ЗНАМЯ НАД РЕЙХСТАГОМ. О ТЕХ, КТО СНИМАЛ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАДРЫ


ЗНАМЯ НАД РЕЙХСТАГОМ. О ТЕХ, КТО СНИМАЛ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАДРЫ

20.08.2021

Источник: www.lechaim.ru. Фото: "Знамя Победы над Рейхстагом. 02 мая 1945 года". Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.

Во втором томе «Кинословаря» есть небольшая заметка. Привожу ее с сокращениями: «Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, режиссер-оператор Моисей Абрамович Шнейдеров – один из старейших работников Рижской киностудии. Родился 18 ноября 1915 года. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны – фронтовой оператор. В 1942 году за участие в создании фильма “Разгром немецких войск под Москвой” был удостоен Государственной премии СССР. Снимал исторические кадры поднятия красного флага над фашистским рейхстагом в Берлине».

В конце 70-х я записал для «Советского экрана» воспоминания Моисея Абрамовича о последних днях войны. Тогда они не были опубликованы. По словам редактора журнала, количество еврейских фамилий в нем перекрыло все дозволенные по тем временам мерки. Более четверти века мемуары М. Шнейдерова пролежали под сукном. Полагаю, настало время, когда они должны увидеть свет. Ниже публикуется отрывок из них.

– Каждый фронтовой кинооператор, – так начал свой рассказ Моисей Абрамович, – сам по себе стратег. Не будучи посвящен в планы военных операций, он должен интуитивно ощущать их ход и в нужный момент оказываться с камерой в том месте, где происходят главные события.

Последние дни войны мы с кинооператором Авениром Софьиным провели в расположении 69-й армии. Армия стояла против Франкфурта-на-Одере и ждала приказа о переходе в наступление. Но на этом участке большое наступление не состоялось. Боясь пропустить момент, когда наши войска войдут в Берлин, Софьин и я двинулись к столице рейха. Мы успели снять конец сражения на Зееловских высотах, десятки подбитых немецких танков, дымящееся железо, груды брошенной техники. Затем продолжили свой путь и, наконец, влились в наступающие части.

Читаем на указателях: до Берлина 20, 15, 10 километров. Вот уже и берлинские пригороды с пропагандистскими щитами: «Шпион подслушивает», «Берлин останется немецким»…

Снимаем уличные бои. Чем ближе наши подходят к центру, тем упорнее сопротивляются фашисты. Цепляются за каждый дом, за каждый перекресток.

Узнаю, что в Берлин прибыл кинорежиссер Юлий Райзман, назначенный руководить документальными киносъемками. Фронтовые операторы получают от него съемочные задания. Снятый материал сдается в политуправление 1-го Белорусского фронта; там я встречаю Льва Саакова – в то время начальника фронтовой киногруппы. Получаю приказ срочно перебраться в 3-ю Ударную армию: по сведениям политуправления, воины этой армии будут водружать знамя победы над рейхстагом, а там якобы нет кинооператоров.

Докладываю начальнику политотдела 3-й Ударной полковнику Лисицину о полученном задании. Полковник тотчас отправляет меня в 75-й стрелковый корпус, предупредив, чтобы я ни минуты не медлил.

Ориентируясь по проводам связистов, добираюсь до штаба корпуса. В штаб уже прибыли командующий 75-м корпусом генерал Переверткин и писатель Борис Горбатов. Объявил генералу, с каким заданием приехал. Генерал ответил, что у него в корпусе уже есть два кинооператора. Помог связаться с ними. К аппарату подошел оператор Симхович, сказал, что вместе с оператором Фроленко находится прямо перед рейхстагом. В передовой части. «Здание горит, и из-за дыма почти ничего не видно. Снимаем, что можем…» Это было вечером 30 апреля.

Генерал Переверткин приказал: с наступлением темноты доставить меня на передовую. Пришел солдат, парнишка лет 18-ти, и мы отправились. До сих пор удивляюсь, как мог мой проводник так легко ориентироваться в незнакомом ночном городе. Идем через проломы в стенах, через канавы, шагаем по разрушенным мостам. Добрались наконец до полуподвального помещения, где разместилось командование части и те, кому предстояло поднять над рейхстагом победное знамя. Командир части познакомил меня с будущими героями.

Рассвело, и из окон полуподвала стал виден рейхстаг. Вернее, слабый его силуэт.

Первый кадр в тот день я снял, когда солдаты, выпрыгнув из окна, побежали в сторону площади. Я побежал за ними. Солдаты вскоре залегли. Я тоже упал на землю. Черный от копоти, обгоревший массив здания почти навис над нами.

Солдаты лежали. Красное знамя было прикреплено к груди одного из них. Потом встали и повернулись в мою сторону. Тут мне удалось снять их со знаменем. В объектив кинокамеры я видел, как бегом, миновав лестницу, они скрылись в портале рейхстага.

Боюсь потерять их. Вбегаю в здание. Догнал. Темно, снимать невозможно. Находим выход на крышу. Сквозь едкий дым видим под собой раскаленные металлические балки. Купол рейхстага разбит; подняться на него нельзя.

Принимается решение – вывесить флаг у скульптурной группы над главным входом. Снимаю. Дублей (понятное дело), быть не могло… Весь материал упаковал в небольшую коробку и отправил на проявку в Москву.

За съемки при водружении знамени победы над рейхстагом командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков наградил меня орденом Красного Знамени.

***

Оператор Иван Панов, коллега Моисея Шнейдерова, тоже находившийся на площади перед рейхстагом, описал то, что увидел ранним утром 1 мая 1945 года. «Ночь уже на исходе. Небо начинает светлеть, становится рыжеватым… Вот наконец делается более или менее светло, по краям площади прорисовываются контуры развалин, высвечиваются детали… Я вдруг вижу – на крыше, у скульптурной группы, красное полотнище! Как пламя взметнулось оно…

Вставляю в аппарат новую кассету и уже в рамке, в сильном ракурсе снизу вижу полощущийся алый стяг».

Юлий Райзман, режиссер-постановщик документального фильма «Берлин» оставил в своих мемуарах запись:

«Все помнят незабываемые кадры штурма рейхстага и водружения на нем красного знамени Победы. Эти кадры удалось снять операторам И. Панову и М. Шнейдерову».

Моисей Шнейдеров умер в декабре 1985 года. За год до его смерти издательство «Искусство» выпустило сборник «Их оружие – кинокамера», посвященный военным кинооператорам. В сборнике помещена статья Ивана Панова «Над рейхстагом – красное знамя», записки Юлия Райзмана о последних днях войны. К сожалению, в нем отсутствуют публикации о Моисее Шнейдерове, снявшем кадры, вошедшие в золотой фонд мировой кинодокументалистики. Имеется только его фотография. Моисей Абрамович снят в военной шинели с кинокамерой в руках. Под фотографией подпись: «М. Шнейдеров, 1-й Белорусский фронт, Берлин, 1945 год». И больше ничего…