Операторы и работники фронтовых киногрупп. Прозоровский-Ременников Николай Львович


26.01.2022

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; сс. 444, 487, 492, 788 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото снимает оператор Н. Прозоровский. Март 1945 года. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Прозоровский-Ременников Николай Львович (1907–1987).

Оператор, режиссер документального кино. Родился в Москве. Русский. Член ВКП(б) с 1944 г. В 1925–1926 – киномеханик в кинотеатре «Каляев». В 1927 – помощник режиссера на фабрике «Совкино», затем фотограф на кинофабрике «Межрабпом-Русь».

После окончания школы поступил в МГУ, откуда ушел со 2-го курса и перешел на операторский факультет ГТК. В 1931 окончил ГИК. С 1930 по 1935 – помощник оператора, второй оператор 3-й кинофабрики «Совкино», фабрики культурфильм, «Межрабпом-фильма», затем оператор «Союздетфильма».

До войны снимал художественные фильмы: «Последний табор», «Граница на замке», «Гайчи», «В тылу врага».

Войну встретил в действующей армии. Воевал с оружием в руках до 1944 года. Потом был откомандирован на работу во фронтовой кинохронике. Попал в киногруппу 2-го Украинского фронта. Вспоминал: «С этого момента в моей военной судьбе все изменилось. Началось кино.

Но по сути дела – кино для меня никогда и не кончалось. Хотя окопы войны – место необычайно далекое по духу от павильонов киностудии, видимо, в составе крови у человека, имевшего когда-либо отношение к кинематографу, заводятся некие клетки, которые не дают ему уже возможности не быть в кино даже тогда, когда обстоятельства его жизни носят отнюдь не кинематографический характер. Во время войны я очень часто ловил себя на том, что смотрю на природу, оцениваю ситуацию, людей, как бы мысленно, непроизвольно вводя их в некий
воображаемый, неснятый фильм. Сколько таких фильмов можно было снять! И должен вам сказать откровенно – многие "неснятые" кадры в моей биографии по драматизму были во сто крат сильнее снятых. Вот я и попытался представить, что я мог бы снять, находясь в действующей армии на передовой около двух лет, если бы у меня в руках вместо автомата или вместе с автоматом была съемочная камера. <...>

Надо сказать, что кинохроника военных лет вызывала и вызывает у меня до сих пор разноречивые чувства. Наряду с кадрами, которые явились результатом подлинного героизма оператора, профессиональный глаз всегда видит "организованный" кадр. Вот бойцы бегут мимо горящего дома не в том темпе, в каком они, как правило, бегут во время боя. Вот "убитый" падает точь-в-точь там, где ему положено упасть, чтобы соблюсти композицию кадра. Вот слишком дымные взрывы – они явно сделаны специально для съемки. И все-таки, пожалуй, сто раз прав был Кирилл Деревянко, когда говорил, что съемка даже на фронте должна быть частично организована».

Уникальные воспоминания Николая Львовича записал и опубликовал киновед Петр Шепотинник. Он не случайно обратил внимание на одну странную особенность его фронтовой биографии:

«Пересматривая в сотый раз хронику, которую гоняли по телевидению в майские праздники, он все время тыкал пальцем в телеэкран: а это я снимал, а это мы идем, а это Прага, а это Будапешт. Хотя его работа в качестве фронтового оператора почему-то не была удостоена никаких премий – там тоже, как и везде, существовала своя, не вполне справедливая, как я понимаю, иерархия, он никогда не жаловался на жизнь, мало того, иногда даже благодарил военное время за то, что оно разучило его бояться смерти.

Смерти, которая в момент нашего общения дежурила на пороге очень бдительно и, наконец, дождалась своего часа...».

После войны работал на киностудии «Союздетфильм», Свердловской киностудии, а затем с октября 1946 г. на киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».

Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«ПЕРВОМАЙСКИЕ СЪЕМКИ В г. БРАТИСЛАВА»

2 мая 1945 г.

Монтажный лист N№№ 649, 654, 656

Операторы: А. Кричевский, Прозоровский, Касаткин

Май 1945 г. Братислава праздновала как «День освобождения всей Словакии от немецких захватчиков» и как день «Единого Фронта». Накануне праздника пришло известие об освобождении последнего Словацкого города Жилина.
Единый Фронт – это Фронт коммунистической и демократической партий, которые объединились и которые представляют большинство и в Словацкой Народной Раде (Народный выбор) и в Чехословацком правительстве.

День 1 Мая был здесь государственным праздником всегда, все годы существования Чехословацкой республики и даже при Тисо.
Но никогда еще этот праздник не был таким радостным и многолюдным, как в этом, 1945 г.

Рано утром демонстранты собрались на площади Свободы, откуда колонны прошли по улицам Штефаникова, <...> и др., прошли на площадь Гвездослава, где у Городского театра состоялся митинг. По пути следования манифестации на одной из площадей демонстранты преклонили знамена у могил павших русских солдат и офицеров (воинов
Красной Армии).

На праздник прибыли из г. Кошица премьер-министр Чехословацкого правительства Фирлингер, посол СССР в Чехословакии т. Зорин и др. После митинга состоялось возложение венков на могилы павших бойцов и офицеров Красной Армии. Возложены венки от Чехословацкого правительства и от Словацкой Народной Рады (здесь говорят «Народна
рада» и «Народный выбор»). На церемонии возложения венка присутствовал посол СССР т. Зорин.

Снято:
1) Прохождение колонн по улицам Братиславы.
Проходят: части Чехословацкого корпуса.
Колонна партизан.
Рабочие, железнодорожники.
Трамвайщики.
Речники и т.д.
Колонна бывших военнопленных, освобожденных Красной Армией. Среди них: югославы, французы, греки и т.д.
Девушки и парни в национальных костюмах.
2) Митинг на площади Гвездослава у Городского театра.
Выступают: член Словацкой Народной рады, министр внутренних дел Словакии Гусак, премьер-министр Фирлингер, посол т. Зорин, командир партизанского отряда.
Город украсился по случаю праздника лозунгами, плакатами, флагами. Сняты портреты Бенеша, Сталина, Малиновского.
Снято возложение венков на могилы. Черный гроб на постаменте, свечи и почетный караул – все это только оформление кладбищ в связи с этим торжественным случаем.

Снималось все в довольно неустойчивую погоду при переменном освещении.
Прошу редакцию: если из материала будет взят эпизод для первомайского выпуска – прошу сделать немедленно лаванду и не резать негатив, т.к. материал будет использован и в фильме «Чехословакия».
Эпизод возложения венка на могилы можно использовать в журнале «Новости дня».
Но тоже надо сделать лаванду.

Реж. Копалин.

P.S. Материал опер. Петрова, снимавшийся по моему заданию, тоже прошу лавандировать и не резать негатив.

Подлинник. Автограф.

«С верхних этажей еще стреляют...»

«ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ В ПРАГЕ. 9 И 10 МАЯ 1945 г.

11 мая 1945 г

2-й Украинский фронт

Монтажный лист № 896

Операторы: Н. Прозоровский, Деревянко

Снято:
1. Первые пленные на пути к Праге.
2. Встреча Красной Армии чешскими гражданами в пригородах Праги.
3. Прага 9 и 10 мая. Встреча русских. Ведут захваченного немца (с плакатом на груди).
Немецкие гестаповцы работают над разборкой баррикад и мостят мостовые. Чешский солдат-доброволец ведет огонь по немцам, стреляющим из верхних этажей. Умирающие и убитые немцы, пытавшиеся отстреливаться и бежать.
Английские и американские солдаты. Проезды сняты с танка. Очень трясло.
Кассета, снятая 9.5.45 г., снималась вечером при малом количестве света.

Н. Прозоровский.

Подлинник. Автограф.


Материалы по теме