20 операторов: Н. Блажков, Н. Голод, Б. Дементьев, Л. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер. - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
5. Фильм «Освобождение Советской Белоруссии» (N Учетный РГАКФД: 5520) — указаны 36 операторов: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубов, Ю. Довнер, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович. - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
6. Фильм «Битва за нашу советскую Украину» (№ 4960) снимали более 20 кинооператоров; в титрах фильма указаны фамилии 23-х. - Прим. ред. #МузейЦСДФ.
7. В съемках также принимали участие операторы киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин. - Прим. ред. #МузейЦСДФ.