Метриал опубликован в газете «Ленинградская правда» № 52 от 02 марта 1975 года. Фото: ". Операторы Ленинградской студии кинохроники Я. Блюмберг и В. Максимович. Пулковская высота. 15 января 1944 года". Автор фото: Д. Трахтенберг. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
СТАРАЯ эта фотография плохо отпечатана, с трудом разглядываешь ее. Траншея, полузасыпанная снегом. Два человека в ушанках. Позади — пустыня. в руках у людей какое-то оружие... Вроде бы огнеметы неизвестной конструкция. Но нет. Это — киноаппараты с телеобъективами. На обороте надпись: «Фронтовые операторы на Пулковской высоте 15 января 1944 года, в первый день начала операции снятия блокады Ленинграда».
...Уже есть книги о поэзии в дни блокады. Есть очерки о прозаиках. Есть рассказы о журналистах... Но был еще род оружия — с ним шли в атаку, попадали во вражеский тыл, побеждали и умирали. О нем написано меньше. Он был сегодняшним, «сиюминутным» и прямиком ушел в историю. Речь — о кинодокументалистике, о работе сотен кинооператоров в дни войны, в том числе кинооператоров Ленинградского фронта.
«Я киноглаз». Это слово из статьи Дзиги Вертова — одного из прославленных кинодокументалистов. Операторы Ленинградского фронта были киноглазом сражающегося города. Строителями, воинами и летописцами. И правда, увиденная ими, была сурова и трагедийна.
Қинооператоры — не лучшие рассказчики, но я слышал, как они вспоминали "не о себе, а о товарище» - истории, которые сделали бы честь любому военному фильму.
Танковая атака. Налет штурмовиков. Разведка боем. Это не только из истории Отечественной войны, это еще, в частности, и из истории советского документального кинематографа. Роман Кармен в своей книге «Но пассаран!» рассказывал о ленинградцах: «...Когда все обессилили я носить аппаратуру на себе стало трудно, везли ее на саночках. Шля по пустынным улицам скованного холодом города, снимали кадр за кадром, отогревая замерзшую камеру на своей груди... Операторы Симонов, Славин, Говоров, Голод и другие запечатлели стремительные атаки советской пехоты, выбивающей врага из населенных пунктов».
Они прошли всю войну от первого до последнего дня. Без роздыха.
Операторы Б. Дементьев, Л. Изаксон, С. Масленников были заброшены во вражеский тыл, на Псковщину. Она снимали легендарный обоз, который вез в блокированный Ленинград продукты через линию фронта... Каждый час мог стоить им жизни. Они сняли уникальную ленту -- репортаж о подвиге.
...Два человека идут в зрительный зал. Идут посмотреть зарубежную ленту. Но действие разворачивается не только на экране — их шепотом вызывают из зала. Эти два зрителя — фронтовые кинооператоры. Срочное задание. Нужно снять дворцы». «Какие дворцы? Почему дворцы? Идет война!», «На Ораниенбаумском «пятачке держит оборону ПОГ — Приморская оперативная группа. Ораниенбаум — наш. Петергоф — у фашистов. Нужно снять для мировой общественности разрушенные, испоганенные фашистами дворцы...».
И вот два оператора — куда там сюжет зарубежного боевика! — в сопровождении советского разведчика проникают на нейтральную полосу, где просматривается каждый камень... и находят на чердаках полуразрушенных домов точки, с которых можно снять Большой дворец и Марли... Они выжидают, не обнаружили ли их снайперы врага. Нет, не обнаружили. Тогда один из них идет с разведчиком далее, проникает в кухню Английского дворца и ведет съемку оттуда. Мировая общественность еще раз увидела "методы войны», которую вели фашисты.... Фамилии этих людей В. Максимович и Я. Блюмберг.
Такие эпизоды есть в памяти у любого оператора Ленинградского фронта. В голод, под бомбами, обстрелом, в непрерывной тревоге был создан фильм «Ленинград в борьбе». Не было электроэнергии, не было воды, не было хлеба... Но фильм был сделан.
Как умудрялись кинолаборатории тех лет выпускать продукцию, как переправляли отснятый материал в Москву, как умудрились режиссеры Е. Учитель, В. Соловцев, Н. Комаревцев и другие работать над фильмом — можно только поражаться!
Блокада для кинематографистов Ленинграда, как и для всего народа, — дни борьбы. Это они сняли кадры — рабочие у станков, подвязанные к ним, чтобы не упасть от голода; это они сняли людей, замертво падающих у кромки Невского льда; это они сняли взрывы снарядов в музеях я госпиталях. Снимали и сами падали от голода, раненые и убитые...
Сергей Фомин возглавлял группу операторов на Балтийском флоте. Вместе с погибшим В. Сумкиным он участвовал в переходе из Таллина в Кронштадт... Судно, на котором они находились, было торпедировано фашистами. Около часа он держался на воде, был подобран командой торпедного катера...
И. Хмельницкий (комсомолец с 1919 года, коммунист с 1930) был директором объединенной студии. Затем его сменил режиссер В. Соловцев, и оба они были одновременно и начальниками фронтовых групп кинооператоров. А в этих группах — А. Богоров, С. Фомин, Е. Учитель, А. Климов, П. Паллей, В. Страдин, Ф. Овсянников, Г. Шулятин, К. Станкевич, Н. Долгов, А. Братуха и многие, многие другие... и за каждым из них не только столько-то тысяч метров пленки, за каждым боевая операция...
Сегодня Анатолий Назаров работает над кинофильмом «Блокада». Он снял кадры, посвященные Кировскому заводу — сборочный цех, двор, танки, уходящие на фронт. А три десятилетия назад в самые страшные дни он тоже снимал на Кировском, по сути, те же кадры — сборочный цех, двор, танки, уходящие на фронт...
Оператор А. Зазулин до последних дней работал оператором комбинированных кадров. Но ему принадлежат и кадры, снятые в освобожденном Новгороде. Разрушенные соборы, взорванные палаты, карьеры, где были захоронены убитые. Его кадры — и многих других — вошли в обвини тельное дело против фашистов. Евгения Шапиро мы знаем как оператора музыкальных и лирических фильмов: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Крепостная актриса». А во время войны он «специализировался" на снайперах - вместе с ними он ходил в «секрет», снимал их в деле...
...ВЗРЫВ, еще взрыв... Рушится дерево, оседает дом, зажимая рану, падает солдат... Бегут какие-то парни в длинных пальто, женщина в платочке. И когда мы видим на экране отрывки из старой хроники, мы невольно ощущаем боль от солдатской раны и страх за судьбу бегущих. Но не всегда думаем о тех, кто все это снял, с опасностью для жизни сохранил для людей... На стеле Ленинградской студии документальных фильмов — мраморная доска. Там имена: А. Быстров, Ф. Печул, Я. Славин, В. Сумкин, А. Сокольский, В. Селезнев, Д. Эдельсон. Это кинооператоры, погибшие в годы войны на Ленинградском фронте.
Но осталась пленка. И к ней обращается не только режиссер, снимающий сегодня художественный фильм о войне, и не только историк кино. Ее смотрят тысячи и миллионы людей. Она осталась. Она живет.