10.07.2022

Поляновский Макс Леонидович (1901—1977) — советский писатель и журналист, фотограф. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1951). Член Союза писателей с 1958 года.

Статья была опубликовано в журнале «Огонёк» № 19 (706), 10 июля 1940 года (стр.10). Источник: www.sites.google.com. Фото: "Ночная плавка. г. Магнитогорск". Источник: МАММ / МДФ.

Люди коммунистического общества будут с волнением изучать наши дни. Они захотят знать, как жила на рубеже пятого десятилетия XX века великая страна социализма. Они будут листать пожелтевшие комплекты сегодняшних газет и журналов, перечитывать книги наших современников. Их будут интересовать люди сталинской эпохи — живущие сейчас творцы настоящего и будущего.

На помощь им придет кинодокумент, пленка звукового фильма, снятого в один и тот же день 1940 года в сотнях пунктов Союза Советских Социалистических Республик.

Нам и самим интересно увидеть многообразный, многогранный день своей родины. Обыкновенный деловой день двенадцати союзных республик. И зарубежный кинозритель заинтересуется таким фильмом больше чем сильно разрекламированным голливудским боевиком.

Один из летних дней 1940 года станет большим, экзаменационным днем для советской кинохроники. В этот день 270 кинорепортеров будут создавать грандиозную кинопанораму — документальную повесть «День нового мира»[1].

Через весь фильм как основные действующие Лица пройдут рядовые люди страны социализма. Они работают, учатся, веселятся, отдыхают, любят. Они управляют государством, строят дома и заводы, работают на полях, ведут поезда, пароходы, ткут ковры, делают научные опыты...

Среди этих строителей коммунистического общества товарищ Сталин. Ему обязаны люди нашей страны своим свободным трудом и счастьем. Ему посвящают советские люди свой труд, свое искусство, свои героические подвиги.

В фильме будут показаны различные моменты жизни и деятельности советских людей: инженера; вузовки, школьника; человека, награжденного в этот день орденом; человека, чей портрет в этот день напечатан в «Правде»; радиста далекой зимовки; врача; судьи; заведующего загсом; художника; геолога...

Фильм покажет многообразнейшие участки социалистического строительства, покажет пространства и богатства страны, отразит советский патриотизм, постоянную готовность народа к защите социалистической родины.

И все это на протяжении одного только дня! Когда на часах кремлевской башни пробьет полночь, дальневосточный кинооператор снимет уже пробуждающийся к новому дню Владивосток или Хабаровск; Мурманск в это же время будет ярко освещен незаходящим солнцем, а Крым окутается плотным бархатом непроницаемо-черной ночи....

Обнаружатся изумительные климатические контрасты нашей страны. В один и тот же день мы увидим советских людей, которые купаются в теплом море, тренируются на лыжах, собирают цветы в одном конце страны — и едут по снежной дороге - в другом.

В этот день сотни людей с большими и малыми кинокамерами объедут города и села, колхозы и аулы, зимовки и стойбища, леса и заповедники, рыбачьи становища и дальние маяки.

Экран покажет, сколько в этот день выплавила страна чугуна и стали, сколько было добыто угля, сколько тысяч вагонов было погружено и разгружено на железных дорогах, сколько тракторов и автомобилей сошло с конвейеров заводов, как возделывались в этот день социалистические поля и охранялись советские троянцы.

Снимая для этого фильма-панорамы значительные явления и события, кинооператоры запечатлеют для будущих времен также такие детали, как костюмы, обувь, меню, театральные афиши, каждая такая деталь поможет будущим зрителям восстановить во всей полноте наше сегодня.

Через этот фильм, смонтированный из кадров, снятых в разных концах Советского Союза, пройдет несколько основных героев. Мы увидим введенный в картину сюжет: полный показ одного дня нескольких рядовых советских граждан, живущих в различных концах нашей родины.

«День нового мира» будут снимать не только операторы кинохроники. Все советские кинооператоры, находящиеся в различных экспедициях и снимающие игровые фильмы, в этот день сделают съемки для кинопанорамы одного дня нашей эпохи. Ведь каждые пять или десять метров, снятые в одной из точек СССР, дополнят рисунок кинопанорамы длиною в две тысячи метров.

Следовало бы привлечь к работе над фильмом также операторов-непрофессионалов. Любители, имеющие свои кинокамеры, могут дать для этого фильма ценнейшие кадры.

Общими усилиями предстоит создать ярчайшее произведение киноискусства, запечатлеть для будущего один из дней третьей сталинской пятилетки.

Авторами будущего фильма явятся сценаристы М. Цейтлин и Б. Яглинг[2], режиссер М. Слуцкий и все операторы советской кинохроники.

____________________________________
1. 24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны. Режиссеры: М. Слуцкий, Р. Кармен
Главные операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, Б. Небылицкий.

2. Борис Львович Яглинг (1909 — 1948) — прозаик, публицист, драматург и военный журналист.