Фильм:
Есть метро
(год выпуска – 1935)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей)

Категории:
архитектура, индустриализация, промышленность, строительство, экономика

Ссылка на РГАКФД (3664)

О фильме

15 мая 1935 года была открыта первая очередь московского метро — от «Сокольников» до «Парка культуры».  Протяженность первой линии метрополитена составляла 11,6 км трассы. 

Пуск первой очереди стал достижением не только метростроителей, но и всей советской промышленности. Заказы, поступавшие со строительства первой очереди московского метро, выполняли 540 заводов по всему Советскому Союзу. На её сооружение ушло 88 тысяч тонн металла, около 600 тысяч кубометров лесоматериалов, 330 тысяч тонн цемента, миллионы кубометров щебня, бута, гравия.

В фильм вошли кадры: движение общественного транспорта, пешеходы на улицах Москвы; москвичи на трамвайных остановках, пассажиры в переполненных трамваях; строительство метрополитена; быт метростроевцев; работы в подземных туннелях; Л. М. Каганович осматривает один из подземных туннелей; проекты станций метро; Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов на одном из торжественных заседаний; отделка станций "Сокольники", "Дом Советов", "Комсомольская", "Охотный ряд"; станции: "Арбатская", "Смоленская", "Крымская"; здания, улицы города; Кремль ночью; улицы, станции метро вечером; открытие метро, среди присутствующих: Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин; начальник строительства Ротерт, строители, архитекторы; выступление Л. М. Кагановича.

Производство Союзкинохроники (1935)

Режиссёр Л. Степанова

Ассистент режиссера Е. Петухова

Операторы: А. Лебедев, Н. Степанов, М. Трояновский 

Звукооператоры: Н. Бертран, С. Ренский, С. Семёнов  

Композиторы: Э Фельдмана и А. Гран

Текст песни А. Безыменского

Директор картины П. Павлов

Цитаты

Московский метрополитен есть один из участков той великой войны, какую мы ведем уже десятки лет и в особенности в последние годы. Мы воюем за новое человеческое общество, мы воюем за новые права человека, мы воюем против эксплуатации, против рабства, за добровольный сознательный труд на благо всего коллектива, за труд, воодушевляющий людей, за труд, созидающий не только новые прекрасные вещи, но и нового человека. (Бурные аплодисменты.) <...>
И вот, товарищи, окончание строительства Московского метрополитена, на который государство дало более 700 миллионов рублей, знаменует собой не только начало, а настоящий, вошедший уже в жизнь период строительства для непосредственного обслуживания миллионных народных масс. Вот почему не случайно, что метро встречает такую любовь не только у москвичей, а и у всей страны. Вот почему делегаты съезда Советов и съезда колхозников, спускаясь под землю, на станции метрополитена, видели в метро воплощение своего ближайшего будущего. Они не ревновали, что в Москве построено такое сооружение, которого нет в других местах, а говорили: “Если наше правительство рабочих и крестьян сумело построить такое сооружение под землею, то оно сумеет и нас, в других городах и в колхозной деревне, повести к настоящей зажиточной и культурной жизни”. (Бурные аплодисменты.)
Наш метрополитен является не только практической, но и принципиальной победой социалистического строительства. С того момента, как появились социалисты, буржуазия отпугивала мелких буржуа и часть рабочих тем, что социализм — это казарма, что социализм хочет остричь всех под одну гребенку, одеть всех в одинаковые костюмы, создать казарменные дома, сделать жизнь однообразной. Некоторые индивидуалисты из-за такого поклепа отшатывались от социализма: мы-де не против социализма, но мы против казармы, говорили они. До Октябрьской революции мы разоблачали эту клевету словами. Теперь мы ее разбиваем до конца нашими большевистскими делами.

Л. М. Каганович, речь «Победа метрополитена — победа социализма», Источник