Лев Борисович Шеффер – кинорежиссер, сценарист, писатель-переводчик


28.09.2021

Адольф Шеффер

Автор:
Адольф Шеффер

Шеффер Адольф Львович  (1924, Одесса — 2020, Севастополь), архитектор. После войны окончил Московский архитектурный институт; заслуженный архитектор Украины, член-корреспондент академии архитектуры Украины. Принимал участие в проектировании обелиска в честь города-героя Севастополя, памятника Героям-подводникам ЧФ, Триумфальной арки в честь 200-летия Севастополя, Памятных знаков адмиралам Ф.Клокачеву и В.Корнилову, автор реконструкции Дворца пионеров, памятника затопленным кораблям, памятников на 1,2,3 бастионах, на Малаховом кургане.

Источник: www.odessa-memory.info. Воспоминания Адольфа Львовича Шеффера об отце записал журналист Борис Гельман.

Лев Борисович Шеффер – кинорежиссер, сценарист, писатель-переводчик. Родился в Одессе 28 сентября 1894 года. Учился в хедере. В первые послереволюционные годы на слуху были выдающиеся кинодеятели: Эйзенштейн, Пудовкин, Дзиган, Рошаль, Тамарин, Кторов, Ильинский... Но осталось немало и менее известных первопроходцев нашего киноискусства. Один из них – кинорежиссер Лев Борисович Шеффер. О его жизни и творческом пути рассказывает сын – Шеффер Адольф Львович.

Его путь в кино оказался очень необычным. В году 1912-м шестнадцатилетний одесский мальчик Лева, услышав о дальних родственниках в Английском королевстве, решился их повидать. Как он туда добрался через пять европейских стран, неизвестно. Но факт: Лева Шеффер появился в городе Глазго, где сделал первые шаги к своей будущей профессии.

Он выучился на киномеханика, освоил английский язык, знание которого его кормило в будущем. Вернулся Левка Шеффер в родной город, когда узнал о том, что в России свершилась революция.

В далеком 1922 году он поступил на Одесскую кинофабрику лаборантом. Это было время способных и напористых самоучек, не убоявшихся взяться за новое дело, интересное и многообещающее... Они прошли через горнило Гражданской войны и строили новую жизнь. Через три года отец был приглашен в Москву на киностудию «Мосфильм». Вскоре Лев Шеффер снял кинофильм «Ветер» («Ошибка Василия Гулявина») по повести молодого драматурга Бориса Лавренева. Неожиданно эта лента оказалась первым советским фильмом, прорвавшимся в кинопрокат за границу. Он очень широко показывался под разными названиями: в Германии – «Матросский полк № 17», во Франции – «Демон степей».

Этот факт наши киноведы запамятовали. И в журнале «Советский экран» (№ 7, 1965) написано: “Второй раз, ныне под названием «Ярость» снова экранизируется повесть Б. Лавренева «Ветер», которая впервые появилась на экране почти 40 лет назад”. А фамилии первых постановщиков «Ветра» и их успех за границей были опущены.

Также чудом сохранился и «Ветер»! Недавно нам прислали на память эту часовую ленту. Я, не отрываясь, смотрел немые и так много говорящие кадры, лаконичные и ярко художественные. Как несправедливы мы к черно-белому кино и старым его мастерам. И там Василий Гулявин произносит символическую фразу: “В Севастополь пробиваться надо! Там свои! Там флот!”.

В этом фильме драматические события Гражданской войны использовались для создания внешне занимательных детективно-приключенческих сюжетов. И не случайно первый кинематографический вариант «Ветра» имел еще два прокатных названия: «Ошибка Василия Гулявина» и «Атаманша Лелька». Эти названия говорили сами за себя. Ошибка красного командира Гулявина – роковая любовь к экзотической анархистке Лельке-одесситке – вот что главным образом интересовало постановщиков. Они готовы были дописать, “домыслить” писателя Б. Лавренева – лишь бы в центре событий оказалась бесшабашная красавица атаманша. В роли атаманши играла знаменитая красавица Оксана Подлесная!

...И вот по съемочной площадке, позванивая шпорами, снова проходит в черкеске Лелька-одесситка – Маргарита Володина. На этот раз ее Лелька неожиданно строга, почти сурова, в ней – ничего от роковой обольстительницы.

...Сейчас она выстрелит в комиссара Строева, выстрелит в упор, с трех шагов, а потом, схваченная за руки, будет исподлобья смотреть, как на чердак полуразрушенного дома ворвется Гулявин, как упадет он на колени перед убитым другом, как голову его посеребрит легкий снежок, падающий сквозь развороченную крышу. Потом он выведет Лельку во двор и махнет рукой, безмолвно давая команду к расстрелу.

Авторов кинематографического варианта «Ветра» интересовала священная ярость этого человека, подсказавшая ему правильный путь в революцию.

– Мы – яростные, – без улыбки, почти строго говорит артист Евгений Матвеев. Это означает, что дни Василия Гулявина стали днями Евгения Матвеева, увлекательными и нелегкими днями работы над новой ролью. Актер спорит с теми, кто хотел бы видеть его героя “причесанным и приглаженным”. Гулявин не спускал глаз со своего необстрелянного комиссара Строева (актер Горьковского драматического театра Владимир Митюков). В. Митюков и Е. Матвеев с полуслова понимают друг друга на съемочной площадке.

Пусть читатели простят меня, весьма далекого от кино человека, но я через 46 лет пытаюсь восстановить, извлечь из памяти историю творческого пути моего отца. В списке "Кинорежиссеры СССР" Лев Борисович Шеффер стоит после Э. Шенгелая и Л. Шепитько, а на 10 строк ниже по алфавиту – знаменитый С. Эйзенштейн.

Так вот, в 1925 году судьба свела на «Мосфильме» Л. Шеффера с режиссерами С. Эйзенштейном и А. Роомом в фильме «1905 год» ("Броненосец «Потемкин»")! Абраму Роому и Льву Шефферу поручалось снять эпизоды "Митинг в цирке" и "Пресненские баррикадные бои" в Москве, а Сергей Эйзенштейн с ассистентом Григорием Александровым (такие тогда были ассистенты!) поехал на юг, в Севастополь и Одессу, снимать эпизод “Восстание на броненосце «Потемкин»”. Позднее эпизоды “Броненосец «Потемкин»” и “Красная Пресня” вышли на экраны как отдельные фильмы.

Довелось кинорежиссеру Л.Б. Шефферу соприкоснуться и с молодым ассистентом Иваном Пырьевым в 1926 году при съемках фильма “Двор” по повести писательницы Анны Караваевой. И. Пырьев попытался отстранить Л. Шеффера, хотел сам снять картину, но ему почему-то не удалось осуществить свой замысел. Повесть “Двор” была экранизирована Л. Шеффером в 1927 году под названием “Красавица Харита”.

Итак, кинорежиссером Л. Шеффером с 1923 года на Одесской киностудии сняты фильмы “Черноморье”, “Осоавиахим”, “День газеты”, “Советский воздух”, а в 1925 году на “Мосфильме” – “Ветер”, “Красная Пресня” (в соавторстве с А. Роомом), “Красавица Харита” и “Путь в Дамаск”, “Две матери”, “Борьба этажей”, “Суд Соломона” (1931).

В этих фильмах играли известные тогда киноартисты Иван Капралов, Эмма Цесарская, Оксана Подлесная. В роли шестилетнего мальчика в фильме «Две матери» снялся Володя Белоусов (1928-2018) – вице-президент Российской академии Архитектуры, профессор, доктор архитектуры, академик Европейской академии искусств.

Фильм «Две матери» чудом сохранился в Госфильмофонде (ведь автор был репрессирован), кроме 2 и 3 частей. В нем также сыграл в эпизоде и сам режиссер Л.Б. Шеффер. Я этот эпизод видел в детстве в 1932 году в кинотеатре в Одессе. Отец запомнился мне с лысой головой, без пиджака, в подтяжках. Я тогда закричал на весь кинозал: "Это мой папа!".

Также чудом сохранился и «Ветер»! Недавно нам прислали на память его часовую ленту. Я, не отрываясь, смотрел немые и так много говорящие кадры, лаконичные и ярко художественные. Как несправедливы мы к черно-белому кино и старым его мастерам. И там Василий Гулявин произносит символическую фразу: "В Севастополь пробиваться надо! Там свои! Там флот!".

В 1936-1939 годах Л.Б. Шеффер работал в Монголии советником по организации монгольского кинематографа и вернулся в Москву в начале 1940 года.

Монголия, съемки у озера Буир-Нур. Режиссер Шеффер, оператор Гусев.

Во время битвы за Москву в 1941 году служил батальонным комиссаром, а затем был отозван на студию «Мосфильм» в Новосибирск.

Прекрасно говоривший на английском языке (шесть лет жизни в Шотландии), Л.Б. Шеффер был бессменным членом правления Московского дома кино и переводил на слух и по титрам иностранные фильмы во время демонстрации.

В 1961 году Лев Борисович стал писателем-переводчиком. В содружестве с писателем В. Грибановым он создал сокращенный перевод биографии Авраама Линкольна, написанной американским поэтом Карлом Сендбергом в 14 томах и переведенной на многие языки мира. «Линкольн» вышел в серии «Жизнь замечательных людей» томом в 700 страниц в 1961 году, тиражом 90.000 экземпляров. Книга читается с захватывающим интересом. Ее выход пришелся ко времени потепления отношений между СССР и США. В 1962 году отец прислал ее нам в Севастополь с дарственной надписью: "От почти литератора". Это очень характерная для него ироничная скромность.

Он приехал к нам в Севастополь в 1980 году, вместе с моим сыном Борисом, который возвращался из командировки в Москву. В это время в Московском доме кино чествовали старейших деятелей киноискусства, и в президиуме, рядом со знаменитым Марком Донским, сидел и Лев Шеффер.

В 1980-е он написал сценарий «Великий Шаляпин» – его последняя работа.

Судьба Льва Борисовича Шеффера была полна творческих свершений как одного из первопроходцев советского кино, тягот лихолетий Гражданской и Великой Отечественной войн, трагедии неправедных репрессий в 1951 году (4 года сталинских лагерей) и счастливого торжества справедливости – полной реабилитации и восстановления в партии. Тогда это был вопрос жизни и смерти.

Шло чествование Л.И. Брежнева в связи с его юбилеем. Нашли в Москве двух старейших киношников и партийцев со стажем – четырежды лауреата Госпремии Марка Донского (с 1945 года) и Льва Шеффера (с 1922 года). Им за воспоминания о Леониде Ильиче Брежневе были обещаны ордена. Но отец отказался наотрез: “Я с ним не работал, не знаю об особых заслугах, подтвердить или рассказать что-либо не могу!”. И от него “орденок уплыл”. Такой характер.

Потомство Льва Борисовича Шеффера – трое сыновей, трое внуков и две внучки – его не забывает.

Мы проводили Л.Б. Шеффера в последний путь 20 ноября 1988 года (в возрасте 94 лет) на Востряковском кладбище в Москве. Никто из киношных деятелей проститься с ним не пришел.

Мы знаем и помним, что наш отец был искренне предан Отечеству и своему хлопотному, ответственному делу – кинорежиссуре, которой и посвятил всю свою жизнь.

Я еще надеюсь, что в Москве в серии «Первопроходцы российского кино» выйдет тоненькая книжка о режиссере «Мосфильма» Л.Б. Шеффере, чей фильм «Ветер» первым в СССР вырвался в далеком 1926 году на просторы мирового экрана, чей творческий путь начался в Украине, в Одессе.


СПРАВКА

Шеффер Лев Борисович (1894 — 1988)

ШЕФФЕР Лев Борисович (28 сентября 1894, Одесса — 19 ноября 1987, Москва) — режиссер, сценарист. С 1922 — член ВКП(б) — КПСС.

В 1910–1917 — киномеханик различных кинотеатров в Шотландии.
В 1917–1924 — на военной, партийной и административной работе (был работником Свердловского районного парткома в Одессе, секр. Одесской к/ф-ки ВУФКУ и др.).
В 1922 году окончил Одесские кинотеатральные курсы.
В 1924–1925 — зав. лабораторией и реж. Одесской к/ф-ки ВУФКУ.
С 1926 — реж. 1-й к/ф-ки «Госкино», московских к/ф-к «Совкино», «Союзкино». Затем — на различных к/ф-ках и к/ст.
С 1944 — реж. к/ст. «Воентехфильм» / «Моснаучфильм».

Был репрессирован. В октябре 1952 г. арестован по «делу» о «коллективном заговоре еврейских националистов» на к/ст. «Моснаучфильм», которое в то время начало фабриковать МГБ.
Ему инкриминировали то, что в учебном ф. для студентов Военного института
иностранных языков он снял «в значительной мере лиц еврейской национальности… тем самым… не дал верного представления о многонациональном составе учащихся учебных заведений…».

10.09.1953 судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда приговорен по ст. 58 – 10 к лишению свободы сроком на 10 лет с последующим поражением в избирательных правах сроком на три года. В 1955 г. реабилитирован.

С 1954 — сценарист, реж. к/ст. «Моснаучфильм».

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Режиссёр

1924 — День газеты
1925 — Осоавиахим
1925 — Советский воздух
1925 — Черноморье
1926 — Ветер / Ошибка Василия Гулявина / Атаманша Лелька (совместно с Ч. Сабинским)
1926 — Красная пресня (совместно с Л. Муром, А. Роомом, А. Перегудом)
1927 — Путь в Дамаск / Утриш
1927 — Красавица Харита / Двор. Нелепое сердце
1929 — На повороте
1931 — Две матери / Борьба этажей / Суд Соломона
1931 — Шерстепрядильная фабрика
1939 — Береги социалистическую собственность от пожара
1939 — Улучшение пород крупного рогатого скота
1940 — Стахановские приёмы и методы обработки рыбы
1941 — Полуавтоматическая литейная машина
1941 — Противохимическое звено группы самозащиты
1942 — Боец в строю
1942 — Противовоздушная и противохимическая оборона тыла (совместно с С. Левит-Гуревичем)
1943 — Железнодорожные сооружения и их содержание
1943 — Осмотр железнодорожных устройств
1944 — Методы работы лауреатов Сталинской премии тт. А. Семиволоса и И. Завертайло
1946 — Гром и молния

Сценарист

1927 — Красавица Харита / Двор. Нелепое сердце (совместно с И. Соколовым)
1931 — Две матери / Борьба этажей / Суд Соломона (совместно с Ю. Васильчиковым, М. Белостоцким)
1941 — Полуавтоматическая литейная машина (совместно с Э. Двинским)
1956 — В мире ультразвуков (совместно с Е. Гарлинской, Е. Ксандровым)

Источник: Фактографическая история кино в Украине. 1896—1930, 2016, с. 439.