В объективе - Югославия

Последний бой оператора Виктора Муромцева.

В объективе - Югославия

23.07.2021

Алексей Борисович Голубев – киновед, сценарист, главный редактор интернет-проекта #МузейЦСДФ. Член Союза журналистов Москвы. Член Союза кинематографистов России.

Статья опубликована в еженедельнике «Независимое военное обозрение» (Независимая газета) 15 июля 2021 года (№ 1149). Фото: "Виктор Муромцев снимает торжества по случаю освобождения югославскими партизанами города Никшич. Сентябрь 1944 года". Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино). 

Ночью 25 июня 1944 года советский бомбардировщик Б-25 пересек Карпатские горы, широкий Дунай, Восточно-Сербские горы и теперь кружил над долиной Чуково поле. Это место, расположенное в самом сердце Черногории, летчики давно уже окрестили долиной смерти. Небольшая зеленая равнина, окруженная острыми, как пики, горами. К ней трудно подлететь, трудно определить место для высадки парашютистов.

Фашисты, конечно, слышали моторы бомбардировщика, но не могли даже предположить, что советский самолет несет на борту не бомбы, а особый груз – кинокамеры, штативы, ящики с пленкой и в придачу пару человек, умеющих с ними обращаться. К югославским партизанам направлялись кинооператоры Владимир Ешурин и Виктор Муромцев. Первый был уже широко известным фронтовым кинорепортером, он снял немало документальных картин о войне, в том числе фильм о борьбе народа Абиссинии с итальянскими захватчиками. Его напарник Виктор Муромцев стал профессиональным кинооператором сравнительно недавно. Но и у него уже был опыт съемок в боевых условиях. В 1942 году он окончил операторский факультет ВГИКа. Дипломную работу снимал на фронте. Работал в партизанских соединениях Ленинградской области, позже – в киногруппе Северо-Западного фронта. В 1943 году за мужество, проявленное при выполнении боевого задания, Виктор был награжден орденом Красного Знамени. И вот теперь его путь лежал в Югославию.

Достигнув цели, самолет резко пошел на снижение. Раздался сигнал, раскрылся бомболюк, и в ночную тьму полетели один за другим два человека. Вслед за ними на парашютах сбросили несколько грузовых мешков с киноаппаратурой и пленкой.

Ешурин первым ощутил под ногами землю – ему повезло: он приземлился на ровном поле. Вскоре кинооператор уже грелся у костра в партизанском лагере. Мешки с киноаппаратурой падали последними, но место их приземления было известно, поэтому партизаны без труда сумели найти их. Однако Муромцева нигде не было. Нетрудно представить, как переживал за него старший кинооператор! Всю ночь он ждал Виктора, но тот так и не появился. Неужели погиб? К счастью, на третьи сутки Муромцев нашелся. В лагерь партизан его привели местные жители. Как выяснилось, после прыжка Виктора снесло на горный склон, он повредил ногу. Пока было темно, лежал на месте приземления и лишь утром добрался до ближайшего крестьянского дома.

Несмотря на травму, Муромцев горел желанием работать. Кинохроникеры решили направиться в город Колашин, где размещалось командование партизанских соединений в Черногории. Там же находилась и ставка члена советской военной миссии. Перед отправкой кинооператоры взяли в руки съемочные аппараты, проверили их – и сразу же почувствовали себя увереннее. Пришло время снимать!

В Колашин они прибыли в июле 1944 года. Там вовсю праздновали знаменательную дату – ровно три года назад Югославия начала вооруженную борьбу с итальянскими и немецкими оккупантами. В четком строю проходили по улицам города военные части. Многие солдаты были одеты кто во что горазд. Некоторые даже в немецкую форму с содранными знаками различия. Но эта пестрота не умаляла торжественности происходящего. Повсюду радостные толпы людей. На домах висят транспаранты: «Да здравствует демократическая независимая Югославия!», «Смерть фашизму – свобода народу!»

Бойцы Народно-освободительной армии знали, что скоро начнется большой поход – покрет, как они говорили. Они радовались предстоящим сражениям и танцевали коло. С гранатами на поясе, с винтовками за плечами, сплетя руки, они мягко перебирали ногами, подстегивая ритм танца мужественными выкриками. Виктор тоже вошел в круг и, стараясь не отстать от других, почти танцуя, принялся снимать.

Больше двух недель прожили кинооператоры в Колашине. Правда, скоро бездействие стало их раздражать. Очень хотелось работать. Наконец пришло сообщение, что 1-й Пролетарский корпус отправляется через Санджак на Белград. Если все пройдет по плану, то где-то у Белграда югославские части должны встретиться с Красной армией. Весьма вероятно, что две братские армии будут освобождать столицу совместными усилиями. Другой корпус пойдет к берегам Адриатического моря. У него своя задача – освобождение побережья, одновременно ему предстояло отрезать пути отступления противника. Так что кинооператорам пришлось разделиться. Ешурин двинулся в белградском направлении, а Муромцев пошел вдоль Далматинского побережья.

С самого начала Виктор поставил перед собой конкретную задачу: как можно больше снимать фронтовую жизнь. Партизанские будни, боевые столкновения, переходы, взятие городов, отважные вылазки разведчиков. Невзирая на многочисленные опасности, работал он открыто и увлеченно, с полной самоотдачей, как настоящий кинохроникер.

Корпус несколько дней без отдыха двигался по горной местности. Однажды в узком ущелье колонну, в составе которой находился Муромцев, неожиданно обстреляли из засады. На партизан с воем летели мины, вокруг рвались гранаты. Было трудно и страшно, но югославы не пали духом. Колонна в 300 человек имела винтовки, ручные пулеметы, противотанковые ружья и дала решительный отпор фашистам. Разве может настоящий кинохроникер пройти мимо таких событий? Виктор, конечно, сразу же взялся за кинокамеру и снял эти драматичные моменты.

Как оператора его не могли оставить равнодушным красоты Югославии – высокие горы, живописное побережье, старинные города, красочные национальные костюмы. Все это Виктор запечатлел на кинопленке, впоследствии его съемки войдут во многие киносюжеты и документальные фильмы, посвященные этой балканской стране.

Из Черногории Муромцеву удалось попасть в Албанию, где местные партизаны успешно сражались с немецко-фашистскими войсками. Здесь он снял уникальные кадры – вступление в Тирану частей албанской Национально-освободительной армии и установление власти Временного демократического правительства.

Его старший напарник Владимир Ешурин с кинокамерой в пешем строю пересек практически всю Югославию. По мере продвижения 1-й Пролетарский корпус освобождал населенные пункты. Однажды поступил приказ взять штурмом город Брус, к которому партизаны подошли совсем близко: они находились в какой-нибудь тысяче метров от ближайших домов. Необходимо было затаиться. Прозвучала команда не курить и не разговаривать. В полночь комдиву доставили сообщение из штаба корпуса: штурм Бруса отменяется – противник ушел из города без боя.

Но были и трагические эпизоды. Однажды в горах корпус вытянулся в колонну. Кончилась широкая дорога, пошла петлять в горы узкая тропа. Свернуть в сторону теперь некуда: вверху – круча, внизу – бездонная пропасть. Но главная опасность была в небе. Вражеский самолет медленно пролетел на небольшой высоте вдоль всей партизанской колонны, Затем развернулся и вторично полетел вдоль цели, Он не стрелял. Наоборот, издевательски покачал крыльями – привет. Когда прилетел в третий раз, раздалась пулеметная очередь. Падали вниз и лошади, и люди, грохот не умолкал долго. В самый тяжелый момент кто-то запел песню «Ой, Морава». Песню широкую, спокойную, красивую. К партизанам вернулось мужество, и колонна продолжила движение.

В конце сентября части 1-го Пролетарского корпуса подошли достаточно близко к Белграду и готовились соединиться с Красной армией. Во время перехода лошадь, груженная киноаппаратурой, сорвалась с тропы и упала в горную реку. Случилось это в тот момент, когда вдали уже были видны советские танки, автомобили, пехота. Ешурин страшно переживал из-за того, что не смог снять историческую встречу двух армий.

Начав наступление от болгарской границы, советские войска уже в октябре подошли к столице Югославии. Бои за освобождение Белграда велись совместно с частями Народно-освободительной армии. Битва за город была на редкость ожесточенной. Советские танки утюжили улицы, расчищали путь пехоте. С боем приходилось брать почти каждый дом. Наступавшие части прицельным огнем поддерживали корабли Дунайской флотилии. 20 октября 1944 года враг наконец сложил оружие.

Здесь, в освобожденном Белграде, кинооператоры встретились в последний раз. Муромцев приехал сюда за кинопленкой, Ешурин поделился с ним своими резервными запасами. Они недолго пробыли вместе – Виктор спешил в дорогу.

Весной 1944 года части Югославской армии с боями двигались по Адриатическому побережью, освобождая город за городом. Предстоял штурм Триеста. Командование решило распределить силы так: танковую бригаду, бригаду самоходных орудий и стрелковую дивизию направить непосредственно на штурм города – эти части должны были разгромить гитлеровский гарнизон. Другим соединениям предстояло сдерживать вражеские силы, которые находились северо-западнее города.

Вскоре Югославская армия и местные партизаны начали боевые действия на ближних подступах к Триесту, всего в 5 км от его центра.

Муромцев двигался в первом эшелоне наступающих на Триест частей. Кинооператор был на одном из танков, когда недалеко от него разгорелся уличный бой между югославскими танками и самоходными орудиями гитлеровцев. Желая более подробно снять бой, Виктор соскочил с брони и бежал рядом с танком. В этот момент его настиг осколок вражеского снаряда. Случилось это 30 апреля 1945 года. Тот факт, что Муромцев погиб на передовой, свидетельствует о его личной храбрости: он никогда не прятался в укрытие, никогда не шел во втором эшелоне. Виктор как настоящий солдат всегда был в самом центре боя, рядом со смертью.

В Триесте были организованы торжественные похороны, во время которых проститься с Муромцевым пришли тысячи людей. Виктор был похоронен в братской могиле. Перед тем как Триест отошел к Италии, останки освобождавших его воинов перенесли в другое место, на югославскую территорию. С тех пор прах кинооператора покоится в селе Зава.

В 1946 году на экраны Советского Союза вышел документальный фильм «Югославия» (режиссер Леонид Варламов), в котором были использованы съемки Муромцева. Эта кинокартина, тепло принятая зрителями и прессой, рассказывала о героической борьбе югославских партизан с фашистскими захватчиками. Создатели фильма были удостоены Сталинской премии, в том числе и Виктор Муромцев – посмертно.