С КИНОКАМЕРОЙ РЯДОМ С СОЛДАТОМ В ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ

Заслуженный деятель искусств – Маматкул Абдукадырович Арабов.

С КИНОКАМЕРОЙ РЯДОМ С СОЛДАТОМ В ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ

03.01.2022


Автор:
Г. МАЙТДИНОВА

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша Академии наук РТ.

Статья публикована в журнале «МУАРРИХ» / «ИСТОРИЯ» (с. 64-69). Издан Институтом истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АНРТ, 2015 г. (при финансовой поддержке Французского Института исследований Центральной Азии (IFEAC).

Материалы фронтовых кинооператоров хранят в себе историческую память о Великой Отечественной войне. Сама специфика работы фронтовых операторов вынуждала их рисковать жизнью. Фронтовой оператор, идущий в атаку вместе с бойцами и снимающий их на ходу, включив камеру, до ее остановки уже не мог думать ни о чем ином, кроме того, чтобы снять хорошо. Ему приходилось выбирать наиболее простреливаемые, наиболее опасные точки съемки, подниматься в окопе в полный рост, чтобы снять вражескую атаку. Среди кинематографистов, ушедших на войну, самые большие первые потери понесли фронтовые документалисты. За годы войны из всех операторов и работников фронтовых киногрупп погиб каждый четвертый, а ранен был каждый второй [1]. Из двухсот пятидесяти семи фронтовых кинооператоров не вернулось из этой кровавой войны 33 человека. За годы Великой Отечественной войны фронтовыми операторами было снято более 3,5 млн. метров пленки. Кадры, которые сняли фронтовые операторы, никогда не состарятся и они вошли в мировую киносокровищницу. Свою лепту в кинолетопись Великой войны внес первый и единственный фронтовой кинооператор из Таджикистана, член Всемирной ассоциации фронтовых операторов, Заслуженный деятель искусств – Маматкул Абдукадырович Арабов.

Маматкулу Арабову было 22 года, когда после окончания операторского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии попал в 1943 году на 1 Украинский фронт, в котором служил до завершения войны, пройдя с киноаппаратом до Бреслау (Вроцлав) В своих воспоминаниях М. Арабов пишет, что фронтовые кинооператоры работали вдвоем и его напарником был Анатолий Павлов. В вверенной им машине, кузов которой был оборудован будкой, они могли в полевых условиях привести в порядок после съемок кинокамеру, перемотать пленку, проявить фрагменты отснятого материала. Возвращаясь во фронтовую группу, оформляли материалы, упаковывали их для отправки в Москву, где они обрабатывались, использовались в специальных выпусках, фильмах и киножурналах, либо хранились в «портфеле» до поры до времени [2].

Даже краткий перечень фронтовых работ Маматкула Арабова мог бы свидетельствовать, что он, постоянно находясь в боевых порядках частей, двигаясь вместе с ними, давал правдивый репортаж с поля боя. Его вело стремление быть всегда впереди, видеть все, успеть снять самое главное, самое важное, – писал журналист-фронтовик О. Соболев в своем интервью с оператором [3]. Камера Маматкула Арабова под городом Кременец снимала эксгумацию общей могилы для расследования злодеяний гитлеровцев: ров с телами 300 убитых детей. Вот тогда он осознал особенно глубоко всю меру ответственности кинооператора, фиксирующего для истории войны все факты.

Особенно неизгладимые воспоминания остались у М. Арабова о периоде завершающих действий советский армии и наступлении войск 1 Украинского фронта на Сандомирском плацдарме. В этот период он, самый молодой оператор, при распределении фронтовых операторов для съемок в ударных армиях попал во фронтовую киногруппу с опытными работниками кинодокументалистики Владимиром Сущинским, Николаем Быковым и другими. Маматкул Арабов в своем монтажном листе к отснятым материалам писал о Висло-Одерской операции:

«…Момент преодоления позиций врага танками… Подавление его оборонительных огневых позиций… Идет обстрел… Поединок с вражескими самоходками «Фердинандами»… У траншеи противника – группа автоматчиков с подкативших мотоколясок, бежит через траншеи… К санитарам подползает старший лейтенант Нуженков, он медик, делает впрыскивание раненому прямо на поле, возле траншеи… санитары уносят того на носилках…».

Сжатая аннотация, но за ней скрываются страшные будни войны. Все, что было в этот период отснято операторами 1 Украинского фронта, вошло в кинофильм «В Верхней Силезии» (режиссер И. Посельский, операторы В. Сущинский, Н. Быков, С. Шейнин, М. Арабов, А. Павлов, Г. Островский, К. Бровин, К. Кутуб-заде, руководитель фронтовой группы М. Ошурков, ЦСДФ, 1945) [4].

19 января 1945 г. Маматкул Арабов со своим напарником Анатолием Павловым вместе с частями советской армии переходит границу рейха в районе Розенберга-Крайцбурга. Свой первый киноматериал о боях в 66 Германии Маматкул Арабов и Анатолий Павлов назвали «Юго-западнее Бреслау».

В своих воспоминаниях Маматкул Арабов вспоминает о своих фронтовых товарищах – кинооператоре Кенане Кутуб-заде и Александре Воронцове, которые стали первыми кинооператорами в концентрационном лагере Освенцим – чудовищной фабрике смерти, где гитлеровцы уничтожили более 4-х миллионов ни в чем неповинных людей, в том числе немало советских военнопленных. Он приводит воспоминания К. Кутуб-заде:

«…Перед уходом фашисты угнали многих заключенных вглубь Германии, но в лагере оставалось более 5000 больных стариков, детей, женщин. Эсэсовцы согнали их на площадь, открыли пулеметный огонь. Многие погибли. Я снимал как наши врачи оказывали помощь раненым. В течение 45 дней мы сняли около пяти тысяч метров пленки о злодеяниях фашистов здесь…»

На этих материалах Центральная студия документальных фильмов создала фильм «Лагерь смерти Освенцим». Съемки операторов приводились как свидетельские показания на Международном суде над фашистскими главарями в Нюрнберге [5]. Позднее, в 80-х годах ХХ века, Маматкул Арабов способствовал передаче в память о фронтовом товарище, легендарной кинокамеры К. Кутуб-заде в Самаркандский историко-культурный музей-заповедник.

М. Арабовым и А. Павловым было получено задание осуществить съемки в зоне действия 6-й армии в силезском Бреслау (Вроцлав) – важном узле обороны противника на Одере. Здесь Арабов встретился со своим товарищем по киноинституту В. Сущинским (он был курсом старше) и будущим фронтовым напарником В. Быковым. 22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции Сущинский был убит во время съемок. Тело кинооператора под артобстрелом вынес на плащ-палатке вместе с солдатами Маматкул Арабов, а раненый Н. Быков успел снять это на кинопленку.

Руководитель фронтовой киногруппы Михаил Ошурков писал так о гибели В. Сущинского:

«В один из дней, когда еще шли бои за первые окраинные кварталы города Бреслау, был назначен штурм железнодорожной насыпи, за которой укрылся враг. Насыпь эта была высока. На пятиметровой высоте проходил железнодорожный путь. Когда началась артподготовка, заговорили орудия, снаряды гвардейских минометов прочертили огневые трассы. Владимир Сущинский стал искать точку съемки, откуда бы открывался широкий обзор места боя. Первым, до начала атаки, он вбежал на насыпь и, нацелив аппарат, стал снимать. Бойцы, еще ожидавшие начало атаки внизу, у подножия насыпи, увидели силуэт кинооператора, который стоял высоко, один, на совершенно открытом месте, лицом к лицу с врагом и снимал. Он снял перебегающих через насыпь наших пулеметчиков, а также разрыв вражеского снаряда, осколком которого он и был смертельно ранен. Володя снял свою смерть. Он продолжал снимать, даже падая на землю» [6].

Вскоре был ранен Маматкул Арабов и попал в госпиталь. После госпиталя напарником М. Арабова стал Н. Быков. О гибели Николая Быкова под Бреслау М. Арабов вспоминал следующее:

«Снаряд разорвался рядом, нас раскидало, кто мог подняться, двинулись вперёд... Я очнулся у стены дома. Забрался под разбитое орудие, чтобы перезарядить камеру. А осколки свистят. Отснял кое-что ещё. Ищу Быкова – его нигде нет. Значит, он пробрался в здание, снимает, как всегда, сверху... Вдруг у воронки от снаряда вижу кинокамеру. Чуть дальше – сам Николай лежит с вытянутой рукой... Осколок разорвал ему поясницу... Опомнился, когда засвистели пули, стреляли по этому месту. Пришлось залечь и, пока не стихла стрельба, лежа заснял товарища распростертым на земле с кинокамерой поодаль. Потом с ним и двумя аппаратами добрался до угла квартала, остановил попутную подводу (спешила за снярядами) – и на КП полка… Это случилось за двадцать дней до победы – 18 апреля 1945 года».

Монтажный лист фронтового оператора М. Арабова.

Оператор Микоша вспоминал:

«… Через несколько дней прислал на студию снятую пленку оператор М. Арабов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Не прошло и нескольких дней, как пришло извещение: М. Арабов погиб в бою»[7].

Но затем эта информация была опровергнута. Посмертно в 1946 году В. Сущинский и Н. Быков были награждены Сталинской премией II степени за фронтовые киносъемки.

Съемки в Бреслау были высоко оценены в Москве. Уже после войны в 1973 году Маматкул Арабов встретился с режиссером ЦСДФ Зоей Павловной Тулубьевой, которая рассказала о судьбе отснятых им материалов, и о том, что когда кинопленки пришли на студию, шли последние бои в Бреслау и в Берлине, это были дни крушения рейха, поэтому киноматериалы использовали в документальном фильме «Берлин» и отметили фронтовую работу одной из высших премий студии. Так появилась фамилия М. Арабова в титрах этого фильма  20 мая 1945 года в политуправлении фронта Маматкулу Арабову был вручен боевой орден Отечественной войны II степени. А затем ему пришел персональный вызов вместе с группой фронтовых операторов в Москву для съемок парада Победы 24 июня 1945 года. О грандиозном параде Победы подробно было показано фронтовыми операторами в фильме «Парад Победы» (цветном и черно-белом вариантах), где в титрах значится и имя таджикского оператора. Фильм снимали 38 операторов-фронтовиков, как признание их боевых заслуг. Этот день, торжества парада Победы Маматкул Арабов снимал вместе с режиссером ЦСДФ Аршей Ованесовой. Кинохроника Великой Отечественной войны, отснятая фронтовыми операторами, вошла в основу киноэпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная» (1965 г.) и 20-серийного фильма «Неизвестная война» (1978 г.).

После войны, как ветеран и инвалид войны, Маматкул Арабов был награжден орденами Отечественной войны I и II степени.

Вернувшись с войны в 1945 году, он получил направление на работу на Сталинабадскую киностудию «Таджикфильм» в качестве кинооператора хроники и режиссера-документалиста. Впоследствии вновь работал для Центральной студии документальных фильмов, а затем на студии «Узбекфильм», а в середине 80-х годов возвратился в Таджикистан.

Маматкул Арабов был инициатором увековечения имен погибших фронтовых товарищей. Он обратился с письмом к руководству России: стал добиваться присвоения В. Сущинскому и Н. Быкову звания Героев Советского Союза, а затем России. А в 90-х годах, в преддверии 50-летия Победы над фашистской Германией, он обращается лично к Б. Н. Ельцину с письмом, где пишет

«…прошу Вас, Борис Николаевич – сегодня в преддверии Великого праздника Победы, когда весь мир вновь и вновь возвращается к памяти той войны, воочию видя все, что было тогда, на экранах телевизоров, в кинотеатрах, может есть смысл вновь вернуться к вопросу о присвоении трем самым отважным фронтовым операторам посмертно высокого звания Героев России. Это будет дань всей фронтовой кинохронике, которая сумела запечатлеть ту жестокую войну на 3,5 млн. метрах своей кинолетописи»[8].

В канун 50-летия Великой победы Маматкул Арабов создает фильм «Память сердца». Это дань памяти боевым товарищам-кинооператорам, мужеству которых мы обязаны запечатленными архивными кадрами, использованными в фильме.

В 1992 году в Вашингтоне состоялась историческая встреча советских фронтовых кинооператоров и их американских коллег, которые снимали эпизоды Второй мировой войны. Именно тогда ряд фронтовых кинооператоров, в том числе и Маматкул Арабов, стали членами Всемирной Ассоциации фронтовых кинооператоров.

В начале 80-х годов Маматкул Арабов начал создавать цикл документальных фильмов «По следам древних цивилизаций Центральной Азии» (1980-1998 гг.): «Седые холмы Афрасиаба» (об уникальных открытиях настенной живописи древнего Самарканда), «Таинственный Кара-тепе» (о первых буддийских памятниках в Центральной Азии), «Древняя Бактрия» (о зарождении городской цивилизации и доисламских памятниках духовной культуры,), создание, которого продолжилось уже на студии «Таджикфильм» в конце 80-х годов с появлением картин «Открытие Уструшаны» (о раннесредневековой культуре на севере Таджикистана), «Эфталиты, кто вы?» (о загадочной империи эфталитов) и первым в истории документального кино Таджикистана 5-серийным фильмом «Б.Гафуров: феномен «Таджики» (1998), который он закончил незадолго до смерти. Последний фильм важен тем, что он смог не только сохранить экранные образы уже ушедших из жизни исследователей Центральной Азии, но и донести как бы «завещание» творцов истории прошедшего века к своим преемникам о проблемах исторической науки. Фильмы «Эфталиты, кто вы?» и «Б. Гафуров: феномен «Таджики» снимались в годы гражданской войны в Таджикистане и послевоенного восстановления.

Незадолго до смерти, в 1999 году, Маматкул Арабов был отмечен государственной наградой орденом – «Шараф».

Примечания

1. Фомин В.И. «Кино на войне. Документы и свидетельства».-М., 2005, с.838-841.
2. Арабов М. Фронтовые встречи (воспоминания о товарищах и друзьях). 1982 г. Личный архив Маматкула Арабова.
3. Соболев О. Фронтовая кинокамера Маматкула Арабова. Дайджестпресс. № 13 (787) 1 апреля 2010 г.
4. Арабов М. Фронтовые встречи (воспоминания о товарищах и друзьях). 1982 г. Личный архив Маматкула Арабова.
5. Там же.
6. Из воспоминаний Михаила Ошуркова // Центральный государственный музей кино. Фонд фронтовых операторов. Дело № 37.
7. Арабов М. Фронтовые встречи (воспоминания о товарищах и друзьях). 1982 г. Личный архив Маматкула Арабова; Микоша В.В. Я останавливаю время. – М.: Алгоритм, 2005. – 352 с.; Школьников С.С. В объективе война. – М.: Воениздат, 1979. – 143 с.
8. Копия письма Маматкула Арабова Президенту РФ Б.Н. Ельцину. Личный архив Маматкула Арабова.