Операторы и работники фронтовых киногрупп. Леонтович Федор Александрович

Монтажные листы фронтовых операторов.

Операторы и работники фронтовых киногрупп. Леонтович Федор Александрович

24.09.2021

Валерий Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 748 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Федор Леонтович летит на съемку линии укреплений земли Бранденбург (Германия). Март 1945 года". Фото из семейного архива Наталии Леоновны Белл-Вешневой.

Леонтович Федор Александрович (1904–1969).

Оператор документального кино. Родился в Киеве. Русский. Беспартийный. Руководитель подводных съемочных групп. В 1936 создал советский подводный киносъемочный аппарат.

Фронтовая биография началась в киногруппе Брянского фронта.

Начальником киногруппы Брянского фронта Гиковым работа Леонтовича была охарактеризована вполне положительно:

«Ле­онтович Федор Александрович, ассистент оператора. Работает на хронике 15 лет. Как ассистент является одним из наиболее опыт­ных и квалифицированных.

Самостоятельно может снимать ряд несложных сюжетов и отдельные эпизоды. Тех­нически работает очень хорошо. Во фронтовой работе проявил себя с самой лучшей сто­роны. Тов. Леонтович прекрасно знаком с киноаппаратурой, что очень помогает группе в текущем ремонте и профилактике аппаратуры».

Участвовал в съемках фильмов «Орловская битва», «Берлин», «Парад Победы».

В более поздней служебной характеристике отмечалось: «На 1-м Белорусском фронте с 25 декабря 1944 г., работал в воздушных частях 16-й армии как специалист по узкопле­ночному кино. Дело любит, работает с энтузиазмом в области фиксирования на узкую пленку целей противника и результаты работы пулеметов и пушек».

В 1947–1950 разработал крепления для кинокамер к самолетам для съемок работы боевой авиации. В соединениях ВВС руководил установкой этой автоматической аппара­туры.

После войны работал на ЦСДФ, где активно занимался разработкой методики и при­боров для наладки и испытания съемочной аппаратуры.

В 1955 первым в СССР освоил широкоэкранную оптику.

Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги» (1943).


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Боец на руках несет девочку...»

«В ТАНКОВОЙ БРИГАДЕ» (К НАСТУПЛЕНИЮ ВОЙСК 2-го ПРИБАЛТИЙСКОГО ФРОНТА)[1]

Монтажный лист № 5436 (или № 141)

Оператор: Ф. Леонтович

Посылаемый материал снят в период действия Н-ской гвардейской отдельной танковой бригады гвардии полковника тов. Юдина. В этой же бригаде одновременно съемки производились оператором И. Гутманом, материал которого является дополнением к этим съемкам. Снято: Бригада с приданной ей мотострелковой частью преследует отходящего противника. Проходят танки по фронтовым дорогам. Одна из колонн бригады с мотопехотой перед выходом в рейд. Крупный план бойцов мотострелкового батальона. Танки преодолевают труднопроходимые участки пути. Застрявшее самоходное орудие – мимо него проходят танки, навстречу танкам на собачьих упряжках вывозят раненых. Привал: командный пункт бригады – офицеры у костра. Полковник Юдин – команд. бригады (с палочкой) и майор Цыгин – нач. политотдела бригады. Подполковник Галкин (читает письмо). Шалаши, временные норы. Отдыхающие бойцы. Танки прибыли на рубеж накапливания, экипаж маскирует танк. Танковая разведка в только что захваченной деревне – Набино (танки у сарая). Танки с десантом преследуют отступающего противника: лесная дорога, на дороге убитый фриц, через него один за другим проходят танки. Проносят раненого. В дер. Гридино. Батарея 76 мм пушек ведет огонь из только что освобожденной деревни. На общих планах видна сожженная деревня. После боя бойцы греются у костров, сушат валенки, сапоги, портянки. Среди греющихся бойцов уцелевшая жительница деревни. Бойцы помогают населению деревни, находящейся под обстрелом, эвакуироваться в тыл. Боец на руках несет девочку. Жительница деревни помогает раненому бойцу надеть вещевой мешок и другие планы.

Снято 200 метров.

(подпись).

Подлинник. Машинопись. Без даты.

______________________________
1. 2-й Прибалтийский фронт образован 20 октября 1943 года в результате переименования Прибалтийского фронта. С 1 по 21 ноября 1943 года войска левого крыла фронта вели наступление на Витебско-Полоцком направлении. В январе – феврале фронт участвовал в Ленинградско-Новгородской операции 1944 г. В ходе Старорусско-Новоржевской операции войска фронта вышли на подступы к Острову, Пушкинским Горам, Идрице; в июле 1944 года провели Режицко-Двинскую операцию и продвинулись на запад до 200 км, а в августе провели Мадонскую операцию, в ходе которой продвинулись еще на 60-70 км вдоль северного берега Западной Двины и освободили крупный узел железнодорожных и шоссейных дорог – город Мадона. 

«СТАЛЬНОЙ АЭРОДРОМ»

 27 марта 1945 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 375

Оператор: Леонтович

Снято 150 метров Пересеченный профиль местности и малое наличие стационарных аэродромов создало особые трудности в ходе наступательных операций наших частей от Вислы к Одеру. На пути преодоления этих трудностей при перебазировании нашей авиации нами используются разборные «стальные аэродромы». Заимствованные нами у американцев нормы укладки аэродрома (взлетной площадки): у американцев – 70 часов. Наши бригады сборщиков перекрыли эту норму и укладывают «полосу» в 60-40 раб. часов. Мною снято: по Вашему заданию, как материал – работа об укладке стальной полосы. На работе использована –…[1] Снято: укладка полосы, общие, средние и крупные планы соединения звеньев. Готовая взлетная полоса. Взлет и посадка на стальной полосе наших самолетов (Пе-2, Ил, «Кобра»2 ).

Оператор Леонтович.

Незаверенная машинописная копия.

_________________________________
1. В монтажном листе эта фраза не закончена. 2 Р-39 («Аэрокобра») – самый «обрусевший» самолет ленд-лиза. В Советский Союз было направлено почти 5000 этих истребителей, что составило более половины всех выпущенных машин этого типа, или более трети всех переданных нам в годы войны американских самолетов. Причина в том, что для самих американцев для боев на Западном фронте и на Тихом океане истребители Р-39 оказались приспособлены мало. Этим, наверное, и объясняется тот факт, что большую часть «тридцать девятых» без особой жалости передали Советскому Союзу. Зато «Кобра» отлично подошла для условий советско-германского фронта, где главной определяющей силой были сухопутные войска, которые вели решающие битвы. Лучшую рекламу этому истребителю сделал летчик Александр Покрышкин – будущий маршал авиации и трижды Герой Советского Союза. Переучившись в 1943 году с МиГ-3 на «Аэрокобру», Покрышкин именно на ней одержал большую часть из своих воздушных побед.

«МЕЗЕРИЦКИЙ ПОДЗЕМНЫЙ АВИАМОТОРНЫЙ ЗАВОД»

12 апреля 1945 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист

К/оператор: Леонтович[1]

Метраж 300 метров.

Пленка СЧС-2, эм. № 52

Натурная съемка – Ам. [американская пленка] «Панхром»

Съемка со светом Мирные пейзажи Померании. Деревни, озера, леса. Деревня Хохвальде расположена на берегу озера. Чудесный сосновый лес с озерцами, поросшими камышом. Речушка, уходящая в лес. Это поэтическое, на первый взгляд, место являлось укрепленным районом немцев на их государственной границе (Берлинский обвод). Спасая свои оборонные заводы от бомбежки союзной авиации, они использовали Хохвальденский укрепленный район, состоящий из цепи фортов, его глубоко залегающие под землей туннели для авиамоторного завода фирмы «Даймлер Бенс». Гитлеровцы не успели полностью смонтировать завод, действовали лишь 4 цеха, изготовлявшие детали к моторам «ДБ-116» (24-цилиндровый мотор большой мощности, еще не введенный на вооружение). Главный тоннель, в котором разместились 4 цеха, имеет протяженность в 16 км. Глубина залегания туннеля до 50 метров. Общая протяженность тоннелей подземной крепости свыше 35 км. На этом заводе работали рабы всех национальностей, главным образом, русские и поляки, здесь работало свыше 3-х тысяч человек. Работали по 14 часов в день, глубоко под землей в сырых тоннелях. Обедали тут же у станков. Через 6 месяцев такой работы человек терял трудоспособность, и его место занимал новый раб. Зарывшись глубоко под землю, окружив себя казавшимися неприступными железобетонными фортами со стальными башнями, оснащенными огнеметами, минометами, пушками и пулеметами, гитлеровские безумцы считали, что они обезопасили себя не только с воздуха, но и с земли. Но враг просчитался. Именно здесь, в р-не между деревнями Буршен и Хохвальде, наши танковые части под покровом ночи умелым маневром прорвались в центр укрепленного р-на, Лес Хохвальде, тем самым освободив тысячи рабов и блокировав «неприступные» форты с тыла. Крепость Хохвальде капитулировала. Немцы взорвали главный вход в тоннель, но через несколько дней открылись герметически бронированные двери дотов и 1200 фрицев ушли в русский плен, сложив во дворах фортов оружие. Воинская часть подполковника Сорокина вскрыла заваленный вход в тоннель. Рота за ротой входят бойцы в тоннель, чтобы пленить станки. Состав за составом из тоннеля выходят станки, проезжая в последний раз по лесной дороге, и следуют за своими хозяевами в русский плен. Снято: 1. Наиболее характерные пейзажи р-на расположения завода. 2. Взорванный вход в завод – вход в тоннель. Недостроенный второй вход. 3. Дот в р-не Леса Хохвальде и местность, просматриваемая из его амбразуры. 4. Работа по вскрытию завала. 5. Открытый тоннель. Входят роты бойцов рабочего батальона. 6. В тоннель въезжает мотовоз с пустыми вагонетками. 7. Из тоннеля выезжает состав со станками, несколько планов. Крупно – отдельные станки, марки фирм. 8. Паровозик увозит состав со станками по лесной дороге на железнодорожную станцию. Станки, ожидающие погрузку на эшелон. Бойцы проводят антикоррозийную обработку – смазывают вазелином рабочие части станка. 9. Внутри завода – в тоннеле шатунный цех. Перспектива цеха тоннеля, статично и с хода. Отдельные станки, детали. Детали, зажатые для обработки. Рабочий столик – панорама, на столике миска, измерительный инструмент, книга.

Леонтович.

Подлинник.

Машинопись.

Подпись – автограф.

На документе имеется указание цензора «Показывать можно, не упоминать об эвакуации завода. Не указывать фамилии уполномоченных. Куприянов. 21.5.».

Все фамилии руководителей эвакуационных работ и военачальников вычеркнуты.

_________________________________
1. «Висло-Одерская операция характерна не только небывалой стремительностью и высокими темпами наступления, в ходе которой за 18 дней нашими войсками была пробита глубоко эшелонированная оборона из семи рубежей общей глубиной до 500 километров, но и тем, что впервые в военной истории мощный Мезерицкий укрепленный район прорывала танковая армия.

Необходимо отметить, что для возведения военных оборонительных подземных коммуникаций (а ведь Мезерицкий укрепленный район строился для обороны Берлина) место немцами было выбрано идеальное: холмистый ландшафт, полосы смешанного леса, многочисленные естественные водные преграды, озера, каналы, болота. Мезерицкий укрепленный район (УР) немцы считали неприступным. Он являлся одной из двух крупнейших оборонительных систем Германии: на западе таким щитом считалась «линия Зигфрида», на востоке – Мезерицкий УР Одерский треугольник. К его совершенствованию гитлеровское командование приступило после тяжелого поражения своих войск под Сталинградом. За два года он был значительно усилен и, разумеется, объявлен неприступным. Стратеги вермахта твердо рассчитывали остановить советские войска на Мезерицком укрепрайоне, считая его неприступным» (https://reibert.info/).


Материалы по теме