Из книги А. Казначеева и Ц. Клячко «Рядом с солдатом» (Москва, издание Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства, 1982 г.). Материал предоставлен проектом «Солдатский храм».
На фото легендарная «Коломбина» (так кинооператоры называли фургон, на котором передвигались в действующей армии). Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).
Из воспоминаний оператора Александра Казначеева
Водители киногрупп – я часто их добром вспоминаю. Считаю своим долгом рассказать о шоферах нашей киногруппы.
Михаил Мисецкий, самый старший среди наших шоферов, пришел в киногруппу в первые дни войны. Его маленькую юркую легковую машину, казалось, никакой бездорожье не могло ни остановить, ни задержать. Мы всегда видели небольшую фигуру Миши у своей, как он ее называл, «антилопы». То он ее чистил, то возился с мотором, то менял колеса. В редкие свободные часы никогда не сидел сложа руки.
На Кавказе, когда было необходимо срочно доставить в Тбилиси к самолету отснятый материал, Михаил, несмотря на протесты контрольных постов, по обстреливаемой горной дороге, чудом не сломав себе голову, благополучно проскочил и вовремя доставил пленку. В тот же вечер снятый материал был в Москве.
Сергей Лопач, другой наш водитель, был находчивым и очень смелым человеком, прекрасно водил машину. Однажды, в начале войны, вез он на съемки Марка Трояновского, Соломона Когана, Андрея Сологубова. И неожиданно машина выскочила на замаскированный противотанковый расчет немцев. Как назло, на этот раз ни у кого не оказалось оружия. Лопач, не растерявшись, резко остановил машину, потом, включив мотор, дал задний ход и на большой скорости развернулся. Машину забросило в кювет, она начала буксовать, но Сергей заставил ее вырваться на дорогу и понесся в сторону от немецкого расчета, поднявшего запоздалую стрельбу.
На фото (слева направо) операторы и начальники фронтовых киногрупп: А. Д. Каиров, Р. Г. Григорьев, С. И. Коган, М. А. Трояновский, А. Ф. Казначеев, И. П. Копалин. Фото из семейного архива А. М. Трояновского (сына М. А. Трояновского).
У водителя Репях во время съемок боевого эпизода операторами Мазрухо и Ханкояном отказал мотор. И Репях, под огнем противника, раздобыл другой мотор, да еще ухитрился сменить даже колеса.
В течение всей войны водители фронтовых киногрупп, рискуя жизнью, спасали аппаратуру, машины и жизнь операторов. И я надеюсь, хоть и не слыхал об этом, что фронтовые шоферы были заслуженно награждены.