ЧЕЛОВЕК С ДВУМЯ АВТОМАТАМИ


ЧЕЛОВЕК С ДВУМЯ АВТОМАТАМИ

19.08.2021

На фото: "Фронтовые кинооператоры у здания Рейхстага. Берлин, 1975 год". На фото (слева направо): Малик Каюмов, Алексей Сёмин, Роман Кармен, Михаил Шнейдеров. Автор фото: Борис Дементьев. Фото из архива В. Гусевой.

Люди с двумя автоматами— киносъемочным и огнестрельным — так называли в Великую Отечественную войну фронтовых кинооператоров. Михаилу Шнейдерову довелось быть в числе тех из них, кто дошел до самого Берлина. в 1941 году он - участник съемки фильма «Разгром немецко-фашистских войск над Москвой», первой из советских полнометражных документальных военных картин, удостоенной Государственной премии СССР, в 1945 — автор бессмертного кадра водружения знамени Победы над фашистским рейхстагом.

Кончилась Великая Отечественная, и у оператора снова осталось только одно оружие - кинокамера. В 1949 году Шнейдеров приехал в Ригу, чтобы присоединиться к группе работников ЦСДФ, помогавших Латвии налаживать производство фильмов, в 1963 году за большой вклад в развитие кино нашей Республики он удостоен званная заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, а в 1970 году стал лауреатом Государственной премии Латвии — за создание документальной трилогии «Мы шли с Ильичем».

— За эти 30 лет Латвия стала родной для меня, — говорит М. А. Шнейдеров, — а в 1949 году ехал я сюда со сложными чувствами. В Москве меня предупредили перед отъездом: «Помни, в Риге надо быть на уровне». И действительно, уже тогда, в первые послевоенные годы, уровень цеха хроники был высок, славились рижские киножурналы ... Поэтому меня всегда злит, когда я слышу, что документальное кино возникло в Риге в 60-е годы с приходом тех-то и тех-то. Нет, просто оно поднялось на следующую ступень.

— Помните ли вы свои первые работы в Риге?

 — Это были сюжеты для кинопериодики. Самый первый рассказывал об интернациональном воспитания школьников. Очень деятельно участвовал в его подготовке Виктор Лоренц, который к кино тогда никакого отношения не имел, а работал в пионерской прессе. Мы с ним вместе выбирали школу с самым интересным пионерским костром, слушали, как ребята читают стихи. Одна девочка со стихами Рокпелнисе нам особенно приглянулась, её потом даже к дубляжу студия привлекла. Три моих киносюжета были приняты хорошо, а за следующую съемку мне, невзирая на все мои ордена и знания, попало: сухо снял как-то. «Если так будет и дальше, придется нам с вами расстаться», — сказали мне на студии.

— Кинодраматург и актер Виктор Лоренц — не единственный ваш «крестник»?

— Оператор Генрих Пилипсон начинал со мной на фильме «Где же вы, друзья-однополчане?», Дима Верхоустинский в «Цветах и людях»; работал я и с Айааром Лицисом, который теперь ведущий кинооператор Латвийского ТВ.

 — У вас никогда не было соблазна перейти из документального кино в игровое, как сделали многие?

— Нет, в литературе есть писатели и есть журналисты, и в кино тоже, я — журналист. Роман Кармен тоже ведь в актерское кино не шел. Этого человека, с которым мы вместе прошли войну, я считаю знаменосцем советской кинодокументалистики.

— Какую картину вы бы хотели снять ещё?

— О детях, которые растут, не зная ужасов войны. Мне всю жизнь близка эта тема — красота и радость материнства, детства. Хотелось бы вернуться и к нашей трилогии «Мы шли с Ильичем». Мы кончили ее сороковым годом в Латвии, но я чувствую глубокую потребность продолжить рассказ о коммунистической партии республики, на материале современности проследить связь революционных традиций и сегодняшних завоеваний латышского на рода.

Г. Ф.

Рига, 1980 год.