Опубликовано: История и археология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 32-35).
Существующая сегодня в обществе необходимость осмысления героических и трагических страниц истории Великой Отечественной войны возрастает по мере удаления по времени от нас событий войны, ухода из жизни ее участников, ветеранов. Особое значение это имеет в связи с попытками искажения очевидных исторических фактов. Недопустимость фальсификации истории Великой Отечественной войны была подчеркнута 25 июня 2012 г. в выступлении В.В. Путина в израильском городе Нетания на церемонии открытия Мемориала победы Красной армии над фашистской Германией: «...Нужно беречь и отстаивать правду о войне: перелицовка истории преступна перед памятью миллионов и перед будущими поколениями» [1].
Особое значение в сохранении исторической памяти о войне играют дошедшие до наших дней кадры кинохроники. Беспримерное мужество и героизм народа в борьбе с врагом, самоотверженный труд в тылу, сила духа всего военного поколения нашли отражение в кинолетописи Великой Отечественной войны, весомый вклад в создание которой внесла Куйбышевская (ныне Самарская) студия кинохроники. Среди кинодокументов, созданных студией за 85-летнюю историю своего существования, кадры кинохроники Великой Отечественной войны имеют особую ценность. Участвуя в их создании, многие кинооператоры студии мужественно работали на фронте и в тылу. В их числе - Н. П. Киселев, А. Ф. Казначеев, М. И. Ципорин, С. И. Авлошенко, В. А. Косицын, Н. Я. Степанов, А. Я. Сухов, К. Ф. Мотков и другие.
Примером верности профессиональному и гражданскому долгу в годы войны была работа кинооператора Сергея Ивановича Авлошенко. В 1926 г. он окончил киноотделение театрального техникума в Саратове по специальности киноактер и стал работать как оператор-документалист на студиях кинохроники городов Саратова, Свердловска, Алма – Ата [2, с. 5]. В 1926 -1929 гг. он работал оператором Нижне – Волжского отделения «Совкино», в 1930 -1932 гг. – Уральского отделения «Союзкино», в 1932 – 1934 гг. – Алма–атинской студии хроникально-документальных фильмов, в 1935 – 1940 гг. – Саратовской студии кинохроники [3, с. 6].
Работая на этих студиях, он снимал закладку Магнитки, Сталинградского и Челябинского тракторных заводов, строительство Уралмаша и Тагилстроя, медных рудников Карабаша и соляных Березняков и многие другие сюжеты, которые, были посвящены созидательному труду советских людей в годы первых пятилеток. Первым своим учителем он считал ленинградского кинооператора Василия Николаевича Беляева, который после съемок на Памире картины «Крыша мира» приехал в Саратов снимать фильм об образцовых хозяйствах немцев Поволжья. Через всю свою жизнь Сергей Иванович Авлошенко пронес дружбу с В. Н. Беляевым, который стал известным советским оператором и режиссером-документалистом [4, с. 44].
Многие его профессиональные советы пригодились Сергею Ивановичу, когда он в 1940 г. стал работать на Куйбышевской студии кинохроники, кинооператором которой он был до 1945 г. [5, с. 6]. С самого начала работы на студии С. Авлошенко участвовал в создании кинодокументов, которые отражали важные события, происходившие в Куйбышевской области, трудовые свершения волжан, их достижения в промышленности, сельском хозяйстве, культурном строительстве.
В период с возникновения в 1927 г. и до 1941 г. студия занималась в основном выпуском киножурналов «Средняя Волга», «Оренбургская область» и «Советская Мордовия». Кроме того, она делала специальные выпуски и короткометражные фильмы [6]. В документальных фильмах Куйбышевской студии кинохроники, выпущенных незадолго до войны, было показано преображение Волги с ее новыми судами и портами, с людьми, которые совершенствовали формы работы речного флота, вводили прогрессивные графики, внедряли технические новшества [7, с.160.] Над созданием одного из таких фильмов – киноочерка «На Волге» (1940 г.), в котором зрители увидели живописные, заповедные места Самарской Луки, С. Авлошенко работал в качестве режиссера-оператора совместно с опытным режиссером О.Д. Покорским [8].
Активно участвуя в создании региональной кинохроники, С. Авлошенко в первый год своей работы на студии заснял 53 сюжета для киножурналов [9]. Все они отражали трудовые будни и праздники волжан, их мирную жизнь, которая была нарушена началом Великой Отечественной войны.
Кадры куйбышевской кинохроники сохранили эпизоды многочисленных патриотических митингов трудящихся, которые проходили в эти дни на предприятиях области. В съемках многих из них участвовал С. Авлошенко. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он был в составе съемочной группы (режиссер О. Покорский, операторы Н. Киселев, С. Авлошенко, Н. Степанов), которая в одном из сюжетов киножурнала («Средняя Волга», 1941, № 24, 24 июня.) показала, как на улице куйбышевцы сосредоточенно, с гневом и болью на суровых лицах, слушали речь Молотова, правительственное сообщение о начале войны. На митингах и собраниях они выступали с патриотическими призывами отстоять Родину в войне с захватчиками. Камера запечатлела, как на митинге коллектива Куйбышевского станкозавода рабочий Бодин заявил: «Фашистские выродки задумали поработить наш великий народ. Не удастся, обезумевшие фашисты!». В сюжете было показано, как в Фрунзенский райвоенкомат непрерывно поступали заявления патриотов с просьбой зачислить их добровольцами в ряды действующей армии. Орденоносец, участник гражданской войны, командир запаса Нападов обратился с просьбой послать его на фронт: «“На удар врага мы ответим тройным, несокрушимым ударом. Вперед, за Родину, за честь, за свободу!» [10].
Добровольцем ушел на фронт в 1941 г. и С. Авлошенко, оставив в Куйбышеве жену и годовалого сына. Он воевал в должности топографа 21-й армии, которая с упорными боями отступала от Бобруйска под Ельню. В конце 1941 г. его отозвали в Куйбышев [11, с. 45]. По просьбе Комитета по делам кинематографии при СНК Союза ССР он был демобилизован и направлен в кинохронику для работы по специальности во фронтовой киногруппе. Став фронтовым оператором, он снимал на Западном, Калининском, Волховском фронтах. [12, с. 350,362]. С. Авлошенко снимал бои под Ржевом, освобожденные, сожженные дотла города и села. В 1942 г. на Волховском фронте он снимал прорыв 2-й ударной армии [13, с. 45].
Будучи в составе киногруппы Калининского фронта, он снял ряд сюжетов (часть из них совместно с другими операторами): «Собаки – истребители танков», «Награждение истребителей», «Боевая работа саперов», «Прямой наводкой», «Вручение Знамени», «Город Зубцов», «Бои за Р.», «Сбор трофейного лома», «Колхозники помогают фронту» и другие сюжеты. Однако не все снятые им сюжеты получили положительную оценку. В заключении Главкинохроники по некоторым сюжетам указывались замечания по отсутствию должной оперативности в проведении съемок, по большому расходу пленки, по некоторой наигранности снятых кадров и т.п. [14, с.349-351, 452-453].
Отчасти это было связано с тем, что у руководителей фронтовых киногрупп не было единства взглядов на то, как надо снимать войну – отдавать предпочтение подлинному кинорепортажу о реальных событиях или более выразительному «образу действительности», построенному методом «организованных съемок». Эти вопросы в ходе острых дискуссий обсуждались 12-13 мая 1942 г. в Москве на специальном совещании начальников фронтовых киногрупп. Руководство Главкинохроники решительно выступило против метода «инсценировок». Эта принципиальная позиция нашла отражение в суровых приказах о наказаниях, а впоследствии и изгнании из фронтовой хроники целого ряда операторов за инсценированные съемки. В их числе оказался и С. И. Авлошенко. Приказом Комитета по делам кинематографии при СНК Союза ССР от 29 января 1943 г. он был отчислен из фронтовой хроники за инсценированные съемки боевых действий [15, с. 335-336, 350].
В 1943 г. С. Авлошенко продолжил работу оператором на Куйбышевской студии кинохроники, деятельность которой с первых дней войны была подчинена задачам военного времени по усилению морального духа народа, укреплению в общественном сознании чувства патриотизма, решимости выстоять и победить врага. Непосредственное участие в решении этих задач принимал С. Авлошенко.
Главной темой куйбышевских кинодокументалистов были патриотизм и трудовая доблесть тружеников тыла, вера людей в разгром врага. В кадрах кинохроники нашло широкое отражение несокрушимое единство фронта и тыла. С особой силой оно проявилось в патриотическом движении за создание Фонда обороны, по сбору средств на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник» и эскадрильи самолетов авиаполка «Валериан Куйбышев».
Всенародной помощи защитникам Родины были посвящены многие сюжеты киножурнала «Поволжье», производство которого (3 номера в месяц) студией было начато с 1 июля 1942 г. [16]. Так, в сюжете «От народа – в фонд Победы» («Поволжье», 1943, №7.), снятом С. Авлошенко совместно с кинооператорами Г. Фиргангом и М. Капланом, рассказывалось о том, как трудящиеся Куйбышевской области передали на вооружение Красной Армии танковую колонну «Куйбышевский колхозник»[17].
Помощь тружеников тыла защитникам Родины проявлялась и в их участии в шефстве над ранеными воинами. Домохозяйки, школьники, колхозницы, ученые, педагоги, деятели искусства постоянно помогали в госпиталях медицинским работникам, ухаживали за ранеными. Многочисленные сюжеты киножурналов были посвящены этой теме. В одном из таких сюжетов («Поволжье», 1945, № 8.) оператор С. Авлошенко запечатлел, как в одном из подшефных куйбышевских госпиталей горожане посещали раненых, приносили им подарки, приготовленные с большой любовью и благодарностью за их ратные подвиги во имя победы [18]. С. Авлошенко принимал участие в съемках нескольких произведенных Куйбышевской студией фильмов, посвященных героизму тружеников тыла. В их числе – фильмы «На боевом посту» (1943 г.), «Урал кует победу» (1943 г.), «Возрожденный завод» (1944 г.), «Поток» (1944 г.), «Возрождение Сталинграда» (1945 г.), «Гордость страны» (1945 г.).
Фильм «На боевом посту» (режиссер В. И. Будилович; кинооператор С. И. Авлошенко; музыкальное оформление Б. Мерцилова; звукооператор Л. П. Герцикова) был посвящен героическому труду работников железнодорожного транспорта в годы войны [19].
О тыле, производящем оружие для фронта, для победы, о героическом труде тружеников тыла, о природных богатствах Урала – «арсенала страны», о его мощной оборонной промышленности рассказывал полнометражный документальный фильм «Урал кует победу» (авторы сценария Б. Н. Агапов, В. Н. Бойков, Ф. И. Киселев; режиссеры В. Н. Бойков, Ф. И. Киселев; Главные кинооператоры О. Б. Рейзман, Н. Я. Степанов; кинооператоры С. И. Авлошенко, Н. А. Блажков, П. А. Ногин, Г. Е. Родниченко, А. Я. Сухов; музыкальное оформление Н. Аносова, Д. С. Штильмана; звукооператоры В. А. Котов, М. Ф. Соболев), созданный совместно Куйбышевской и Свердловской студиями кинохроники [20].
О доблестном труде работников эвакуированного на Волгу авиационного завода, сумевших в кратчайший срок наладить на новом месте производство самолетов, рассказывалось в фильме «Возрожденный завод» (автор сценария А.К. Дымовой; режиссер В.Л. Каштелян; операторы С.И. Авлошенко, Л.В. Куянов; звукооператор Л.П. Герцикова) [21].
Самоотверженному труду в тылу был посвящен и фильм «Поток» (режиссер О.Д. Покорский; кинооператор С.И. Авлошенко; музыкальное оформление Б.В. Мерцалова; звукооператор Л.П. Герцикова), который повествовал о внедрении поточного метода производства на заводе боеприпасов [22].
Фильмы «Гордость страны» и «Возрождение Сталинграда» были посвящены трудовому подвигу народа по восстановлению города-героя. В фильме «Гордость страны» рассказывалось о восстановлении сталинградского тракторного завода (режиссеры-операторы Н.Я. Степанов, С.И. Авлошенко, звукооператор Л.П. Герцикова) [23].
Полнометражный документальный фильм «Возрождение Сталинграда» был выпущен Куйбышевской студией кинохроники совместно с Центральной студией документальных фильмов (сценарист Б. Агапов, режиссер И. Посельский, операторы А. Хавчин, В. Доброницкий, В. Цитрон, В. Косицин; музыкальное оформление – А. Ройтман; звукооператор В. Котов; текст читает Л. Хмара) [24]. В течение двух лет группа режиссера И. Посельского наблюдала за городом, приезжая в него каждые полтора-два месяца для производства съемок, чтобы показать на экране историю восстановления Сталинграда [25, с. 134].
Трудовой доблести народа, благодаря которой шло восстановление и строительство предприятий, жилья, памятников культуры, всего, что так беспощадно было разрушено войной, были посвящены и многие выпуски киножурналов. В одном из таких выпусков («Поволжье», 1945, № 7.) С. Авлошенко совместно с оператором Н. Степановым показали, как в Сталинград прибыла молодежь из Югославии помогать восстанавливать разрушенный город [26].
С. Авлошенко участвовал в съемках многих сюжетов киножурналов, посвященных Великой Победе. Его камера запечатлела всенародное празднование волжан в связи с подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии (сюжет «День Победы великого советского народа», режиссер В. Каштелян, операторы М. Ципорин, С. Авлошенко, Г. Амиров, Н. Белоусов, К. Лавыгин, «Поволжье», 1945, № 19-20.), многотысячные митинги рабочих завода имени Масленникова, посвященные капитуляции Японии (сюжет «Уничтожен последний очаг войны», режиссер В. Каштелян, оператор С. Авлошенко, “Поволжье”, 1945, № 35.) и др. [27].
Авлошенко наряду с другими кинооператорами Куйбышевской студии кинохроники, являются бесценным свидетельством исторического подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Работая в мирное послевоенное время на других отечественных студиях, С.И. Авлошенко оставался верным своей профессии кинооператора. Он снял ряд документальных фильмов, около 1500 сюжетов для кинопериодики [28, с. 6]. Любовь к кинооператорскому мастерству он сумел передать своему сыну и внуку, положив начало династии кинооператоров Авлошенко [29, с.44]. Снятые им и другими кинооператорами Куйбышевской студии кинохроники в годы Великой Отечественной войны уникальные исторические кадры играют неоценимую роль в сохранении священной памяти о войне.
_____________________________
1. Латухина К. Белые крылья надежд // Российская газета, 2012, 26 июня. Барыкин Е. Саратовский кинословарь. – М.: «Дубль - Д», 1996. – 152 с.
2. Барыкин Е. Саратовский кинословарь. – М.: «Дубль - Д», 1996. – 152 с.
3. Документальное кино ХХ века. Кинооператоры от А до Я. Справочник - каталог / Авт.-сост. В. Горбатский. Отв. ред. А. Дерябин. – М.; «Материк», 2005. – 248 с.
4. Богма С. Династия кинооператоров Авлошенко // Техника и технологии кино. 2007. № 2. С. 44 – 49.
5. Документальное кино ХХ века. Кинооператоры от А до Я. Указ. Соч.
6. Поспелов А. 25-летие Куйбышевской студии кинохроники // Волжская коммуна, 1952, 30 декабря.
7. Шестаков К. Волга на экране // Волга. - 1982. - № 5. – С. 157–162.
8. Фильм «Гигант на Волге» // Волжская коммуна, 1940, 8 мая.
9. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф.656. ОП.32. Д.144. Л.113.
10. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф.4095. ОП.1. Д.20. Л.171, 174.
11. Богма С. Династия кинооператоров Авлошенко. Указ. Соч.
12. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Документы и свидетельства / Авт.-сост. В.П. Михайлов, В.И. Фомин. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2010. - 1048 с.
13. Богма С. Династия кинооператоров Авлошенко. Указ. Соч.
14. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Документы и свидетельства. Указ. Соч.
15. Там же.
16. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.20. Л.7.
17. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.30. Л.222.
18. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.9. Л.187.
19. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 966. ОП.2. Д. 805. Л.210.
20. Там же. Л. 217.
21. Там же. Л.220.
22. Там же. Л.235.
23. Там же. Л.250.
24. Там же. Л.247.
25. Гринберг И., Большинцов М. Кинохроника в дни войны // Звезда. - 1945. - № 5-6. С. 124-134.
26. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.3. Д.9. Л.86.
27. Там же. Л.Л.71, 133-134.
28. Документальное кино ХХ века. Кинооператоры от А до Я. Указ. Соч.
29. Богма С. Династия кинооператоров Авлошенко. Указ. Соч.