18.10.2016

Нина Ярошевич

В 1979 — 1991 — администратор, директор картины Производственно-творческого объединения № 1, редактор ТПО "Хроника" (ЦСДФ). 

Обмен воспоминаниями состоялся в 2013 году. Прочитав заметку Екатерины Андриканис «Как мы жили при Советской Власти» вспомнила одну историю во времена моей работы на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) — поход в Институт марксизма-ленинизма (ИМЛ)...

Лето 1989 года. Перестройка в самом разгаре. На ЦСДФ выходят перестроечные фильмы: "Колокол Чернобыля (реж. Р. Сергиенко) — о катастрофе на Чернобыльской АЭС, "Николай Бухарин" (реж. Е. Андриканис) — о сталинских репрессиях 30-х годов, "Он брал Зимний" (реж. и автор сценария Е. Андиканис) — о  потомственном дворянине, революционере В. А. Антонове-Овсеенко, командовавшим взятием Зимнего дворца, в последствии был репрессирован и расстрелян в феврале 1938 года,  "Возвращение" и "Афганский сонник" (оба реж. Т. Чубаковой) — о ребятах, вернувшихся из Афганистана, "Предел" (реж. Т. Скабард) — о женщинах-алкоголичках, "Чёрный квадрат" (реж. И. Пастернак) — история советского авангарда, "Группа товарищей" (реж. М. Ляховецкий), о судьбах творческой интеллигенции в "эпоху застоя",  "Откровение" (реж. А. Кибкало), о лидерах "Демократического союза"  и другие.

Режиссёр Мария Николаевна Гаврилова (на студии её звали Муся) снимает два короткометражных фильма о В.И. Ленине по заказу музея вождя. Консультанты фильмов, они же научные сотрудники музея, были очень доброжелательны, чувствовался ветер перемен… предстоящей бури ещё никто не ожидал. Работники музея рассказывали интересные подробности из жизни Владимира Ильича, например, у него в Швейцарии был сын. Этот белокурый мальчик, похожий на Володю Ульянова, впоследствии стал ученым и т.д. Несмотря на провозглашение в стране политики гласности, в фильм этот и другие интересные факты из жизни вождя не вошли.

ИМЛ. 70-е годы прошлого века.

Не найдя нужных архивных материалов в Красногорске, мы поехали, а вернее пошли с Марией Николаевной в Столешников переулок в Институт марксизма-ленинизма (ИМЛ) при ЦК КПСС, благо, что от Лихова переулка, где располагалась в те годы ЦСДФ, до Столешникова было минут 10 ходьбы. В институте мы провели несколько часов в поиске нужных фотографий, наступил обеденный перерыв, и тут сотрудники архива предложили нам идти обедать в их столовую. Гаврилова была человеком скромным, стала отказываться, мол, вернёмся на студию, там и пообедаем, а я принялась её уговаривать остаться. Что-то внутри мне подсказывало, надо приглашение обязательно принять. После недолгих раздумий она всё же согласилась. В сопровождении одной из сотрудниц мы проследовали в столовую, которую с лёгкостью можно было бы назвать уютным ресторанчиком в самом современном понимании. В столовой ИМЛ было необыкновенно чисто, столы покрыты белыми скатертями, белая фарфоровая посуда и столовые приборы из нержавейки.
Здесь надо сделать небольшое отступление для тех, кто никогда не был на ЦСДФ и, следовательно, не имел удовольствия в нашей столовой обедать. Столовая ЦСДФ, впрочем, как и столовые других советских учреждений, являлись благодатной средой обитания совкового общепита. То ли дело спецстоловые и спецбуфеты Кремля, ЦК КПСС, обкомов и райкомов, для обычного человека недоступная роскошь. 
Когда та или иная съемочная группа выезжала на так называемые «правительственные съемки» в Кремль или КДС, то нам, рядовым сотрудникам студии, кое-что перепадало (лично меня угощали ассистенты операторов) с барского плеча, а вернее с барского стола спецбуфетов — это и сосиски из натурального мяса без добавления «туалетной бумаги», как тогда шутили, а также чудесные пирожки с различными начинками. За последние 20-ть лет об этом уже много написано и сказано. Замечу только, что через несколько лет по роду работы мне приходилось бывать, следовательно, и обедать, в различных буфетах и столовых Аппарата Правительства и Администрации Президента, но такого высочайшего качества продуктов, которыми кормили сотрудников ЦК КПСС на Старой Площади в годы так называемого застоя, там уже не было…

В 1989 году столовая ИМЛ была своеобразным примером качества жизни его (института) сотрудников. Правда, ассортимент был не слишком разнообразным, но это был удивительный ассортимент... маслины и оливки в маленьких вазочках, свежайшая таллиннская полукопченая колбаса, порезанная большими порционными кусочками, были восхитительны, а ещё предлагалось воздушное пюре и бефстроганов из говяжьей печени. Стоило всё это счастье копейки в прямом смысле. Муся взяла бефстроганов с пюре и колбасу, при этом заплатив за всё порядка 60-ти копеек, а я добавила ещё и маслины, заплатив уже 80 копеек. Брали ещё десерты, но точно не помню, что именно, кажется взбитые сливки. 
Распрощавшись с гостеприимными работниками ИМЛ, мы вышли из здания и молча направились в сторону ЦСДФ. Муся было мрачнее тучи. В районе Петровки 38 у неё вырвалось: "Не понимаю, за что мы боролись все эти годы...". Мария Николаевна была настоящей коммунисткой и честным человеком. И ей было сие непонятно... В столовой ЦСДФ нельзя было пообедать меньше, чем за 1-1.2 руб. да и то без маслин, таллиннской колбасы и аппетита…

В связи с ответом Екатерины Андриканис "КАК МЫ ПИТАЛИСЬ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. Ответ Нине Ярошевич", вспомнилась ещё одна занятная история о студийной столовой и кулинарных способностях её поваров, а если точнее — поварих...

Перессказываю историю приготовления обеда для американских кинемотографистов, которую однажды рассказал в редакции ЦСДФ Тенгиз Семёнов (режиссёр фильмов «Блокада Ленинграда» и «Величайшее танковое сражение» киноэпопеи «Великая Отечественная»).

1977 — 1978 гг.. Студия стоит "на ушах"... в производстве 20-ти серийная киноэпопея «Великая Отечественная» советско-американского производства под руководством легендарного Романа Кармена. Подробности создания киноэпопеи можно прочитать здесь

Как вспоминают соратники Романа Кармена, работать приходилось не только днём, но и по ночам. Время катастрофически не хватало. Американских кинематографистов обычно возили обедать в гостиницу "Москва". И вот однажды решили организовать обед на студии в Лиховом переулке.  Директор ЦСДФ Евгений Козырев, он же главный редактор всех 20-ти серий киноэпопеи, достал из сейфа подотчётные деньги, администратор побежал на Центральный рынок [1], благо, он находился в 10 минутах ходьбы от ЦСДФ. Для приготовления достойного обеда купили всё самое лучшее: отборное мясо, овощи, фрукты... Здесь нужно сделать отступление и рассказать, что представлял из себя Центральный рынок в конце 70-х годов прошлого столетия.

Овощной павильон Центрального рынка. Конец 70-х годов прошлого века.

Во-первых, сочетание колхозного рынка с советским универмагом: тоговали всем — цветами, молоком, мясом, овощами, одеждой, обувью, канцтоварами. Во-вторых, это был самый дорогой рынок в Москве, да и во всей стране. Например, килограмм мясной вырезки стоил на Центральном рынке  — 10 рублей (при цене в магазине — 2 — 3 рубля за кг), виноград "дамские пальчики" — 6 рублей за кг и это при средней зарплате в 100 — 120 рублей.

Центральный рынок. 1961 год.

Деликатесов в нашем сегодняшнем понимании на рынке не продавали, если не считать молочных поросят, которых покупали обеспеченные граждане в канун Рождества, которое в эпоху "развитого социализма" отмечали не только верующие, но и атеисты, а также Нового года. Все без исключения продукты на рынке были отменного качества. В предпраздничные дни рынок был переполнен страждущими купить всё это продуктовое великолепие. Необходимо отметить, что рыба на рынке не продавалась. Как будто рыбы в стране не было... Обычно по дороге на работу я проходила по территории рынка,  вернее по проходу между Старым цирком и зданиями рынка-универмага, но можно было пройти сквозь само здание, а по дороге вдохнуть запах свежих цветов (накануне 8-го марта цветочным рядам отдавали практически весь первый этаж), подняться по лестнице в овощной павильон и вдохнуть запах свежих трав, привезённых из Абхазии, выйти на улицу, где располагались мясные ряды, но мясо меня не интересовало... в те далёкие годы я была вегетарианкой.

Проход на Цветной бульвар между зданиями Центрального рынка (слева на фото) и Старым цирком. Фото В. Шульца. 1981 год.

Но вернёмся к приготовлению обеда для американских кинематографистов на кухне столовой ЦСДФ. Все продукты передали местной поварихе в надежде, что будет приготовлен обед не хуже, чем в ресторане гостиницы "Москва" (о ресторанах этого известного отеля знала не понаслышке, примерно в это время мне посчастливилось отобедать в одном из ресторанов в группе канадских кинематографистов, но это уже другая история).
Каково же было удивление присутствующих на обеде кинематографистов, когда они поняли, что из первоклассных продуктов повариха приготовила обычную столовскую еду...

ТЦ Цветной. Фото 2011 года.

В апреле 1978 года ушёл из жизни Роман Кармен. Киноэпопею уже заканчивали без него. Фильмы были тепло встречены в США. В то же время многие позитивные решения, достигнутые в период разрядки на рубеже 70-х и 80-х годов, ушли в прошлое. Охлаждение в отношениях между СССР и США перерасли  в очередной виток наращивания гонки вооружений. Впереди нас ждала война в Афганистане, бойкот Олимпийских игр в Москве, череда похорон престарелых генсеков... До начала перестройки оставалось шесть лет...

1. Центальный рынок существовал в Москве по соседству с цирком на Цветном бульваре с 1937 года. В 1959 году на его месте было построено первое в Москве здание крытого рынка. В 1994 году рынок был закрыт. 2007 году его приобрела компания RGI International. В конце 2010 года на его месте открылся английский универмаг "Цветной" с подземной парковкой на 400 машин.