МУЗА ТЕЛЕФИЛЬМА

Газета «Известия» от 29 сентября 1965 года.

МУЗА ТЕЛЕФИЛЬМА

29.10.2021

В. ТКАЧЕВ, журналист, главный редактор производства фильмов Владивостокской студии телевидения; в 1977-1987 гг. — председатель приморского телерадиокомитета.
А. МАСЛЕННИКОВ, кинорежиссер; главный режиссер Приморского телерадиокомитета.

Опубликовано в газете «Известия» от 29 сентября 1965 года. Источник: сайт Олега Канищева, посвященный студии «Дальтелефильм». На фото монтажница Дальневосточной студии телевидения А. Горюненок (Григорьева). 60-е годы. Источник: фотоархив студии «Дальтелефильм». История телевидения и радио в Приморском крае - ГТРК Владивосток.

В КОНЦЕ июля на страницах «Известий» были напечатаны заметки кинорежиссера Сер­гея Колосова «В голубом свете «Орхидей». Автор кратко подвел итоги Второго международного телеви­зионного фестиваля. «Нужно прямо ска­зать,— писал Сергей Колосов,— что фе­стивальная «осечка» во многом отража­ет истинное положение вещей на нашем телевидении... Не по-хозяйски организо­вано производство телефильмов, ведуще­еся сейчас многими телевизионными студиями, не имеющими подчас для это­го никаких условий».

Очень верно сказано!

Уже совершенно очевидно, что теле­визионное искусство, вобрав в себя все приемлемое от театра и кино, становится самостоятельным, специфичным. Рожда­ются свои формы, свои жанры, начинают отчетливее вырисовываться направ­ления. И в то же время в техническом отношении производство телефильмов находится в зачаточном состоянии. Боль­шинство студий не имеет необходимой съемочной аппаратуры, оборудованных лабораторий, павильонов, монтажных, фильмохранилищ. Создание телевизион­ных фильмов, как правило, удел одино­чек-энтузиастов, в лучшем случае — небольших, стихийно родившихся групп.

Надо иметь единый центр, куда сходились бы все нити сложных — тех­нических и творческих — процессов. В Госкомитете по радиовещанию и телеви­дению было бы целесообразно объ­единить в специальном управлении или отделе по производству телефильмов (на той же финансовой и штатной основе) людей, кровно заинтересован­ных, любящих, болеющих за кинодело. Они координировали бы все во­просы кинопроизводства на телевиде­нии, планировали и учитывали выпуск фильмов, их тираж, помогали бы глу­бокому изучению телевизионного кино­искусства. Сейчас, когда этот жанр обретает творческую самостоятельность, образно говоря, обретает собственную музу, помощь ему — самая разнообраз­ная — совершенно необходима.

Во Владивостоке создана мощная теле­визионная база. Однако творческие ра­ботники дальневосточных студий поль­зуются ею стихийно, беспланово, на­летом. Если бы заранее определить единые производственные сроки подго­товки и выпуска те­лефильмов студия­ми, можно было бы во Владивостоке с большей отдачей ве­сти работу. Нужно сломать местнические барьеры, сосредоточить производство те­лефильмов в одних руках — на оборудо­ванной технической базе. Кустарным способом трудно создавать произведения искусства. Творческие объединения — вот, на наш взгляд, правильный путь.

В качестве эксперимента во Владиво­стоке и Минске созданы главные редак­ции производства и обмена телефиль­мами. Эта форма организации целиком себя оправдала. Достаточно привести такой пример: за год Владивосток тира­жирует 1.100 тысяч метров ленты, поч­ти столько же, сколько производит дальневосточная студия кинохроники, Только за прошлый год Владивосток­ской студией создано 15 фильмов, рас­сказывающих о людях Дальнего Восто­ка, их замечательных делах. Три из них — «Там, где сходятся меридианы», «Тайна чертова куста» и «Мы из Спасска» — получили высокую оценку на фестивале кино и теледокументалистов Сибири и Дальнего Востока, награждены дипломами и грамотами Союза работни­ков кинематографии СССР. Это законо­мерно, потому что редакция пытается разрешать техническую и творческую проблемы телевидения.

г. ВЛАДИВОСТОК