ГУМ

Полнометражный фильм, 1954 год

Фильм:
ГУМ
(год выпуска – 1954)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(5 частей, хронометраж – 00:47:40)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
архитектура, город, история, легкая промышленность, пищевая промышленность, строительство, текстильная промышленность

Ссылка на РГАКФД (8612)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Художественно-документальный фильм о крупнейшем в СССР Государственном универсальном магазине (ГУМ) в Москве.

В фильм вошли кадрывиды г. Москвы — ГУМ, доставка товаров в ГУМ, продажа одежды, обуви, тканей, мехов; детских игрушек, мебели, бытовой техники, музыкальных инструментов, посуды, парфюмерии, народных промыслов, подарков, ковровых изделий, продуктов. Работа ателье, демонстрация мод. Работа бюро обслуживания, детская комната, стол заказов, закусочная, технические подразделения ГУМа.

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Авторы сценарияЕ. Кригер, Л. Кристи

Режиссеры: Л. Кристи, З. Тузова 

Операторы: С. Семенов, Е. Лозовский 

Композитор Ю. Ефимов

Диктор Л. Хмара 

Авторы текста: Е. Кригер, Ю. Каравкин 


СПРАВКА

1. ГУМ расположен на издавна отведенном для торговли месте — продольной стороне Красной площади, напротив Кремля. Здесь в 10-х годах XIX века архитектор О. Бове соорудил после пожара Москвы здание Рядов, которое, хотя и выделялось своими архитектурно-художественными качествами, но пятьдесят лет спустя уже не отвечало развившейся торговле. Московское купечество решило его перестроить.

2. Архитектор А. Померанцев хорошо справился со сложной задачей постройки нового типа торгового сооружения. Вдоль трех широких проходов (пассажей) он разместил в два этажа магазины, общее число которых достигало тысячи. Проходы были перекрыты стеклянными дугообразными крышами, потребовавшими металлических конструкций весом в 50 тысяч пудов (833 тонны).
Во внешней отделке здания гранит, мрамор и радомский песчаник были применены для воспроизведения многочисленных древнерусских декоративных форм.

3. После Великой октябрьской революции в исторических интерьерах торговых рядов обосновались подведомственные организации. До начала 1950-х годов ГУМ оставался правительственным учреждением.

4. В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Народного Комиссариата Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) в Москве. Предполагаемое место строительства — Красная площадь. Задача перед архитекторами стояла по-истине масштабная: необходимо было вписать здание в сложившуюся композицию Кремля. В статье, посвященной конкурсу, напечатанной в «Архитектуре СССР» (1934), ставилась следующая задача: «Перед проектировщиками было поставлено задание исключительно ответственное как по характеру и масштабам самого объекта проектирования, так, в особенности, по той ансамблевой задаче, которая должна была быть одновременно разрешена. Красная площадь – этот «форум социалистической Москвы» — явилась по условиям данного задания непосредственной темой творческой работы участников конкурса. Архитектору пришлось иметь здесь дело — в отличие от многочисленных других случаев перепланировки и реконструкции старых московских ансамблей – с архитектурным наследством исключительно высокого художественного и исторического значения».
На фоне других проектов выделяевыделялась работа Константина Мельникова. В опубликованной пояснительной записке Мельников так охарактеризовал свой конкурсный проект Наркомтяжпрома: «База социализма — тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома…».
Проект Мельникова, как и проекты других архитекторов так и не были реализованы.

5. В 1947 году к председателю Комитета по делам архитектуры Г.А. Симонову пригласили Б.М. Иофана, С.Д. Меркурова, А.Г. Мордвинова, В.И. Мухину, Б.Р. Рубаненко, Д.Н. Чечулина, А.В. Щусева и других архитекторов и скульпторов. По поручению Правительства им было предложено обсудить вопрос об установке на Красной площади памятника в честь Победы в Великой Отечественной войне. ГУМ оказался сооружением, которое этому мешало.

6. Избавиться от ГУМа предлагали различными способами, но все они оказывались дорогими и сложными. ГУМ пытались спрятать за трибунами и даже за простой стеной, которая отгородила бы его от Красной площади и памятника Победы. На этот раз смерть Сталина помешала реализоваться этому плану и через несколько месяцев после похорон Сталина правительство приняло решение выселить из ГУМа все учреждения и возобновить там торговлю.1953 год — считается годом второго рождения ГУМа.

7. Прежде всего потребовалось реконструировать старое здание. Неудобные, отделенные друг от друга стенами маленькие торговые отделы надо было объединить в просторные светлые помещения. Выполнение этой ответственной задачи было возложено на многочисленную армию архитекторов, художников, каменщиков, штукатуров, плотников, столяров, мраморщиков, электриков, слесарей, маляров. Свыше 200 предприятий Москвы и других городов страны направляли в ГУМ строительные материалы, торговое оборудование, машины, механизмы.

8. В 1953 году состоялось открытие обновлённого ГУМа.

9. В 1959 году глава модного дома «Кристиан Диор» Ив Сен-Лоран привез в Москву новую коллекцию одежды. Модные дефиле прошли в спортивном клубе «Крылья Советов», на предприятиях и закрытых показах. Также была проведена фотосессия, когда одетые для подиума девушки гуляли по главному магазину страны, которым в то время являлся ГУМ. Этот мероприятие позволило впервые познакомить простых москвичей с коллекцией знаменитого французского модельера.

10. В 1970-х годах была начата ещё одна реставрация здания, которую завершили к 1985 году.

11. В 1990 году магазин был акционирован, а в 1992 году — приватизирован. Несмотря на то, что магазин перестал быть государственным, название «ГУМ» сохранено и используется наряду со старым названием — «Верхние торговые ряды».

12. В 1997 — 2001 и в 2011 — 2012 годах были проведены фрагментарные реставрационные работы на фасадах, в вестибюлях, отдельных торговых помещениях здания, которые выполнили по проекту архитектора-реставратора М.Б. Канаева и под научным руководством Г.В. Мудрова. В ходе первого этапа реставрации здание иллюминировали линиями электрических лампочек, подчёркивающих архитектурные элементы фасада и силуэт постройки.

Источник: М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г., а также сайт: www.krasfun.ru