Запечатлеть удары возмездия

Подвиги и приключения советских воздушных кинооператоров.

Запечатлеть удары возмездия

18.12.2021

Статья опубликована в еженедельнике «Независимое военное обозрение» (Независимая газета) от 15 декабря 2021 года (№ 1170). При подготовке статьи были использованы материалы сайта #МузейЦСДФ. Фото: "Николай Вихирев снимает стационарной кинокамерой. 1937 год". Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Еще на заре воздухоплавания многие фотографы и кинематографисты хорошо понимали огромные возможности, которые открываются с появлением летательных аппаратов. Первая киносъемка с аэроплана состоялась весной 1909 года в небе над Римом. Эти уникальные кадры легли в основу трехминутного немого фильма «Уилбур Райт и его самолет». В России первопроходцем воздушных киносъемок стал выдающийся режиссер-документалист Дзига Вертов[1]. В 1922 году он с борта пассажирского самолета снял общие планы Москвы, которые впоследствии включил в первый выпуск своей знаменитой «Кино-Правды». Сюжет назывался так: «Полеты в пользу голодающих германского шестиместного аэроплана «Юнкерс».

1930-е

Начало 1930-х годов было отмечено стремительным развитием отечественной авиации, многочисленными успехами и рекордами советских летчиков. Все это нашло широкое отражение в литературе и кинематографе.

К тому времени возможности кинотехники и мастерство операторов достигли такого уровня, что позволяли проводить достаточно сложные аэросъемки. В 1932 году на экраны страны вышел остросюжетный игровой фильм «Крылья» (к сожалению, он не сохранился). Одним из главных эпизодов киноленты стал постановочный воздушный бой советского истребителя И-4 с французским «Потэ». Эту схватку кинооператор Александр Брантман снимал с борта другого самолета – двухместного биплана Р-5.

Съемочная группа фильма «Крылья» (1932). Автор фото: Александр Брантман. Фото из архива  Немировой Елизаветы Александровны (дочери А.М. Брантмана).

В 1935 году серьезно заявляет о себе молодой кинооператор Николай Вихирев, которому в скором времени предстоит стать одним из асов воздушной киносъемки. 2 мая на Центральном аэродроме он мастерски запечатлел на кинопленке «фирменный» пилотаж Валерия Чкалова. А 18 августа в Тушино успешно провел воздушные съемки во время празднования Дня авиации. Снимал он громоздкой, но чрезвычайно надежной кинокамерой «Дебри», расположившись во второй кабине легендарного самолета У-2.

Один за другим на экраны страны выходили игровые фильмы, в которых активно использовалась воздушная съемка. Среди них – кинокартина «Мужество» (1939), в создании которой принимал участие Вихирев. На границе с Афганистаном, в небе над Памиром он снял высший пилотаж учебно-тренировочного самолета УТ-2. В предвоенные годы Николай в основном работал на Центральной студии кинохроники, снимал сюжеты (в том числе об авиации) для различных киножурналов.

Первый боевой вылет

Грянула Великая Отечественная война. В конце июля кинооператоры Николай Вихирев и Борис Вакар прибыли в 33-й ближний бомбардировочный полк 19-й бомбардировочной авиационной дивизии. Полк базировался на полевом аэродроме у деревни Малая Девица в Черниговской области Украины. Почти весь летный состав полка имел боевой опыт: воевал в Испании и на Халхин-Голе, с самой лучшей стороны проявил себя в ходе советско-финской войны.

К моменту прибытия кинохроникеров летчики наносили удары по танковым колоннам на шоссе Житомир–Киев. Полк располагал пикирующими бомбардировщиками СБ-2 и Пе-2, которые были сведены в две эскадрильи. Командовали ими капитаны Николай Шабашов и Константин Рассказов. Эскадрилья Рассказова летала исключительно ночью, а Шабашов со своими летчиками совершал воздушные рейды днем, что в условиях полного господства в небе немецких истребителей было очень рискованно.

31 июля 1941 года состоялось боевое крещение Вихирева – он в первый раз поднялся в небо войны. И этот полет стал настоящим испытанием на прочность. Николай стал свидетелем ожесточенного воздушного сражения.

Оператор Николай Вихирев с экипажем бомбардировщика — Ереминым, Заварихиным и Коковым после вылета 31 июля 1941 года. Автор фото: оператор Борис Вакар. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

В тот день из девяти бомбардировщиков на аэродром вернулись только четыре. Несмотря на тяжелые потери, советским самолетам удалось прорваться к цели и сбросить бомбы. Бомбардировщик, на котором летел Вихирев, пилотировал один из наиболее опытных летчиков полка старший лейтенант Еремин, а штурманом был лейтенант Заварихин. В ходе воздушной операции экипаж осуществил сброс 100-килограммовых осколочных бомб на вражескую колонну – этот момент и попал в объектив кинокамеры Вихирева.

Снимок (точнее, кинокадр) этого бомбометания был опубликован в газете «Правда» 6 августа 1941 года. Под изображением был размещен текст:

«…На разгром немецких танковых колонн вылетел советский бомбардировщик под управлением старшего лейтенанта тов. Еремина. На борту самолета находился специальный корреспондент «Союзкинохроники» оператор тов. Н. Вихирев. На снимке им запечатлен момент сбрасывания бомб на фашистские мотомехчасти, двигающиеся слева по дороге; внизу видны поля, слева – селение Н».

Снимок сопровождала заметка самого Вихирева, которая содержала краткую информацию о воздушной операции. Это изображение и сопроводительный текст были первым документальным свидетельством того, что советская боевая авиация жива и в состоянии наносить прицельные удары по врагу. Публикация имела и важное психологическое значение: вселяла надежду на лучший исход, укрепляла веру в неизбежную победу Красной армии в этой страшной войне.

Что же касается самой воздушной съемки Вихирева, то данные кадры были включены в очередной выпуск «Союзкиножурнала» (№ 77, режиссеры Дзига Вертов и Елизавета Свилова), который вышел на экраны страны 13 августа 1941 года. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что это были первые военные кадры отечественной кинохроники, снятые непосредственно с борта боевого самолета.

Первая боевая награда

Из Москвы Николай вновь отправился в 33-й бомбардировочный полк, который из-за больших потерь полностью перешел на ночной режим. В этот раз кинооператор летал на СБ-2 с командиром эскадрильи капитаном Рассказовым. Ему вновь повезло: первый же вылет оказался удачным.

Недалеко от Житомира их бомбардировщик нанес удар по немецкому аэродрому, на котором базировались «юнкерсы». Вскоре к атаке присоединились другие самолеты эскадрильи Рассказова, и вражеский аэродром был полностью уничтожен. Николай сумел подробно снять рейд бомбардировщиков и сам авиаудар – это была первая в истории отечественного кино ночная воздушная съемка в боевых условиях. В Москве на основе снятого Вихиревым киноматериала были оперативно смонтированы два сюжета для «Союзкиножурнала».

После огромного общественного резонанса, который вызвали воздушные киносъемки Вихирева, многие известные операторы буквально устремились в небо. В августе 1941 года в воздух поднимается известный кинооператор Марк Трояновский. А в сентябре на воздушную киносъемку отправилась целая бригада во главе с легендарным кинохроникером Романом Карменом. В нее включили даже звукооператора (до этого при монтаже военных сюжетов про авиацию использовались типовые шумы из фонотеки студии). Однако в небе мэтры-документалисты надолго не задержались: вскоре переключились на съемки боевых действий на земле, в ходе которых сумели в полной мере проявить свой высокий профессионализм и запечатлеть важнейшие события войны.

Операторы Анатолий Рубанович, Роман Кармен, звукооператор (позже оператор) Рувим Халушаков во время воздушных съемок на Пе–2 в 260–м бомбардировочном полку.  Сентябрь 1941 года, аэродром «Будово». Источник фото: www.sb.by.

20 ноября Николай Вихирев вновь отправился в небо. С борта самолета Су-2 командира 288-го ближнего бомбардировочного полка Героя Советского Союза майора Владимира Артамонова он снял чрезвычайно эффектные кадры бомбометания. Они станут хрестоматийными и разойдутся по многим документальным и художественным фильмам.

Командующий ВВС Юго-Западного фронта генерал-майор Федор Фалалеев (впоследствии маршал авиации) по своей инициативе лично наградил Вихирева орденом Красной Звезды. Таким образом, Николай стал первым фронтовым кинооператором, удостоенным боевой награды непосредственно за воздушную киносъемку.

«А то и с пулеметом…»

Однако московские киноначальники скептически относились к «специализации» Вихирева. Например, обвиняли его в том, что, «расходуя много времени и пленки на авиационные сюжеты, он не дает «настоящих боевых кадров». Осенью 1943 года его даже понизили: перевели из кинооператоров 1-й категории во 2-ю. Так же предвзято относились и к другим кинохроникерам, работавшим в небе, в том числе и к Борису Шеру.

Я хорошо помню Бориса Ильича, помню, как он приходил на студию в День Победы – тот самый праздничный день, когда на ЦСДФ собирались фронтовые кинооператоры. Он не любил рассказывать о своем подвиге, так как, по его словам, «до чертиков устал это делать». А если и рассказывал, то непременно с юмором, без какого-либо намека на пафос.

Оператор Борис Шер. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

10 июня 1943 года капитан Шер полетел на киносъемку на замыкающем боевой порядок штурмовиков самолете. Это было весьма рискованно, поскольку крайний самолет обычно первым попадал под огонь немецких зениток. Пилотировал этот Ил-2 командир звена младший лейтенант Иван Старченков.

Группа из 23 самолетов под прикрытием истребителей Як-7Б пошла на Брянский аэродром и была атакована неприятелем. В небе разыгралась настоящая трагедия: прямо на глазах Бориса Шера были один за другим сбиты 18 наших штурмовиков. Два вражеских истребителя накинулись и на Ил-2 Старченкова. Однако Шер не испугался – и прицельной очередью из пулемета подбил «Фокке-Вульф 190», который загорелся и рухнул на землю.

Тогда об этом подвиге написали многие газеты. Правда, наградили кинооператора значительно позже, и то лишь орденом Отечественной войны 2-й степени.

Следует отметить, что именно Ил-2 стал самым популярным самолетом у наших военных кинохроникеров. Это объясняется тем, что во время полета оператор размещался в кабине воздушного стрелка, из которой было очень удобно снимать. Учитывая это, Роман Кармен предложил совместить функции воздушного стрелка Ил-2 и кинооператора.

Вскоре в советских ВВС появился первый и единственный штатный стрелок-кинооператор – гвардии старшина Юрий Королев. С кинокамерой и пулеметом он совершил около 40 боевых вылетов.

Независимое военное обозрение: Воздушные киносъемки, произведенные нашими операторами, стали пронзительными документами Второй мировой войны. Источник фото: NVO.NG.RU

Последний вылет

Конечно, Николай Вихирев снимал не только в небе – тогда судьба войны решалась главным образом на земле. И здесь он тоже был «на высоте»: запечатлел на кинопленке многомесячную оборону Сталинграда, пленение Паулюса, разгром немецко-фашистских войск на Орловско-Курской дуге, освобождение Украины.

27 июля 1944 года Вихирев на По-2 под управлением молодого пилота Ивана Белова вылетел на съемку боевых действий в районе города Перемышль. Экипаж был настолько увлечен процессом съемки, что не заметил немецкий истребитель, который неожиданно подкрался к «небесному тихоходу» и с первой же очереди зажег его.

Белов попытался сесть, но при снижении задел провода. Потеряв управление, По-2 рухнул на середину реки Сан и стал тонуть. К счастью, в Перемышль уже вошли наши войска. И летчика, и кинооператора красноармейцы успели вытащить на берег. В этот день Вихирев получил сотрясение мозга и тяжелую травму позвоночника.

На фронт Николай вернулся только через четыре месяца. Наши войска к тому времени продвинулись далеко на запад. Съемок было много. Через несколько дней Вихирев выяснил, где находился штабной аэродром. Ему сказали, что летчик Иван Белов жив-здоров и снова летает.

Осенний день был солнечный, но холодный. Николай шел задумавшись и вдруг (совсем как в кинофильмах) увидел идущего навстречу Ивана Белова. В шинели и фуражке, тот выглядел чуть старше. Правую бровь рассекал небольшой шрам. Николай и Иван долго молча трясли друг другу руки и взволнованно улыбались.

– Знаешь, Ваня, а я к тебе. Съемки наши в Москве на экране видел. Все снова пережил... Танковое наступление хорошо получилось!

– Здорово! А мне, когда вас увезли, ребята самолет все же вытащили. Позднее к нему новые троса управления и новый винт поставили. Летает!

– Ну, поздравляю! Вот мне как раз, Ваня, пару кадров с воздуха снять надо, – осторожно начал Николай. – Если разрешат – полетим?

– Хоть сейчас, Николай Александрович!

Конечно, никуда они вместе не полетели. Тот роковой полет стал последним полетом майора Вихирева. Но, собрав всю волю в кулак, он продолжил с кинокамерой свой боевой путь, дошел до Берлина, где вместе с другими фронтовыми операторами снял финальные кадры этой долгой и кровопролитной войны. 

__________________________________
1. По факту первая воздушная киносъемка состоялась ещё в годы Первой мировой войны — «Полеты над завоеванной землей в Анатолии». Скобелевский Комитет. Выпуск: 13/III 1916 (Петроград). Съемки Н.А. Топоркова и П.К.Новицкого (Учетный № в РГАКФД: 743) [Благодарим за уточнение В.Н. Баталина]

Снимает Николай Вихирев. Берлин. Апрель-май 1945 года. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).